04182024Важное:

Поднятие рук в дуа и протирание ими лица после

По поводу поднятия рук в дуа и протирания ими лица после

 

Относительно протирания лица раками после молитвы, четыре мазхаба в большинстве единогласны в правильности этого действия. Более того, факихи ханбалитского мазхаба даже сказали, что является правильным протирать лицо руками после мольбы в кунуте, во время молитвы.

Передается от шафиитского ученого, Изз бин Абдуссалям, ханбалитского ученого – Такиюддин бин Таймия, и слабое мнение некоторых ханифитов, которые сказали что это делать не правильно.

Протирание лица после дуа – мольбы в ханифитском фикхе:

В «Шерх Хаскафи» автор пишет, что руки поднимаются ладонями к небу, на уровни груди, это желательно. Как в дуа на Сафа и Марфа, во время хаджа, или во время молитвы о дожде – истискаа. Протирать руками лицо после завершения мольбы – сунна.[1]

В «Фатава хиндия»: протирать лицо руками после дуа: некоторые сказали что это не установлено, но большинство наших ученых сказали что это правильно, и утверждено в некоторых хадисах. Также приводится в «Гъаясия».[2]

В книгах фикха маликитского мазхаба:

В «Фавакиху давани»: Разошлись по поводу поднятия рук в дуа и протирания лица руками после дуа. Передается у Тирмизи от Омара бин Хаттаба: «Посланник Аллаха, мир ему, поднимал руки, и не опускал их, пока не протирал ими лицо».[3]

Там же: Разошлись по поводу широко держать руки в дуа. На самом деле это правильное действие, потому что в этом выражение униженности и благоговения, и желательно протирать лицо руками после дуа, как делал посланник Аллаха, мир ему.[4]

Там же: Руки поднимаются к небу, ладонями вниз, некоторые сказали ладонями к небу, и передается в хадисе, что после дуа протирает руками лицо, но не целует их.[5]

В шафиитском фикхе:

Фатава Ибн Хаджра: Его, да будет им доволен Аллах, спросили о целовании рук после дуа вне молитвы, есть ли основание этого действия, как и протирание лица руками? И если есть основание, правильная она или нет?

Он ответил: Я после долгого поиска не нашел, ни слабого ни сильного основание этого действия, поэтому не следует это делать.[6]

В «Мугъни мухтадж»: Протирание руками после дуа, чего то кроме лица, как например груди, не является сунной однозначно, и даже группа ученых сказали, что это нежелательно. Протирание лица после дуа вне молитвы, то после запрета Изз бин Абдуссаляма, не будет это делать никто, кроме невежды.

По поводу протирание переданы некоторые хадисы, некоторые переданы одним передатчиком (гъариб), другие слабые, вместе с этим, после изучения этих доказательств, он сказал, что это действие одобряется (истихбаб).[7]

В «Хашияту Баджирми» к «Шерх манхадж»: Протирать руками лицо в молитве – не сунна, и не желательно это делать. Вне молитвы, после дуа – сунна, потому что передано в хадисе, что каждый волос, который протирается после дуа, будет свидетельствовать за него и просить прощения ему. Что касается действия многих простых людей, когда после дуа целуют руку – это не имеет оснований.[8]

Ханбалитский фикх:

Ибн Кудама в «Мугъни» пишет: Мы приводим, что посланник Аллаха сказал: Если просите Аллаха, поднимите руки ладонями вверх, не просите задней стороной ладони, и проторите потом лицо. Приводит этот хадис Абу Дауд и Ибн Маджа. И так делали те сподвижники, которых мы назвали. Если закончил кунут-дуа, протирать лицо или нет, есть два мнения: не делать, как передается от имама Ахмада. Он сказал, что не слышал по этому поводу ничего. Кунут – дуа в молитве, и не желательно протирать лицо в этой молитве, как и все другие дуа.

Второе мнение: желательно протирать лицо после дуа, на основании хадиса, приведенного выше. Передает Саиб бин Язид, что посланник Аллаха, мир ему, если делал дуа, поднимал руки, и протирал ими лицо, так же как делает вне молитвы.[9]

В «Гъызаи альбаб»: Просит в дуа, то что лучше (достойно) и протирает руками лицо после завершения.[10]

Ибн Таймия в «Фатава кубра»: Посланник Аллаха, мир ему, поднимал руки в дуа, о чем говорит множество достоверных хадисов. Протирание руками лица после дуа, то здесь передается только два хадиса, которые не доказательства в этом. Аллах лучше знает.[11]

Доказательства в этом вопросе приводят ученые, которые в большинстве своем признают правильность этого действия. Это хадисы, даже если по отдельности они слабые, вместе, усилят друг друга. Разные версии этих хадисов передаются от Ибн Аббаса, Омара, Саиба бин Язида, от его отца. От Зухри передается хадис мурсаль.

Ибн Хаджр в «Булюгъуль марам» приводит от Ибн Аббаса и Омара приводится хадис, который уже приводили выше. Он в сборнике Тирмизи. Его подтверждают другие версии, как у Абу Дауда от Ибн Аббаса, и другие, вместе они достигают степень хорошего хадиса.

Тирмизи сказал, что это достоверный хадис.[12]

Имам Сананий в «Субулю салям» пишет: Этот хадис доказывает правильность протирания лица руками после дуа.[13]

Хадис Абу Дауда от Саиба бин Язида, от его отца: Посланник Аллаха, мир ему, после завершения дуа, протирал руками лицо.[14]

Хадис Ибн Омара у Табарани: Воистину, ваш Господь Живой Щедрый, стесняется, если Его раб поднимет руки и попросит, оставит их пустыми, никакого блага не вложив в них. И если кто-то из вас поднимет свои руки, пусть скажет: «О Живой, о Тот, Кто не нуждается ни в ком, и все нуждаются в Нем (аль Кайюм)! Нет божества кроме Тебя, Милостивейший из милостивых» (трижды), затем пусть протрёт лицо руками, в которых это благо.[15]

Хайтами приводит в «Муджмау заваид»: В цепочке этого хадиса есть Джаруд бин Язид, он слабый.[16]

Зухри приводит от посланника Аллаха, мир ему (хадис мурсаль, Зухри из табиин): Посланник Аллаха поднимал руки в дуа на уровни груди, затем протирал ими лицо. Абдурраззак сказал, что видел как Муаммар так и делал, и он так делает.[17]

Это хадис мурсаль – достоверный, является доказательством для большинства ученых, кроме Шафиий и некоторых ученых хадиса, если он не усилен другими доказательствами.

Переданное от сподвижников и имамов:

Бухари приводит в «Адабу муфрад» от Вахба Абу Наима, что Омар и Ибн Зубейр делали дуа поднимая руки, затем протирая ими лицо.[18]

Абдурраззак в своем сборнике: от Яхья бин саида, что так делал Ибн Омара. Также, люди приводят, что так делали сахаба и табиин, чтобы спрошенное и благословение осталось с ними. Абдурраззак сказал, что так делал Муаммар.[19]

Так же Абу Дауд передает от Айши, да будет доволен ею Аллаха, что посланник Аллаха, мир ему, когда ложился спать, читал суры Ихляс, Фалак и Насс, затем дул в ладони и протирал ими лицо.

Даже если мы скажем, что в этом вопросе приводится один слабый хадисы, мы знаем. Что слабые хадисы используются как доказательства в дополнительных и желательных делах. Это единогласная позиция ученых фикха, как сказал имам Навави в «Сорок хадисов».

Как мы видим, в этом вопросе есть разнообразие, широта выбора, поэтому, не следует спорить, порицать, тратить время на разногласия в нем. Это вопрос относится к второстепенным деталям дуа, в котором мусульмане находят широту сунны Пророка и праведных имамов, мир им и благословение.



[1] 1/507.

[2] Низамуддин Барнахабури. 5/318.

[3] Шихабуддин Нифрави. 2/330.

[4] 2/335.

[5] 1/281.

[6] 1/137.

[7] Навави. 1/370.

[8] 1/208.

[9] 1/449.

[10] Мухаммад Сафарини. 2/516.

[11] 2/219.

[12] 5/131.

[13] 4/427.

[14] 2/79.

[15] 12/323.

[16] 10/263.

[17] 2/247.

[18] Стр.214.

[19] 2/252.

Print Friendly