05012024Важное:

Ас-Салах и аль-Ислах – Быть праведным и Исправляющим

Ас-Салах и аль-Ислах

Быть праведным и Исправляющим в Коране

 

Исламские пассионарии и долг, который они на себя берут перед Всевышним Аллахом, пророком Мухаммадом и его Уммой – это и исправление испорченного.

Они придумали термин «исламист» (политический ислам, радикалы, фундаменталисты и т.д.) по сути, называя так тех, кто пытается исправлять испорченное, и пытается выстроить альтернативную исправляющую систему.

В хадисе Абу Хурейры пришло: «Ислам начался чуждым и обернется, как [и] начался, чуждым. И Туба (рай, райское древо) – чуждым (гъураба)!». Сподвижники спросили: Кто они эти чуждые? Он ответил: «Это исправляющие испорченное людьми».

 

Это не отменяет факта существования маргиналов и реальных радикалов (с позиции прямого пути ислама) из числа мусульман, использующих исламские знамена, символику, лозунги, но далеких от истинного пути. Однако не они цель пропаганды и её пугающих ярлыков. Они скорее повод войны против истинно исправляющих.

 

Конечно, строители, адепты, потребители систем испорченности испытывают раздражение от самого существования по соседству праведных людей (салихун). Но при определенных условиях, они готовы их терпеть, не всегда и не везде, но это возможно. Однако, они не будут мириться с попытками пойти против их повестки, ориентиров и системы. Именно поэтому, была вражда со всеми пророками истины, без исключения.

«Мы отправили Лута (Лота), и он сказал своему народу: «Неужели вы станете совершать мерзость, которую до вас не совершал никто из миров? В похотливом вожделении вы приходите к мужчинам вместо женщин. Воистину, вы – народ излишествующий». В ответ его народ лишь сказал: «Прогоните их из вашего селения. Воистину, эти люди хотят очиститься»». (7/80-82).

 

В Священном Коране это понятие приводиться как «Ислах» – исправление.

И здесь следует различать исправление (ислах) и исправный, праведный (салих). Не все праведные и правильные люди – исправляющие, и последние занимают особое положение в исламе. Как и не все испорченные – портящие, не все нечестивцы – распространяющие нечестивость на земле.

 

В чем секрет вражды к исправляющим? Изучая коранические истории пророков мы видим, что вражда, ненависть и противостояние происходили не между испорченностью и испорченными (фасад и фасидун) с одной стороны, и праведными, исправными (салихун) с другой стороны. Вражда и противостояние происходили между портящими (муфсидун) и исправляющими (муслихун).

Отталкиваясь от этой позиции, обратимся к нескольким блокам аятов, которые раскроют нам всю картину.

 

Первое – «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие (будет портить – фасад) и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (творения, нареченные именами) ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду». Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — Знающий, Мудрый». Он сказал: «О Адам! Поведай им об их именах». Когда Адам поведал им об их именах, Он сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю, что вы совершаете открыто и что утаиваете?». Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих. Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников». Дьявол же побудил их споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определенного срока». Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он — Принимающий покаяние, Милосердный». 2/30-37.

 

Это значить, нельзя отчаиваться, считая человека неисправно испорченным и портящим. «Он сказал: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!». 15/56.

В хадисе: «Кто сказал что люди погибли, тот их и погубил».

……………

 

Второе – Сфер применения Ислах – исправления и наведения порядка может быть много, они разнообразны.

«Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам творить добро, быть богобоязненным и примирять (исправлять) людей. Аллах — Слышащий, Знающий» 2/224.

 

«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро (исправлять) — хорошо». 2/220.

 

«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения (исправления), то Аллах поможет им. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий». 4/35.

 

«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять (исправлять) людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду». (4/114)

 

«Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир (исправят), ибо мирное решение — лучше». 4/128.

 

«Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику». Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими» 8/1.

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет на другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте (исправляйте) братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы». 49/9-10.

 

В хадисе: Пророка, мир ему, спросили: Кто такие гъураба, которым обещан Туба (рай, райское древо)? Он ответил: «Это те кто исправляет испорченное людьми».

………………..

 

Третье – Праведный это низшая степень. Высшая степень это участие в исправлении вне себя. Этим занимались пророки и Ислах наследие пророков.  «Он сказал: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне прекрасную долю? Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам, а хочу лишь исправить то, что в моих силах. Помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь.

О мой народ! Пусть ваши разногласия со мной не обрекут вас на то, что постигло народ Нуха (Ноя), или народ Худа, или народ Салиха. Народ Лута (Лота) также недалек от вас». 11/88-89.

 

«Если кто придерживается Писания и совершает молитву, то ведь Мы не теряем вознаграждения тех, кто исправляет (наводит порядок)». 7/170.

«Те, которые уверовали и исправляли, не познают страха и не будут опечалены». (6/48).

…………………………………….

 

Четвертое – Что касается народа и общества, которых пытаются исправить?

«Твой Господь не станет губить города по несправедливости, если они исправляющие». 11/117.

 

«Это произойдет потому, что твой Господь не губит города несправедливо, пока их жители пребывают в неведении» (6/131). Т.е. отсрочка тем, кто пребывают в неведении. Исправляющие должны снять пелену невежества и неведения.

 

«Аллах не стал подвергать их мучениям, пока ты находился среди них, и Аллах не стал подвергать их мучениям, пока они молили о прощении». 8/33. Пока среди них находился пророк (исправляющий) и пока они просят прощения за ошибки.

…………………..

 

Пятое – Если народы не прислушиваются к призыву исправиться, если они откажутся от смирения перед Всевышним Аллахом (тадарруу),  их ждут предупреждения и наказания.

«В какое бы селение Мы не отправляли пророка, Мы непременно подвергали его жителей невзгодам и напастям, дабы они проявили смирение (тадарруу)». (7/94)

Мы подвергли их мучениям, но они не смирились (тадарруу) перед своим Господом и не взмолились перед Ним. (23/76)

«Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они проявили смирение (тадарруу).

Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не проявили смирение (тадарруу)? Их сердца ожесточались, а дьявол приукрашивал для них то, что они совершали.

Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!» (6/42-44).

Из последних аятов мы видим – Ожесточенность и чёрствость сердец — это духовная смерть народов и Богатство, роскошь, достаток и благосостояние, это последний этап перед великим возмездием.
…………………

Шестое – Конечный итог предопределен Всевышним Аллахом.

«Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми (мустадафун), восточные и западные земли, которые Мы благословили». 7/137.

«Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на земле. Вы опасались, что люди схватят вас, но Он дал вам убежище, подкрепил вас Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы были благодарны». (8/26).
…………………

 

Седьмое – Власть в испорченных обществах продолжает портить, и она не позволит исправлять испорченное. Также, они ведут пропаганду, переворачивая все верх дном, называя исправляющих портящими. Себя же они считают исправляющими и наводящими порядком.

«Фараон сказал: «Не мешайте мне убить Мусу (Моисея). Пусть он призовет своего Господа. Я опасаюсь, что он заменит вашу религию или распространит на земле нечестие (испортит)»». (40/26)

 

«Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком. Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия. Когда ему говорят: «Побойся Аллаха!», гордыня подталкивает его на грех. Довольно c него Геенны! Как же скверно это ложе!». (2/204-206).

 

«Когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!(фасад)». — они отвечают: «Только мы и устанавливаем порядок (ислах)». Воистину, именно они распространяют нечестие, но они не осознают этого». (2/11-12).

 

Они спорят о том, чего не знают, считают себя знающими и наводящими порядок. «Среди людей есть такие, которые спорят об Аллахе, не имея знаний, и следуют за всяким мятежным дьяволом». (22/3).

 

Их заблуждение и невежество определено отказом от истинных источников знаний и следованию ложным источникам. «Среди людей есть такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знаний, ни верного руководства (откровения), ни священного Писания». (22/8).

 

Они высмеивают исправляющих, всех кто пытается пойти против системы испорченности. «Или же они говорят, что он (пророк) — бесноватый? Напротив, он принес им истину, но большинство из них не любят ее», (23/70). Хозяева и строители системы не любят истину, и нельзя наивно полагать, что они не понимают истины, или не осознали её.

 

«Неужели ты не видел, как Господь твой поступил с адитами — народом Ирама, обладавшим колоннами (воздвигавшим высокие здания с колоннами или обладавшим могучим сложением и огромной силой), подобных которому не было сотворено в городах? С самудянами, рассекавшими скалы в лощине? С Фараоном, владевшим кольями (обладавшим множеством воинов, которые поддерживали его власть, подобно тому, как колышки поддерживают шатер, или привязывавшим людей к кольям во время казни)? Они преступали границы дозволенного на земле и распространяли в них много нечестия (фасад). Тогда твой Господь пролил на них бич мучений. Воистину, твой Господь — в ожидании (предоставляет отсрочку грешникам, чтобы затем неожиданно наказать их за ослушание)». (89/6-12). Отсрочка временная, но закономерность Всевышнего Аллаха неизменная!

………………..

 

Восьмое – Среди познавших истину есть колеблющиеся, не закрепившиеся в ней. Они могут сойти с пути исправления, если встретят сильные искушения или испытания.

«Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!». (22/11).

 

«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха». Но стоит им пострадать ради Аллаха, как они сравнивают искушения (наказание) людей с мучениями от Аллаха. Если же явится победа от твоего Господа, то они непременно скажут: «Мы были вместе с вами». Но разве Аллаху не лучше знать, что таится в груди миров?». (29/10).

…………………….

 

Девятое – Есть познавшие истину и знающие путь исправления, но скупятся отдавать на это дело свои силы, время, деньги, жизнь. Они будут заменены теми, кто не будет скупиться.

«Вот вас призывают делать пожертвования на пути Аллаха, и среди вас находятся такие, которые скупятся. Кто скупится, тот скупится только во вред себе. Аллах — богат, а вы — бедны. И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам». (47/38).

…………………….

 

Десятое – Если познавшие путь исправления не будут прилагать достаточно усердия в этом деле, Всевышний Аллах обещает заменить их на других людей.

«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий». (5/54).

 

В хадисе Анаса пришло: «Если Аллах захочет блага своему рабу то использует его в служении Его религии» (Тирмизи).

 

 

Арифов Сейран Осман оглы.

 

 

Print Friendly