Из основ понимания религии
Дорогие читатели,
мы продолжаем рассказ об основах понимания нашей религии.
И, наверное, правильно будет сказать, что проблема единства понимания религии является более чем насущной и актуальной в наши дни,
когда мы находимся
в стадии становления и формирования исламского общества.
Сегодняшняя тема о разногласиях, мазхабах и свободе выбора мнений в религиозных вопросах, пожалуй, является заключительной в цикле материалов об основах понимания религии. В двух предыдущих статьях мы говорили о природе власти и полномочий руководителя исламского государства, а также рассмотрели проблему фанатизма, слепого следования мнению ученого или мазхаба.
Перед тем как продолжить, вспомним ранее изученные пункты. Вопервых, основой всех вещей и действий является их дозволенность. Аллах Всевышний дал человеку закон и интеллект для понимания его интересов, которые заключаются в религии, жизни, чести и имуществе. Руководитель или правитель мусульман, в свою очередь, также обязан искать пути достижения и защиты этих интересов. Но полномочия правителя не абсолютны: он не должен изначально полагаться лишь на свой разум или разум других людей, но руководствоваться законами, ниспосланными Аллахом. И лишь после этого, не найдя прямых указаний в Коране или сунне, нужно прибегнуть к поиску, называемому иджтихад (араб. — труд, усердие в вынесении правовых предписаний и решение религиозных проблем на основании конкретных доказательств). Естественно, решения и мнения руководителя могут меняться.
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил Муаза ибн Джабаля: «Как ты будешь судить?» Тот ответил: «По книге Аллаха. А если не найду, то по сунне Пророка. А если не найду, то приму решение на основании собственного мнения».
Мы уже говорили, что следование мнению ученого — часть религии, то есть следовать мнению ученого обязательно: «Спросите у людей ученых, если вы не знаете» (Коран, 16:43).
Что делать, если существует несколько ученых, предлагающих различные решения одного и того же вопроса? В этом случае человек должен стремиться выбрать то, что ему кажется более верным и близким к Корану и сунне Пророка (мир ему и благословение). Но при этом нельзя оскорбительно или пренебрежительно отзываться о других мнениях и их последователях. Этот принцип разъяснил имам Ибн Таймия, ссылаясь на имамов Абу Ханифу, Малика, Шафии и Ахмада.
Тем не менее, любой ученый может допустить ошибку, и мы как последователи этого ученого не проявим к нему плохого отношения, если будем по мере своих знаний и стараний разбираться в его доказательствах.
И когда другой ученый докажет ошибочность этого мнения, предложив правильное, мы обязаны следовать данному решению.
Может ли мусульманин не следовать мнению ученого? Может, если способен самостоятельно понять и вывести решение того или иного религиозного вопроса из Корана, сунны или на основании других доказательств шариата. Но никто из признанных ученых исламского права не дозволял самостоятельного поиска решения некомпетентному человеку, не достигшему степени иджтихада.
Условия иджтихада довольно сложны, вспомним хотя бы сказанное имамом Шафии: «Не дозволено давать решения в религии Аллаха человеку, не знающему книгу Аллаха, отмененные и отменившие аяты, однозначные и неоднозначные аяты, их толкование, и когда и где они были ниспосланы, какие из них мекканские и какие мединские… Он должен знать хадисы Пророка (мир ему и благословение) отмененные и отменившие из них. Также он должен очень хорошо знать арабский язык, арабскую поэзию — то, что ему нужно для понимания Корана и сунны. Он должен пользоваться этим справедливо и объективно. Кроме того, он должен знать вопросы, в которых ученые до него имели разногласия, и должен знать их мнения. А если всего этого у него нет, ему не дозволено издавать фетвы».
Имам Малик говорил: «Не начал я выводить решения людям до тех пор, пока семьдесят ученых не засвидетельствовали мне, что я имею на это право».
И хотя ученые могут поразному видеть условия этой степени знаний и духовности, все единогласны в том, что мусульманин обязан изучать свою религию и стараться достичь степени иджтихада.
Ели человек не достигает степени иджтихада, он должен следовать в религии мнению того, кому он доверяет. Это и есть таклид (следование предписаниям муджтахидов или муфтиев в вопросах, связанных с практическими предписаниями религии).
Важно знать, что воспитание достаточного числа муджтахидов (богословов, имеющих право заниматься иджтихадом) для решения вопросов мусульман является обязанностью уммы, и за пренебрежение данной обязанностью мы будем в ответе перед Аллахом.
Дозволен ли таклид? В каких вопросах он дозволен? Обязательно ли следовать за определенным мазхабом?
Одни говорят, что иджтихад запрещен, так как четыре имама (Абу Ханифа, Малик, Шафии и Ахмад ибн Ханбаль) уже решили все возможные вопросы, и никто не сможет их в этом превзойти, поэтому мусульмане обязаны следовать комулибо из них.
Второе мнение утверждает, что таклид запрещен, вообще, так как мы обязаны следовать напрямую тому, что понимаем из Корана и сунны.
Наиболее обоснованным является третье мнение: иджтихад обязателен для каждого, кто подготовлен для этого и имеет необходимые качества и навыки, талант и знания; в свою очередь таклид обязателен для каждого, кто не способен делать собственный иджтихад, но от него требуется старание для понимания доказательств, а также стремление получить знания, чтобы достичь степени иджтихада, ведь «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Коран, 2:286).
Имам Шатиби писал: «Мнение ученого для простого человека имеют ту же силу, что и шариатские доказательства для самого ученого».
Понятно, что таклид допускается только в случае, когда нет ясного и однозначного решения, указанного Аллахом или Его Посланником (мир ему и благословение). Если же такое решение и закон имеются, то иджтихад не ведется, а значит, нет разногласий. Соответственно, если нет разногласий, то все мусульмане следуют одному решению. По большей части сюда можно отнести основы веры, некоторые из основных законов Аллаха и основы нравственности.
Немаловажным является и то, что в определенных обстоятельствах желательно выбирать мазхаб, которому следуют мусульмане в местности проживания, чтобы избежать разногласий и лишних споров.
Очень часто люди спрашивают: дозволено ли в различных ситуациях придерживаться мнений разных мазхабов? Это дозволено лишь тому, кто может выявить силу доказательств и четко пояснить, на каком основании он предпочитает то или иное мнение. В противном случае это похоже на слепой выбор, который ведет к внутренним противоречиям, а очень часто и к следованию за собственными страстями ради мнимого облегчения.
Продолжение следует
Сейран АРИФОВ