11232024Важное:

Понимание религии. Вторая основа — источники Ислама

Понимание религии

Вторая основа — источники Ислама

Продолжение. 

 

В основе понимания Ислама лежит осознание универсальности и всеобъемлемости этой религии. Одной из главных причин ошибочного понимания является неправильное обращение с источниками Ислама, определившими его характер и особенности  — Кораном и сунной. Проблема заключается не в знании текстов, а в их правильном понимании.

Коран — это Слово Божье, непосред­ственно ниспосланное всему человечеству через посланника Мухаммада (мир ему и благословение). Коран не является ни словами ангела Джибрила, ни словами Пророка —
это прямая несотворенная речь Всевышнего Аллаха.

Коран неизменен и не может быть изменен, потому что Cам Аллах обещал его сохранение: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Коран, 15:9).

Именно этим объясняется ключевая роль Корана в жизни мусульман — это краеугольный камень исламского общества, основа его государственно­правового и социально­экономического устройства.

Комплекс правовых норм, содержащихся в Коране, призван обеспечивать гармонию человеческой души и тела, чувств и разума, личности, семьи, общества и нации.

Стараться жить по Корану — значит исполнять Божью волю, а идеальное общест­­­­­­­во — это такое общество, где соблюдают все Его предписания.

«Воистину, это — Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибрил) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке и упоминается в Писаниях древних народов» (Коран, 26:193—196).

Коран ниспослан на ясном арабском языке, потому очевидно, что наилучшее понимание смысла аятов Священного Корана возможно в том случае, если человек в совершенстве владеет арабским, когда ему знакомы словесные нюансы и структура этого языка.

Удивительно, но глубина, сложность и широта коранического слова ни в коем случае не противоречат ясности Корана. Коран действительно доступен для понимания, но требует для этого определенных знаний и значительных усилий в их поиске. Не секрет, что для толкования многих аятов Корана необходимо быть сведущим в области медицины, географии, астрономии, физики, истории.

Исключительное значение в Исламе имеет и другой источник — сунна («способ, путь, следование») — слова, дела и невысказанные одобрения Пророка (мир ему и благословение), известные из хадисов — сообщений очевидцев. Особо выделяются хадисы Кудси — не вошедшие в Коран Откровения Всевышнего, рассказанные Пророком (мир ему и благословение).

Сунна является или подтверждением того, что содержит в себе Коран, или подробным разъяснением того, о чем в аятах Корана сообщается в общем виде, а также устанавливает нормы, не нашедшие отражения в Коране.

Коран невозможно правильно понять без знания сунны, поэтому ученые единогласны, что отказ от нее равносилен отказу от Корана.

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Коран, 33:21).

«Кто покорился Посланнику, тем самым покорился Аллаху. А если кто отказывается повиноваться, то ведь Мы не назначали тебя стражем над ними» (Коран, 4:80).

Важно знать, что сунна была у каждого пророка, как, например, у Ибрагима, так и у Мусы, Исы (мир им всем).

Выделяют несколько видов хадисов: достоверные, хорошие, слабые, а также ложные. Конечно, все они, за исключением ложных и очень слабых, используются в шариате. Ученые приложили большие старания для определения степени достоверности хадисов, руководствуясь наставлением, данным Всевышним: «О вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивец с какой­либо вестью, то разузнайте» (Коран, 49:6).

Хадисы кропотливо собирались в различные сборники, самыми известными из которых являются собрания достоверных хадисов Бухари, Муслима и Малика. Также имеют значительный авторитет сборники Тирмизи, Ахмада, Ибн Маджи, Насаи, Ибн Хиббана, Абу Дауда, Хакима и другие. Но, как уже отмечалось ранее, работа с хадисами, их толкование и использование для доказательств чрезвычайно сложна и заниматься ей должны специалисты.

Наука о хадисах состоит из нескольких отраслей. Ученому­мухаддису следует досконально знать историю жизни Пророка (мир ему и благословение) и биографии передатчиков. Дисциплина, устанавливающая степень добросовестности передатчиков, позволяет определить степень достоверности хадисов.

Существуют отрасли, занимающиеся отмененными и отменяющими хадисами, причинами их слабости, толкованием сложных хадисов и хадисов с неясным значением. Раздел о противоречиях хадисов устраняет возникающие спорные вопросы.

Хадисы относят к двум категориям. Хадис мутаватир — это хадис, в достоверности и точности передачи которого нет сомнений. Обычно это хадис, переданный большим количеством рассказчиков в каждом звене его передачи, либо хадис, смысл которого передается во многих других хадисах. Хадис ахад — хадис, не достигший степени мутаватир.

Первый принимается как достоверный и является твердым доказательством. Что касается хадиса ахад, то он может быть и достоверным, и хорошим, и слабым. И, соответственно, приниматься будет в зависимости от степени своей достоверности. Если хадис ахад достоверен, он становится доказательством в любом религиозном вопросе, в чем нет разногласий.

К сожалению вместо полезной для мусульман работы некоторые секты и партии занимаются спорами по вопросам, которые были закрыты много веков назад. Их лозунг: спорь со всеми и спорь обо всем —
выделись из толпы, избрав самые странные, забытые и отвергнутые мнения, будь особенным — и на тебя обратят внимание, за тобой последуют!

Знания и понимание — великая милость Всевышнего, которой Он может одарить своих рабов. И тот, кто стремится получить знания не ради Аллаха, а с целью обратить на себя внимание, и использует их для разделения уммы — идет путем заблудших.

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами. Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните, милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас оттуда» (Коран, 3:102—103).

 

Сейран АРИФОВ

Print Friendly