03192024Важное:

Выдающиеся религиозные, политические и государственные деятели ислама в современной эпохе

Выдающиеся политические, общественные и научные деятели исламского возрождения последних веков

 

 

1. Джамалуддин Афгани. 1838-1897. Похоронен в Стамбуле. Жил в Афганистане, Индии (1857), затем в Каире, Стамбуле. Приобрёл известность призывами к реформе ислама и пробуждению мусульманского мира. В марте 1871 года поселился в Египте. Выступал с критикой деспотизма, за установление конституционного строя. Считал необходимым объединение мусульман и создание конфедерации мусульманских государств с халифом во главе, выступал с идеями социального равенства и справедливости, основанными на морально-этическом учении ислама. Жил в Афганистане, Индии (1857), затем в Каире, Стамбуле. Приобрёл известность призывами к реформе ислама и пробуждению мусульманского мира. В1871 года поселился в Египте. Выступал с критикой деспотизма, за установление конституционного строя. Считал необходимым объединение мусульман в борьбе против европейского колониализма и создание конфедерации мусульманских государств с халифом во главе, выступал с идеями социального равенства и справедливости, основанными на морально-этическом учении ислама. В 1879 году арестован и выслан из Египта. В 1879-82 годах жил под надзором полиции в Калькутте и Хайдарабаде. С 1883 года в Европе, жил в Лондоне, Париже. С 1886 года жил в Персии, России, Ираке, в Лондоне. Деятельность Джамалуддина аль-Афгани была подвергнута критике со стороны суннитских богословов, таких как Мустафа Сабри и др. Он считается одним из предтеч или основоположников исламского социализма, увязавшего такие положения ислама, как закят (налог в пользу бедных), запрещение ростовщического процента (риба), иштирак («соучастие») с современными политическими требованиями. Умер в Стамбуле. В 1944 году его останки были перенесены в Афганистан.

 

2. Мухаммад ибн Абдульваххаб. 1703-1791. Он родился в 1703 году в Неджде, в городе Уяйна. Принадлежал к семье потомственных богословов из племени Бану Тамим (отсюда и нисба «ат-Тамими»). Основатель религиозно-идеологического движения, известного как ваххабия, ставшего официальной идеологий КСА. Он был близким соратником и союзников Мухаммадом ибн Саудом, основавшим КСА. Автор книг, муфтий и кадий, занимался проповедью своих взглядов по вопросам доктрин веры и религиозной практики. Некоторые из его мнений и взглядов характеризуются как крайние взгляды и подвергаются резкой критике со стороны многих ученых, как его так и наших современников. Практически все муфтии КСА принадлежали к последователям шейха Мухаммада ибн Абдульваххаба. Естественно, он является авторитетом для большинства последователей современного «салафизма».

 

3. Мухаммад ибн Али ас-Саннуси. 1787-1859. Религиозно-политический деятель Ливии и Северной Африкимурабит, основатель дервишского ордена и саннуситского движения. Был проинструктирован в религиозных орденах в Марокко и примкнул к религиозному братству Шазилия где стал известен как суфий, поэт и историк. Затем путешествовал в Сахару, проповедуя очищающую реформу веры в Тунисе и Триполи, набирая много приверженцев, а затем переехал в Каир, чтобы учиться в университете Аль-Азхар. Выступал против распространения европейского влияния на Египет, Тунис, Турцию, оценивал проводившиеся в них реформы как чуждые духу ислама, провозгласив единственной священной книгой Коран. Он построил великую мечеть и Университет, который стал соперничать с Аль-Азхаром, но был закрыт по приказу Муаммара Каддафи в 1984 году. Саннуситское движение вело не только проповедническую деятельность, но принимало активное участие в политических и общественных делах. Также, саннуситы вели борьбу с итальянской оккупации Ливии, известных лидером ливийской освободительной борьбы из числа саннуситов был Омар аль-Мухтар.

 

4. Мухаммад Ахмад аль-Мехди. 1844-1885. Мухаммад Ахмад родился на о. Дирар в провинции Донголе (Египетский Судан) в арабизированной нубийской семье, ведущей свою родословную от пророка Мухаммада. В Западном Судане, на о. Аба построил мечеть и посвятил себя размышлениям и молитве. С помощью своих блестящих, простых и понятных проповедей быстро завоевал авторитет среди местного населения. Осуждал как ересь любое отклонение от Корана, призывал к «очищению веры» и к возвращению к подлинным словам пророка. Был лидером мехдитского восстания и главой мехдитского государства.

 

5. Эмир Абдулькадыр аль-Джазаирий. 1808-1883. Известный реформатор, политический деятель и лидер борьбы алжирского народа за его независимость и государственность. Он получил традиционное образование в области теологии, юриспруденции и грамматики арабского языка; сообщается, что он мог читать и писать к пяти годам и выучил наизусть Коран в возрасте 14 лет, получив тем самым титул хафиз. Он был хорошим оратором и мог взволновать своих сверстников речами и стихами. Вел борьбу против французской оккупации, был правителем государства. Абд аль-Кадир написал весьма интересное религиозно-философское сочинение, которое Гюстав Дюга перевёл с арабского на французский под заглавием. Абд аль-Кадир умер 26 мая 1883 года в Дамаске и был похоронен рядом с гробницей Ибн Араби.

 

 

6. Абд аль-Хамид бен Ба́дис. 4 декабря 1889, в городе Константина (Алжир) и скончался 16 апреля 1940, также в Константина. Известный алжирский общественный и религиозный деятель. Родился, прожил всю жизнь и умер в городе Константине на севере страны.Родился в образованной религиозной семье и уже в 13 лет знал наизусть весь Коран. Затем стал учеником известного алжирского адвоката и религиозного деятеля Хамдана Лунисси, под руководством которого изучал исламское право и которому дал обещание никогда не поступать на французскую службу. Алжир в то время был оккупирован Францией. В 1908 году уехал в Тунис, где поступил в известный исламский Зейтунский университет, изучая там арабский язык, исламское богословие и историю. В 1912 году окончил университет с учёной степенью, в течение года преподавал там, затем совершил паломничество в Мекку и Медину; в Медине прожил три месяца, давая уроки для паломников и местных жителей в мечети Масджид ан-Набави. После этого совершил путешествие в Египет и Сирию. Во всех посещённых городах Бен Бадис старался встретиться с известными шейхами и мусульманскими учёными. В конце 1913 года вернулся в Алжир и начал преподавать в одной из мечетей Константины арабский язык, богословие, историю и литературу, причём его занятия были открыты и для женщин и детей. В 1925 году основал и до конца жизни редактировал журнал аш-Шихаб, в котором публиковались статьи на исламские и политические темы. В 1931 году Бен Бадис основал Ассоциацию алжирских мусульманских улемов, представлявшую собой объединение большого количества исламских учёных, зачастую придерживавшихся противоположных взглядов. Целью организации он видел сохранение исламских культурных ценностей и всяческое противодействие чуждому французскому влиянию. Внес важный вклад в исламское возрождение арабского магриба и северной Африки в целом.

 

7. Мухаммад Абду. 1849—1905. Известный египетский общественный и религиозный деятель, либеральный реформатор, считающийся основателем исламского модернизма. Главный муфтий Египта (1899—1905). Ученик и соратник Джамал ад-дина аль-Афгани. Автор работ о реформах шариата, системы образования и т. д. Ещё в раннем детстве его начинают обучать азам грамотности и чтению Корана. На формирование его религиозных взглядов оказал влияние его дядя, который был суфийским шейхом. В 1866 году Мухаммад Абдо поступает в ведущее учебное заведение в Каире Аль-Азхар, в котором становится учеником Джамал-ад-дина ал-Афгани — известного философа и реформатора, идеолога панисламизма, выступавшего против европейского колониализма. После окончания университета Мухаммад Абдо некоторое время преподаёт логику и теологию в Аль-Азхаре. Статьи Мухаммада Абдо выходили во многих периодических изданиях Египта, чаще всего в газете «Аль-Ахрам». За поддержку восстания Араби-паши в 1882 году высылается из Египта на шесть лет, вследствие чего сначала проживает в Ливане, затем во Франции, Великобритании, в которых продолжает свою деятельность. Совместно с аль-Афгани основал в Париже тайное общество «Наикрепчайшая связь» (аль-Урва аль-вуска), издававшее газету с тем же названием, которая была популярна в среде мусульманской интеллигенции. В 1885 году приехал в Бейрут, где написал несколько книг. В 1888 году Мухаммад Абдо возвращается в Египет, где занимал ряд постов в государственном аппарате и системе образования. В 1899 году становится муфтием страны. В это время он основывает религиозное общество, становится президентом общества возрождения арабских наук. Возглавил Административный совет аль-Азхара и работает в направлении реформирования университета. Ввёл в программу Университета преподавание таких светских дисциплин, как математика, история и география.

 

8. Абдурахман Аль-Кавакиби. 1855-1902. Алеппо, Каир. Известный сирийский исламский реформатор, писатель, издатель, журналист и общественный деятель, один из первых теоретиков. Кроме традиционных исламских дисциплин, изучал языки (арабский, турецкий и персидский), а также ряд светских гуманитарных наук. Автор множества книг и трактатов. Издавал еженедельники, работал в государственных комитетах. Аль-Кавакиби был одним из самых видных интеллектуалов своего времени, однако его мысли и труды были связаны практически исключительно с вопросами исламской и арабской идентичности. Поднимал вопросы реформ образования, государства, коррупции, бедности и деспотизма. Был под влиянием идей Джемалуддина Афгани и Мухаммада Абду.

 

9. Шакиб Арсалан. 1869 – 1946. Ливан. Был не только политиком, но и влиятельным писателем, поэтом и историком. Как автор, он написал около 20 книг и 2000 статей, к которым можно добавить два сборника стихов и «потрясающую переписку». Под влиянием идей аль-Афгани и Мухаммад Абдух. Арслан стал решительным сторонником панисламской политики Абдул Хамида II. Он также отстаивал предположение о том, что выживание Османской империи было единственной гарантией от разделения уммы и оккупации ее европейскими имперскими державами. Для Арслана османизм и ислам были тесно связаны друг с другом, и реформа ислама естественным образом приведет к возрождению Османской империи. Амир Шакиб отстаивал версию ислама, обвиняемую в политической и моральной самоуверенности. Он стремился восстановить узы исламской солидарности, напомнив мусульманам от Марокко до Ирака , что, несмотря на их разнообразие, они были объединены в силу их общей приверженности исламу; Он верил, что если бы они признали эту связь и действовали в соответствии с ней, они достигли бы освобождения от своего нынешнего угнетения и восстановления того, что он считал своим великолепным прошлым. Работа Арслана вдохновила на антиимпериалистические пропагандистские кампании, к большому раздражению британских и французских властей в арабском мире.

Он защищал ислам как важный компонент социальной морали. Его послание с призывом к действию и защитой традиционных ценностей во времена большой неопределенности было хорошо воспринято и привлекло широкое внимание в 1920-х и 1930-х годах. Именно в это время он написал свою самую известную работу, в которой описал то, что Арслан считал причинами слабости существующих мусульманских правительств.

Изгнан со своей родины Французский мандат властям, Арслан провел большую часть межвоенных лет в Женеве, выступая в качестве неофициального представителя Сирии и Палестины в Лига Наций и постоянное написание статей для периодической печати арабских стран.

 

10. Бадиуззама́н Саи́д Нурси́. 1878 — 23 марта 1960 — турецкий исламский богослов и учёный курдского происхождения, толкователь (муфассир) Корана. Период молодости Нурси совпал с Первой мировой войной, распадом Османской империи и созданием Турецкой республики. Саид Нурси оказал значительное влияние на развитие ислама в современной Турции, а также по всему миру. Вся жизнь Нурси сопровождалась необычными и опасными событиями. Он воевал на фронте, побывал в русском плену, много путешествовал. Постоянно находился в центре внимания крупных политических деятелей Османской империи, Турции и других государств. В течение 28 лет неоднократно подвергался арестам, гонениям, покушениям и прочему политическому давлению, однако каждый суд его оправдывал. Является одним из наиболее изученных и почитаемых исламских деятелей в Турции и в тюркском мире, а также в ряде арабских стран и странах Африки, однако мало известен на Западе. Автор известного труда «Рисале-и Нур».

 

11. Рашид Рида. Родился 1865, Каламун, Османская Сирия, умер 22 августа 1935, Каир, Египет. Выдающийся египетский религиозный и общественный деятель, мусульманский реформатор. Один из идейных предшественников «братьев-мусульман». С 1898 г. редактор журнала «Аль-Манар» («Маяк»). Мухаммад Рашид Рида считал главной задачей возрождение позиций шариата и выступал с критикой европеизации арабских стран. В 1898 году основал общественно-политический и религиозный журнал «Аль-Манар» и до конца дней являлся его издателем. В возрасте 33 переехал жить в Египет. В 1912 им основана Школа пропаганды и наставничества, которая вела подготовку мусульманских миссионеров. В 1919 был председателем Сирийского конгресса, на котором вырабатывались требования империалистическим державам. В 1920 возвратился в Египет. Мухаммад Рашид Рида добивался предоставления независимости мусульманским странам (Сирии и Палестине). В 1922 году Р. Рида опубликовал свою работу, в котором он выступил за воссоздание Арабского халифата, в котором халиф должен был быть выборным. Халиф обязан защищать государство и обеспечить действие законов шариата. Для того чтобы избежать превращения Халифата в монархию, он предложил создать специальный совет (шура), который имеет право сместить халифа с этой должности. После упразднения в 1924 году Османской империи Р. Рида ввёл термин «исламское государство», которое представляло собой альтернативу ушедшему в историю халифату. Идеи исламского государства и мусульманского парламентаризма были на практике применены в Пакистане. Мухаммад Рашид Рида является автором тафсира к Корану. В нём он утверждал, что основные положения ислама не противоречат общественному и научно-техническому прогрессу.

 

12. Исмаи́л Гаспри́нский (крым. İsmail Gasprinskiy (Gaspıralı). 1851-1914. Крымскотатарский интеллектуал, просветитель, издатель и политик и диссидент, получивший известность и признание среди всего мусульманского населения Российской империи. Один из основоположников идей реформ и обновления в сфере воспитания, образования и просвещения. Исмаил Гаспринский получил домашнее образование, в начальной школе (мектебе), в Симферопольской казённой мужской гимназии, в Воронежском кадетском корпусе, а затем во 2-й Московской военной гимназии. Не окончив учёбы, вернулся в Крым, где стал учителем начальной школы. В 1871 г. уехал во Францию, где обучался в Сорбонне (Парижском университете). С 1874 по 1875 годы жил в Турции. Вернувшись в Крым, он был избран гласным (депутатом) Бахчисарайской городской Думы. С 13 февраля 1879 года по 5 марта 1884 года — городской голова Бахчисарая. С 1879 году Исмаил Гаспринский предпринимал неоднократные попытки создать собственное издательство газет на общетюркском языке «Файдалы эглендже» (1879—1880), «Закон» (1881). С 10 апреля 1883 года Гаспринскому разрешили издавать и редактировать первую российскую тюрко-славянскую газету «Терджиманъ». Она долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а с началом XX века старейшей мусульманской газетой в мире. Газета просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23 февраля 1918 года. Через «Терджиманъ» идеи Исмаила Гаспринского распространялись в Крыму, Идел-Урале, Хивинском ханстве, Бухарском ханстве. Кроме того, газета распространялась в Персии, Китае, Турции, Египте, Болгарии, Франции, Швейцарии, США. И. Гаспринский не предполагал, что его газета более популярна среди иностранцев, нежели среди соотечественников. В 1907—1908 годах в Египте Исмаил Гаспринский выпустил несколько номеров газеты «Аль Нахда» («Возрождение») на арабском языке. В 1907 г. И. Гаспринский предложил в Каире созвать Всемирный Мусульманский Конгресс, для объединения прогрессивных сил Востока на пути реформ и преобразований. Встречался и обменивался мнения с Рашидом Рида и другими деятелями, и мыслителями исламского возрождения. Также, Гаспринский издавал Священный Коран. В своих статьях и книгах поднимал проблемы не только регионального характера, но и всего мусульманского мира. Взгляды И. Гаспринского по общественной значимости стоят в одном ряду с идеями выдающихся просветителей и философов Джамалютдина аль-Афгани, Шигабутдина Марджани, Мухаммада Абдо. Такие выдающиеся личности крымскотатарского народа как Номан Челебиджихан и Джафер Сейдамет и другие, могут считаться плодами работы Гаспринского.

 

13. Нома́н Челебиджиха́н. (крым. Noman Çelebicihan) Родился 1885, убит 23 февраля 1918, Севастополь). Крымскотатарский политик и общественный деятель, первый председатель правительства Крымской Народной Республики, организатор I Курултая крымскотатарского народа, первый муфтий мусульман Крыма, Литвы, Польши, Белоруссии. Известен также как автор стихотворения «Ant etkenmen» («Я поклялся»), которое стало национальным гимном крымских татар. В 1908 г. прибыл в Османскую империю. В Стамбульском университете получил высшее юридическое и богословское образование. Во время учёбы в Стамбуле создал несколько организаций: «Общество молодых татарских писателей» (Yaş tatar yazıcılar cıyını) (1910), издавшее такие литературные произведения, как «Молитва ласточек» («Qarılğaçlar duası»), «Золотой свет» («Altın yarıq»), «Сборник стихотворений» («Şiirler cönkü»). «Общество крымскотатарской учащейся молодежи» (существовало до 1917 г.), члены которого создавали и публиковали патриотические стихи, рассказы, политические и исторические статьи, распространяли их в Крыму. Вместе с крымскотатарскими студентами Челебиджихан дважды встречался с Исмаилом Гаспринским во время его пребывания в Турции. Номан Челебиджихан стал жертвой анархо-революционного террора в Крыму. 26 января 1918 года он был арестован и заключен в Севастопольской тюрьме. 23 февраля этого же года в городе Севастополе он был без суда убит революционными матросами, а его тело было выброшено в Чёрное море.

 

14. Хасан аль-Банна. Родился 14 октября 1906, Египет — 12 февраля 1949, Каир. Выдающийся египетский политический деятель, исламский проповедник и реформатор. Изучал идеи и труды Мухаммада Абду, Рашида Рида, изучал опыт саннуситского движения и суфийских кружков. Закончил педагогическую школу и поступил в институт «Дар-аль-Улум», работал учителем. В 1928 году вместе с шестью единомышленниками организовал мусульманское братство «Братья-мусульмане». Занимались просвещением, поддержки благотворительных акций, призывали к возрождения исламской морали, восстановлению единого исламского государства и освобождению от иностранной зависимости. Хасан аль-Банна в 1936 году обращался к египетскому королю и другим арабским главам государства в трактате «Возвращение к свету». Он выступал также за борьбу против иностранных агрессоров и захватчиков. Движение имело собственные мечети, фирмы, фабрики, больницы и школы, его члены занимали высокие должности в армии и профсоюзах. Таким образом, религиозно-политическая ассоциация «Братья-мусульмане» имела большое влияние в Египте. Принимали активное участие в освободительной борьбе в Палестине. Аль-Банна был застрелен 12 февраля 1949 года в Каире, его убийца так и не был пойман. Основная часть его идей собрана в книге «Собрание посланий имама Хасана аль-Бенна». Идеи и взгляды аль-Бенна в 20-21 веке являются наиболее распространёнными и популярными среди мусульман как в исламском мире, так и не мусульманских странах. Они формируют платформу деятельности исламских организации в более чем восьмидесяти странах мира. Из выдающихся политических и государственных деятелей, следовавших идеям аль-Бенна, можно вспомнить Неджмеддина Эрбакана, Али Изетбеговича, Хасана ат-Тураби, Рашида аль-Ганнуши, Мустафа Сибаий и многих других.

 

15. Абу Аля аль-Маудуди. 1903-1979. Индий, Пакистан. Известный мусульманский просветитель, государственный деятель, философ, историк, социолог и учёный, основатель и идеолог партии «Джамаат-и-Ислами». Сначала он работал журналистом в газетах «Муслим» и «Тач». Затем Маудуди стал редактором мусульманской газеты «Джамиат». В 1932 году начал выпускать ежемесячный журнал «Тарджуман аль-Куран», в 1941—47 журнал «Джамаат-и ислами». Этот журнал сыграл большую роль в антиколониальном мусульманском движении в Индии. Маудуди писал книги по различным аспектам исламской религии. Он известен своими работами по корановедению, теории исламского религиозно-политического движения, основам исламского государства и экономики. Аль-Маудуди опровергал различные догмы сектанстов (ахмадиты и др.) и подвергал критике западный образ жизни (капитализм и социализм). Маудуди является автором толкования Корана «Тафхим аль-Куран». В 1938 году для совместного участия в освободительном движении к Маудуди приехал известный общественны и политический деятель Мухаммад Икбал. Аль-Маудуди хотел создать независимое исламское государство на севере Индии. Противники исламизации Пакистана обвинили его в антигосударственной деятельности, и он был заключён в тюрьму. В 1950 году его отпустили на свободу, и он снова стал участвовать в общественно-политической жизни Пакистана. В 1953 году его арестовали и приговорили к смертной казни. Вскоре приговор был отменен, а сам аль-Маудуди был освобождён из заключения и продолжил свою деятельность.

 

16. Муха́ммад Икба́л. 18771938. Поэт, политик и общественный деятель Индии, ученый, адвокат. Философ и мыслитель, считающийся «духовным отцом Пакистана», провозвестником создания этой страны. Ключевая фигура в литературе урду. Его труды написаны на урдуперсидскомпенджаби и английском языках. Икбалом восхищаются как выдающимся поэтом пакистанцы, иранцы, а также международные исследователи литературы. Хотя Икбал наиболее известен как выдающийся поэт, он также является широко признанным «мусульманским философствующим мыслителем современности». Наряду с его поэзией на урду и персидском языке, его лекции и письма на урду и английском языке оказали большое влияние на культурные, социальные, религиозные и политические дискурсы. В 1922 году он получил звание рыцаря-бакалавра от короля Георга V. Изучая право и философию в Англии, Икбал стал членом лондонского отделения Всеиндийской мусульманской лиги. Позже, во время сессии Лиги в декабре 1930 года, он произнёс свою самую известную президентскую речь, известную как Послание Аллахабада, в котором он настаивал на создании мусульманского государства на северо-западе Индии.

 

17. Мухаммад Ассад. Урождённый Леопольд Вайс, 2 июля 1900, Лемберг (Львов), тогда Австро-Венгрия, ныне Украина. Умер 23 февраля 1992, Гранада, Испания. Австрийско-немецкий журналист, исламский писатель и мыслитель, дипломат, представитель Пакистана в ООН. Сын львовского адвоката еврейского происхождения, внук черновицкого раввина, после принятия в Германии ислама принял имя Мухаммад Асад. В 13-летнем возрасте Леопольд свободно ориентировался в Танахе, разбирал сложные моменты из Мишны и Гемары. После Первой мировой войны семья Вайсов переехала в Вену. Леопольд поступает на отделение истории искусств Венского университета, но затем покинул родительский дом и уехал в Берлин, чтобы стать журналистом. Весной 1922 года Вайс получил письмо из Иерусалима от своего дяди Дориана Фейгенбаума, врача местной психиатрической клиники, с предложением приехать к нему в гости и некоторое время пожить в городе. На Леопольда большое впечатление произвела экзотика Иерусалима, однако самые искренние симпатии у него вызвали не столько евреи-единоверцы, сколько арабы-мусульмане. Благодаря своему другу Якобу Исраэлю де Хаану, человеку похожих взглядов и профессии, с которым Вайс познакомился в Иерусалиме, он в 1923 совершил поездку в Иорданию, где познакомился с эмиром Абдаллой, затем посетил Сирию, где глубже познакомился с арабским бытом. Вернувшись в Берлин, он женился на художнице, которая была на 15 лет старше его, и вместе с ней и её сыном от прежнего брака в 1926 году перешел в ислам, изменив имя. Посещал Ливию, где встречался с лидером освободительной борьбы Омаром Мухтаром. После нескольких лет жизни в Саудовской Аравии при дворе короля Абдель Азиза в 1932 году Асад уехал в Британскую Индию, где присоединился к борьбе мусульман за независимость Пакистана и становится близким сподвижником идеологических отцов Пакистана Мухаммеда Икбаля и Мухаммада Али Джинны. Ассад также содействовал выпуску первых газет на языке урду. После образования Пакистана в 1947 году Асад был назначен главой Департамента исламского возрождения и разрабатывал проект конституции страны. В 1951 году пакистанское правительство назначило его своим представителем в ООН, где он резко выступал против Израиля и сионизма, но, тем не менее, тайно встречался с представителями Израиля. В Нью-Йорке Асад написал книгу воспоминаний «Путь в Мекку» (1954), имевшую большой успех и переведенную на несколько языков. Кроме того, он сделал один из лучших комментированных переводов Корана на английский язык, написал труд по государственным аспектам шариата и ряд других работ. Он был профессором университета Аль-Азхар в Каире. Около девятнадцати лет Асад прожил в Танжере, затем после начала ирано-иракской войны перебрался в Лиссабон, последние годы жизни провёл в Испании. Критиковал исламистские режимы в Иране и Саудовской Аравии. Именем Мухаммада Асада назван исламский центр во Львове, открытый 5 июня 2015 года.

 

18. Алляль аль-Фаси. 1910-1974. Видный религиозный и политический деятель Марокко. С 1932 профессор религиозного университета Карауин. Основатель и лидер патриотических организаций (1930–1937), Национальной партии для осуществления требований (1937) и партии «Истикляль» (с 1943). Неоднократно арестовывался французскими колониальными властями. В 1937–1945 выслан в Габон. В 1948 участвовал в создании Комитета освобождения Арабского Магриба и стал его генеральным секретарем. Вместе с Абд аль-Кримом аль-Хаттаби готовил вооруженное восстание в странах Магриба, формировал Армию освобождения Арабского Магриба. Поддерживал связь с Шакибом Арсаланом. С провозглашением независимости Марокко неоднократно занимал правительственные посты, но бывал и в оппозиции, бессменно возглавляя партию «Истикляль». Участвовал в формировании идей, объединивших исламские основы, арабскую идентичность, идеи парламентаризма, демократических свобод, разделения властей, терпимости к инакомыслящим. Автор ряда работ по истории Марокко, в том числе «Освободительные движения в Арабском Магрибе» (1950).

 

19. Неджметтин Эрбакан (тур. Necmettin Erbakan; 29 октября 1926, Синоп — 27 февраля 2011, Анкара) — турецкий политик, премьер-министр Турции с 28 июня 1996 по 30 июня 1997 года. Последователь идей Рашида Рида, Хасана аль-Бенна и других исламских деятель начала двадцатого века. Считается основателем «политического ислама» и политическим наставником нынешнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Окончил Стамбульский технический университет, получил докторскую степень по инженерии в Германии. В 1969 году опубликовал происламский манифест «Millî Görüş» (Национальное видение). На основе этой идеологии им было создано несколько политических партий, большая часть из которых была запрещена. В 1974, 1975-77 и 1977-78 годах был вице-премьером Турции. После военного переворота 1980 года Эрбакану было запрещено заниматься политической деятельностью. В 1987 году запрет был снят, и он основал Партию благоденствия. В 1995 году Партия благоденствия победила на парламентских выборах, и в 1996 году Эрбакан был избран премьер-министром, став первым происламским политиком на этом посту. Во внешней политике Эрбакан проводил курс на сближение с другими мусульманскими странами, выступил инициатором создания Исламской восьмёрки (D-8). 28 февраля 1997 года турецкая армия вмешалась в политику, в июне Эрбакан ушёл в отставку, а в 1998 году ему было запрещено заниматься политической деятельностью в течение пяти лет за попытку нарушения светского режима. После окончания срока запрета участвовал в создании Партии справедливости и развития.

 

20. Али Изетбегович. Алия́ Изетбе́гович (босн. Alija Izetbegović) Родился 8 августа 1925, Босански-Шамац. Умер 19 октября 2003, Сараево. Боснийский государственной и политический деятель. В 1940 году Алия вступил в религиозно-политическую организацию «Молодые мусульмане». В 1943 году окончил среднюю школу и поступил в сельскохозяйственный техникум. После освобождения Сараево 6 апреля 1945 года призван в ряды НОАЮ. В 1946 году во время службы в югославской армии был приговорён к трём годам тюремного заключения за религиозную пропаганду и за активное участие в деятельности организации «Молодые мусульмане». В 1970 году опубликовал свою «Исламскую декларацию», в которой, в частности, писал: «Наш путь начинается не с захвата власти, а с завоевания людей». За это произведение он получил 14 лет тюрьмы (вышел досрочно в 1989 году). Вместе с М. Филиповичем и Ф. Абдичем в 1990 г. основал консервативную партию демократического действия Боснии и Герцеговины. Президент Республики Боснии и Герцеговины в 1990—1996 годах, член Президиума Боснии и Герцеговины в 1996—2000 годах.

 

21.

Малик Беннаби. 1905-1973. Алжир. Г. Касантина. Родился в мусульманской религиозной семье. Его отец работал в шариатском суде. В детстве изучил Коран, получая начальное школьное образование во французской школе до 1925 года. С друзьями отправился во Францию, но потерпев неудачу вернулся на родину. Работал в суде до 1927 года, именно тогда он начал размышлять о положении его народа. В 1930 вернулся во Францию для продолжения учебы, попытался поступить на факультет востоковедения, что было запрещено алжирцам. У него не вышло поступить на этот факультет, и этот факт в свою очередь оказало сильное влияние на него. Он поступил на инженерный факультет и закончил его.

Выбрал проживание во Франции, женился на француженку. Не смотря на инженерное образование, он занялся изучением политического, социального и культурного аспекта проблем мусульман. Написал книгу «Кораническое явление», изданную на французском языке в 1946 году. Затем написал книгу «Условия возрождения» в 1948, также изданной на французском. В 1960 его книга были переведены и изданы на арабском языке, но в это издание Малик Беннаби добавил две главы, в которых изучал вопрос восприимчивости к колонизации и состояние исламского мира на 1954.

Его книга «Проблема идей в исламском мире» считается одной из важнейших книг, написанных на арабском языке в двадцатом веке. Один из самых выдающихся исламских мыслителей двадцатого века. Многие исследователи считают его продолжателем Ибн Халдуна. Считается, что он больше всех остальных исламских мыслителей современности обратил внимание на необходимость решения цивилизационных проблем уммы ислама.

Роль Малика Беннаби в формировании и развитии современной исламской мысли, в изучении цивилизационных проблем исламского мира и определении основных элементов и требований для проведения реформ, трудно переоценить. Он был одним из первых исследователей, которые пытались раскрыть проблему всесторонне и определить основные факторы её решения, отбрасывая второстепенные симптомы. Можно сказать, что он был одним из первых, кто создал определенный метод исследования проблемы мусульман на основании таких наук как психология, социология, история и др.

После начала алжирской освободительной революции, в 1954 году он перебрался в Египет, и не возвращался во Францию до 1971 года. В 1956 году была издана еще одна его книга посвящённая проблемам мусульман Африки и Азии. Был назначен экспертом в организацию исламского сотрудничества. Посетил Сирию и Ливан с лекциями и встречами. В 1963 году он вернулся в Алжир после объявления независимости. В 1964 был назначен генеральным руководителем по высшему образованию. Издал первую часть «Алжирские перспективы» (Perspectives algériennes).

В 1967 покинул свой пост и полностью посвятил себя деятельности в сфере исламской мысли. Написал множество статей на тему Африканской революции (Révolution Africaine), изданных в «ас-Сахафа аль-джазаирия», также писал для алжирских журналов аль-Хадара и аль-Муджтама. Все эти статьи были собраны в книгу, но уже после его смерти. Принимал активное участие в формировании идей исламской интеллигенции, много работы провел со студентами и учеными. Принимал участие в идеологической и политической дискуссии, которая велась между движениями и мазхабами.

 

 

 

 

Print Friendly