11212024Важное:

Межэтнические отношения в Исламе (часть 2)

межэтнические отношения в Исламе

Продолжение. 

Национальная толерантность
в Коране

 

«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый благородный из вас пред Аллахом — наиболее благочестивый. Воистину, Аллах — Знающий, Сведущий» (Коран, 49:13).

Аллах говорит, что разногласия в религии, мировоззрении и идеологии естественны для человека и человечества в целом.

«А если бы Аллах желал, то сделал бы вас единой общиной, но Он вводит в Свою милость, кого пожелает, а несправедливые — нет у них защитника» (Коран, 42:8).

Поэтому Господь приказывает мусульманам проявлять терпимость по отношению к неверующим, как к людям с такими же правами, но при этом обязывает всячески бороться с их неверием и заблуждениями.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Не из нас тот, кто призывал к национальному фанатизму. Не из нас тот, кто воевал ради национального фанатизма. Не из нас тот, кто умер ради национального фанатизма» (Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа).

Что подразумевается здесь под национальным фанатизмом? Это то, что во времена джахилийи называлось у арабов «асабия». Наилучшим толкованием будет доисламская арабская пословица: «Поддержи своего брата, когда он обижен и когда он обидчик». Напротив, Ислам установил: «И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и посягательстве» (Коран, 5:2).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) учил, что о человеке следует судить по его делам: «Чьи дела были слабы, не увеличит их ценности его родословная» (Ахмад бин Ханбал, Абу Дауд, Ат­Тирмизи, Ибн Маджа).

Однажды он сказал своей дочери: «О Фатима, дочь Мухаммада, делай хорошие дела, ведь я не помогу тебе ни в чем, когда ты предстанешь перед Аллахом» (Аль­Бухари, Муслим).

Многие недруги Пророка (мир ему и благословение) были его близкими родственниками, имевшими родословную курайшитов и хашимитов, но в истории они навсегда останутся врагами Ислама. Например, в Коране проклят Абу Ляхаб – дядя Посланника. И в тоже время мусульманами всего мира любим чернокожий эфиопский раб Биляль – первый муэдзин, а византиец Сухайб Руми, перс Салман и еврей Ибн Салям являются примерами для подражания и героями Ислама.

 

Терпимость в сфере культуры

 

«Если бы пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым. Однако они не престают разногласить, кроме тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого» (Коран, 11:118–119).

«Но [различные] группы их впали в противоречия. Горе же тем, которые были несправедливы, от наказания Мучительного дня!» (Коран, 43:65).

История и факты доказывают, что Ислам не уничтожал культуры, проводя политику ассимиляции, но обогащался ими, если их культурные особенности не противоречили его основам. Но даже если таковые  и находились, Ислам не стремился немедленно вырвать их с корнем, но постепенно выводил их из жизни новых мусульман, заменяя исламскими традициями. Об этом сегодня свидетельствует одновременное единство и разнообразие культуры мусульманских народов на разных континентах Земли.

Ислам распространился в Северной и Центральной Африке, Испании, на Балканах, на Ближнем Востоке, в Индии и Юго­Восточной Азии — в Малайзии и на островах Индонезии. Ислам — религия арабских, тюркских, кавказских, берберских, различных африканских, индийских, малайских, славянских и других народов.

Что мы можем сказать о прошедших полутора тысячах лет? Можем сказать, что Ислам сохранил культурные и этнические особенности всех этих народов. Если даже от самих мусульман Ислам не требует отказаться от национальной культуры, тем более, такого не было и не будет по отношению к немусульманам. С другой стороны, мы рассчитываем на соответствующее отношение и к себе. Искреннее желание жить в мире и уважении должно быть взаимным. В противном случае каждая сторона имеет полное право на самозащиту. И это закон бытия.

«И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте. Воистину, Аллах не любит преступающих!» (Коран, 2:190).

 

Религиозная терпимость

Ислам учит объективности, честности, искренности. Только глубокая вера мусульман способна возродить исламскую цивилизацию, в которой когда­то проповедовали терпимость и справедливость. С людьми Писания нас объединяет вера в Единого Бога и вера в одних посланников и пророков, несмотря на искажения, наложившие свой след на доктрины этих религий: «Мы не делаем различий между Его посланниками» (Коран, 2:285).

Здесь не имеется в виду религиозная толерантность – речь о терпимости. У Аллаха одна истинная религия, и религии не могут быть равны по определению: «Воистину, религией Аллаха является Ислам. И разошлись те, кому было даровано Писание, только после того, как пришло к ним знание, по злобе между собой. А если кто не уверовал в знамения Аллаха, то ведь Аллах скор в расчете!» (Коран, 3:19). Из множества религий истинной может быть только одна. А мнение, что различные религии – разные пути к Богу, не более чем попытка искусственно лишить существующие разногласия между религиями всяческого смысла или попытка избежать конфликта, вообще. Но конфликты возникают не между религиями, они происходят между исповедующими их политическими силами.

Конечно, религиозные споры не должны выходить за рамки дискуссий и обсуждений. Другое дело, если религиозное учение предписывает уничтожение неверных, —
тогда это может быть причиной конфликта. В Исламе, в свою очередь, не содержится призыва убивать иноверцев и физически уничтожать неверие. А сражение с правителем и его армией мы не считаем войной с неверующими хотя бы потому, что воевать разрешается только с вооруженными врагами, — это война против угнетателей и врагов Ислама, напавших на мусульман, а не против народа иноверцев.

Всевышний Аллах говорит, обращаясь к своему Посланнику: «И если бы пожелал Твой Господь, уверовали бы все кто на земле до единого, неужели ты будешь принуждать людей стать верующими» (Коран, 10:99).

В другом аяте четко указан сам принцип: «Нет принуждения в религии» (Коран, 2:256).

И этот принцип действителен со времен Нуха (Ноя), учителя всех посланников: «Он сказал: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя, которая недоступна вашим взорам? Неужели вы полагаете, что мы стали бы принуждать вас к ней, несмотря на то, что она вам ненавистна?» (Коран, 11:28).

Также ничего не стоит в глазах Аллаха вера тех, кто приходил к ней только во время бед и несчастий, посланных Всевышним: «Когда человека поражает какая­либо беда, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему [после забвения Его]. Потом, когда Он одарит его милостью от Себя, человек забывает того, к кому обращался [за помощью] прежде, и поклоняется наряду с Аллахом другим богам, чтобы сбить с пути [людей]» (Коран, 39:8).

Повторимся и напомним, что Коран констатирует и подтверждает факт сосуществования разных цивилизаций, религий, народов и культур и не призывает их уничтожить. Ислам требует относиться к ним с терпением, стремится к диалогу и взаимообогащению, но при этом напоминает, что истинной религией может быть только одна, и мусульмане должны пытаться мирным путем распространить ее во всем мире.

«И если бы пожелал твой Господь, сделал бы людей одной общиной, но они продолжают разногласить, кроме тех, над кем смилостивился твой Господь. Ведь для этого Он создал их» (Коран, 11:118—119).

Призыв к Исламу не противоречит уважению к религии и вере другого, если этот призыв не обращается к средствам принуждения и лишения свободы выбора. Коран призывает людей Писания принять Ислам, но запрещает принуждать их к этому. Коран говорит: «У вас ваша религия, а у меня — моя» (Коран, 109:6).

Более того, Ислам никогда не притеснял религиозные чувства или практику иудеев и христиан. В Коране сказано «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и приводи им самое сильное доказательство» (Коран, 16:125).

Исраэль Вольфенсон в книге «История евреев в арабских странах» пишет: «Вспомним, что после завоевания еврейского города Хайбар, в седьмом году от хиджры, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) приказал собрать и сохранить свитки Торы. И когда иудейские раввины спросили про священные писания, Пророк (мир ему и благословение) приказал отдать их. Передают, что раввины были восхищены поступком Пророка (мир ему и благословение). Такого никто не мог ожидать. Особенно, если вспомнить, что римляне, завоевав Иерусалим в 70 году, сожгли все иудейские книги, топтали их ногами и выбрасывали».

Ибн Хишам приводит историю о христианах Наджрана, которые пребывали в гостях у пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и молились в мечети, обратясь на восток. Их было шестьдесят человек, среди них – четырнадцать важных людей.

Когда Пророк (мир ему и благословение) встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники сказали ему: «О Посланник Аллаха, это хоронят иудея». Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «А разве он не человек?!» (Аль­Бухари).

В заключение напомним прекрасные слова Пророка (мир ему и благословение): «Я свидетель, что все люди братья» (Ахмад бин Ханбал от Зейда бин Аркама).

 

Сейран АРИФОВ

Print Friendly