В начале скажем…
Мы наблюдали поведение некоторых проповедников и учителей в мечетях и соцсетях, которые во время землетрясений, в упреке скорбящим и пострадавшим стали вспоминать аяты о мучениях и наказаниях, утверждая что все случившееся с ними – результат их грехов и непослушания; А в это время, люди стоя на коленях в снегу и холоде, с разрывающемся сердцем, копают промерзшую землю ногтями, чтобы вытащить из под завалов родного или любимого, надеясь найти его живым. Все эти холодные и теоретические проповеди, в это время и в этой ситуации есть ничто иное как невежество, бестактность и чистосердечие…и хайп.
Сейчас время залечивать раны разбитых сердец теплым словом соболезнования, время выражать искреннюю любовь к братьям и сестрам, время напоминания о милости Всевышнего к страждущим, время хадисов о терпении и степени мученичества (шахидов), время мобилизовать энергию и ресурсы для спасения оставшихся под завалами; А кто не способен на это, то пусть поможет своим молчанием, да помилует Всевышний Аллах нас и вас!
Землетрясение, которое недавно произошло в некоторых частях Турции и Сирии, вызвало разнообразную реакцию мусульманского общества. Кто-т проявил сочувствие, продиктованное «человеческой мягкостью», благодаря которой человек является человеком, другие проявили солидарность и занялись поисками возможности и пути оказания помощи, кто-то молился за страдающих, это слабейшее проявление веры.
Но была и особенная реакция, на которой следует остановиться, это реакция исходила от некоторых проповедников и тех, кто «занимается хадисами» или «сообщениями». Они сосредоточились на религиозных причинах землетрясений или других катаклизмов, которые в целом сводили эти причины к распространению пороков и грехов, таких как прелюбодеяние, употребление алкоголя и т. д., Подобная реакция этих проповедников, или точнее их комментарии произошедших бед, вызвали общее недовольство массы людей в социальных сетях. Я рассмотрю эту проблему в трех пунктах:
• Примеры того, как предыдущие ученые, рассматривали землетрясения.
• Является ли землетрясение исключительно наказанием за прежние грехи?
• Правильно ли упоминать хадисы о наказаниях и мучениях как способ проповеди?
Одной из самых распространенных историй приводимой в этом контексте является то, что приписывается Омару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, когда он сказал: «Клянусь Аллахом, если грехов у народа становиться много, то Аллах наказывает их землетрясениями, ветрами или дождями, которые топят их». И также, если слова: «Если умножается среди вас блуд, распитие спиртного, и вы допустакает музыку и пение, накажет вас Аллах, и ваши земли затрясутся».
Во-первых: мнения предыдущих ученых на землетрясения.
Первый вопрос, следует указать, что такое особое отношение к землетрясениям не нововведение; Например, Ибн Кайим аль-Джавзия (у. 751 г. хиджры), сказал: «И из последствий непослушания Аллаху на земле то, что происходит с ней в виде провалов и землетрясений». Часа, чтобы они могли каяться и каяться. И Джалал ад-Дин ас-Суюти (911 г. хиджры), пришел к выводу, что причина землетрясений «в устрашении Всемогущего Бога Его рабов, когда они совершают зло и грехи, и это один из признаков Часа, призывающий их к покаянию и прекращению грехов».
Ас-Суюти отверг интерпретацию философов (или мудрецов), которые интерпретировали причины землетрясений лишь в физическом значении (инструменты познания физических явлений конечно развились в современную эпоху), и он пытался доказать, в свою очередь, чисто религиозную интерпретацию причин таких катаклизмов как землетрясения, опираясь на ряде слабых и сомнительных «сообщений» и «повествований», а Мухаммад Исмаил аль-Аджлуни (у. 1162 г. хиджры) последовал за ним в этой интерпретации.
Из современников, вспомним шейха Абд аль-Азиза ибн База, покойного муфтия КСА, который пришел к выводу, что «все, что происходит в мире из землетрясений и других вещей, которые вредят людям и причиняют им разного рода вред, все они по причине их многобожия и греха». А сайт «Ислам: вопросы и ответы» последовал за ним.
Поскольку землетрясения являются исторически повторяющимся явлением, мусульманские ученые были заняты их обсуждением и классификацией, и многие из них представляли различные дисциплины, как арабский философ аль-Кенди (254 г.х.), хадисовед и историк Ибн Асакер (571 г.х. ), Али бин Аби Бакр бин Химьяр аль-Ямани (557 г.х.) и Исмаил ибн Хамид аль-Куси (653 г.х.), более того, Ибн аль-Варди (749 г.х.) написал трактат о землетрясении, разрушившем Алеппо и Манбидж ( 744 г. хиджры), из позднего что было написано о землетрясениях, это письма, написанные ас-Суюти и Ибн аль-Джаззаром (ум. после землетрясения, произошедшего в Египте в 984 г. хиджры) и Мухаммадом бин Исмаилом аль-Аджлуни. Все три послания напечатаны.
В обсуждениях землетрясений можно выделить 3 основных подхода:
Первый это «Научный» подход, изучающий природные причины явления
Второй это «Юридический» (фикх) подход, изучающий религиозные нормы и обряды, связанные с землетрясением.
Например: Молитва о землетрясении, молятся ли об этом или нет? И есть разногласия среди ученых фикха, и детали этой темы. Как молится, где молиться и т.д.
Также о поведении при землетрясении, уходить в пустыню или нет? Спор произошел и в этом; Некоторые из них предпочли бежать от землетрясения, а некоторые сравнив с чумой, запрещали выходить (но это мнение отброшено научно, исторически и юридически).
Что касается третьего подхода, назовем его «нравственное назидание» и он связан с вопросами духовной проповеди, призыва к покаянию, отказом от грехов, оказанием помощи пострадавшим и страждущим (сюда можно отнести и практические советы и рекомендациио том, как действовать в случае землетрясения).
На самом деле три подхода пересекаются настолько, что их трудно разделить при рассмотрении сложных явлений, в которых пересекаются вселенское и человеческое, ритуальное и этическое, научное и религиозное.
Даже научное объяснение явления, без которого невозможно учитывая развитие знаний, не отменяет нормативных религиозно-этических критериев, управляющих поведением человека во время землетрясения.
Муатаз аль-Хатиб отмечает, что научное объяснение частично помогло бы критике религиозных интерпретаций, основанных на надуманных «сообщениях» и сводящих все абсолютно к распространённости грехов и пороков, как мы находим это у Ас-Суюти и других авторов, и как это произошло в случае с чумой, которую изображали как неизбежное наказание. Автор ранее уже обсуждал подобную интерпретацию в статье написанной в контексте эпидемии Короны.
В результате этого вышеупомянутого пересечения некоторые из современников стали интерпретировать произошедшее недавно землетрясение как наказание Аллаха пострадавшим, а затем эта интерпретация привела к осуждению и упрекам пострадавшим, и заявлению что землетрясение было заслужено их руками! Ссылки были на вымышленные «сообщения» или обобщенные толкования некоторых общих аятов Корана.
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое», (42/30).
«Если бы Аллах стал наказывать людей за то, что они приобретают, то Он не оставил бы на ее (земли) поверхности ни единого живого существа, но Он предоставляет им отсрочку до назначенного срока. Их срок настанет, и Аллах видит Своих рабов» (35/45).
Второе: является ли землетрясение наказанием за грехи?
Что касается второго вопроса — является ли землетрясение наказанием за предыдущие грехи — здесь мы должны различать 3 методологических вопроса:
Первое: что есть разница между изучением хадисов (проверка достоверности и слабости) или даже их пересказа в исследовательских целях, и пониманием и толкованием этих хадисов, которые требует организованной и последовательной методологии, собирающей все аяты и хадисы на одну тему.
Если мы пойдем по пути проверки достоверности, мы обнаружим, что большинство хадисов, подтверждающих что землетрясения являются наказанием за распространение безнравственности, слабы и сомнительны, но так случилось, что некоторые хадисоведы, особенно поздние, снисходительно опирались на слабые повествования, оправдывая это тем, что они не берут из них приказы и запреты!
Среди самых «популярных» сообщений использованных проповедниками, это слова приписанные Омару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, когда он сказал: «Клянусь Аллахом, когда грехи народа умножились, Аллах обязательно накажет их землетрясениями, ветрами, и дождями, которые потопят их». Также сказал: «Если будите творить блуд, распивать спиртное, и считать дозволенным пение, Аллах накажет вас, и земля ваша затресется».
Муатаз аль-Хатиб далее пишет: я не нашел ни одного источника с цепочкой, подтверждающих достоверность этих слов Омара. К тому же, в них есть преувеличения и устрашения характерные для рассказчиков проповедников.
Например, хадис что Анас сказал Аише, да будет доволен ею Аллах: “О Мать верующих, расскажи нам хадис о землетрясении. Она сказала: «Если дозволят блуд и будут распивать спиртное и играть музыкальными инструментами, Аллах разгневается в Его небе и скажет земле: сотрясись под ними, и если они покаются и прекратят, то остановись, а если нет, то обвались на них». Анас сказал: Наказание для них? Айша ответила: милость и благословение и назидание верующим, и наказание и гнев и мучением неверующим».
Анас сказал: «После посланника Аллаха, мир ему, я не слышал более радостного для меня хадиса. Напротив, я живу с радостью, и я воскресну, когда я воскресну, и эта радость в моем сердце», или: в моей душе». Приводит Ибн аби ад-Дунья, аль-Хаким ан-Найсабури, посчитавший его достоверным. Но хафиз аз-Захаби сказал: «Я считаю этот рассказ ложным и выдуманным», а его текст с явной скудостью стиля и невыразительностью речи, не свойственных сподвижникам!
Что касается хадиса, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал после того, как земля сотряслась в его время: «Ваш Господь упрекает вас, так примите Его упрек с покаянием», то это слабый хадис, и подобное приписывают другим, например Омару ибн Абдул Азизу.
Второе: Тексты на эту тему противоречивы, но некоторые проповедники избирательны, что не допустимо для ученого, они выбирают хадисы о наказании и оставляют другие, и чтобы прояснить эту проблему, я приведу 3 момента:
Пункт первый: слабые сообщения и достоверные хадисы.
В дополнение к слабости сообщений о том, что землетрясения исключительно наказание за грехи, существуют достоверные хадисы, указывающие на то, что несчастье и испытания — это благо и является признаком любви Аллаха к Его рабу и возвышения степени в Судный день.
Например, хадис Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, да благословит Аллах да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кому Аллах желает блага, того Он поражает чем-то (в этой жизни)». Передано Аль-Бухари и Маликом и другими.
Аль-Бухари назвал главу хадисов: «Глава: Люди, испытывающие испытания в наибольшей степени, — это пророки, затем наилучшие, затем наилучшие». В хадисе пришло: Самые тяжелые испытания постигают пророков, затем тех, кто следует за ними, затем те, кто следует за ними». Передано Ахмадом и ат-Табарани, и аль-Хафизом Нур ад-Дин аль-Хайтами сказал: «Цепочка передачи Ахмада – хорошая», и пришли другие хадисы, подтверждающие его. В другом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если Аллах любит людей, Он испытывает их. Кто проявит терпение то ему будет все терпение, а тот, кто будет встревожен (обеспокоен, испуган), будет иметь тревогу”. Передали Ахмад и другие.
Также, нельзя не обратиться к фундаментальному аяту, который говорит о неизбежности испытаний верующих, которые придут не по причине грехов.
Всевышний Аллах сказал: «Мы непременно испытаем вас чем-то из страха, голода, потери имущества, потери людей и урожая. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем», (2/155-157).
Пункт второй: разнообразие хадисов о землетрясениях
• Некоторые из хадисов, указывают на то, что землетрясения являются земным наказанием и милостью для верующих, например, хадис о том, что «Моя умма— под милостью, нет для неё наказания в будущей жизни, но её мучения в этом мире — землетрясения и бедствия (…)», или «землетрясения и смуты в этом мире», или «землетрясения и убийства». Передано по цепочки от Ибн Омара, Абу Мусы аль-Ашари и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах. Основная часть хадиса была передана Абу Даудом, Ахмадом, аль-Хакимом ан-Найсабури, ар-Руяни, Наимом бин Хаммадом, аль-Баззаром, ат-Табарани и другими, и некоторые из его цепочек повествования слабы, но аль-Хаким подтвердил его подлинность, и аз-Захаби согласился с ним.
• Другие хадисы говорят, что землетрясения являются одними из знамений Часа, как в Сахих аль-Бухари и других, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Час не придет, пока не будет отнято религиозное знание, умножатся землетрясения, сблизиться (ускориться) время, возникнут раздоры и умножатся, убийства, и так будет пока не увеличится среди вас изобилие и богатство».
• Некоторые хадисы соединили землетрясения и искушения (смуты) в одно предложение, с тем что они возникнут в месте появления «рога шайтана», как в хадисе Ибн Омара, который сказал: Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Господь, благослови наш Шам и наш Йемен». Он сказал: люди сказали: А Неджд? Он сказал: Он сказал: «О Господь, благослови наш Шам и наш Йемен». Он сказал: они сказали: А Неджд? Он сказал: Он сказал: «Там будут землетрясения и испытания, и с него появляется «рог шайтана»». Это было передано Аль-Бухари, и возникла дискуссия в толковании «рога шайтана», поэтому одни толковали в буквальном смысли, другие сказали, что говориться о силы шайтана и его войска в этом регионе, и так далее. Отметим, что в хадисе есть и политическое значение, которое здесь не место обсуждать.
• Ибн Абд аль-Барр передал со слов аль-Хасана, что одна из нравственных норм верующего состоит в том, что он «достойный во время землетрясений, благодарный в процветании, доволен тем, что имеет, говорит, чтобы понимали, и молчит, чтобы спастись, и признает истину, раньше чем свидетельствуют о ней».
И это разнообразие в хадисах о землетрясениях делает ошибочным утверждение одной интерпретации с религиозной точки зрения, как это делают некоторые проповедники.
Пункт третий: смерть от землетрясения аналогична смерти от разрушения.
В достоверном хадисе сказано, что «Мучеников (шахидов) пятеро: умерший в эпидемии, умерший от болезни живота, утонувший, погибший от разрушения и погибший на пути Аллаха». Передал Аль-Бухари и др.
Все эти три пункта делают несостоятельным представление о исключительной взаимосвязи землетрясений и распространённостью мерзких дел в народе, также это противоречит текстам достоверных хадисов.
Третье: когда мы обратимся к пониманию и толкованию текстов, найдем несколько вероятных интерпретаций: все ли несчастья — это наказания за прошлые грехи?
Каждое землетрясение бывает только по одной причине? Или есть особенные обстоятельства в каждом отдельном случае? И какую роль играет суждение в рамках общих правил?
К примеру, относительно аята: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое», (42/30).
Толкователи разошлись в его толковании. Имам, толкователь и историк имам ат-Табари (310 хиджры.) привел два толкования от праведных предшественников (первые три поколения ученых ислама): первое состоит в том, что «это постигнет вас только как наказание от Аллаха; за грехи, которые вы совершили между вами и вашим Господом, и ваш Господь простит вам многие из ваших преступлений». Важно отметить связь этих наказаний с грехами «между вами и вашим Господом», значить, это то, что человек знает о себе, а не то, что знают другие.
Второе толкование заключается в том, что: «И если вы наказаны в этом мире судебным наказанием, определенным вами за совершение преступления (хадд), которому вы утвердили это наказание, то это то, что заслужили ваши руки». Что касается помилования, то это грехи, в которых нет установленного наказания (хадд).
Что касается имама Фахр ад-Дина ар-Рази (606 г. хиджры), он рассказал о разногласии в том, являются ли бедствия — в общем — наказанием за предшествующие грехи или нет? И он упомянул два мнения: первое – это мнение тех, кто отрицает это по некоторым причинам, в том числе, что Всемогущий Аллах ясно дал понять, что воздаяние произойдет только в День Суда, и что эта жизнь является местом испытаний а не воздаяний, и не может быть чтобы в нем собралось испытание и воздаяние вместе, и мы видим что несчастья этой жизни делят между собой и безбожники и праведники, поэтому эти несчастья не могут быть наказанием за грехи. Более того, наблюдение указывает на то, что эти несчастья случаются в большей степени с праведниками, чем с грешниками, и об этом свидетельствуют хадисы, упомянутых здесь ранее.
Однако, эта критика будет правильной как отрицание того, что несчастья могут быть не только по причине грехов, но и по другим причинам. Однако, утверждение что в этом мире не бывает наказаний за грехи вовсе, ошибочно и противоречит ясным аятам и хадисам. Как хадис Ат-Тирмизи, который он и Ибн Хаджр в «Фетху аль-бари» (8/124) назвали достоверным: «Если Аллах захочет блага своему рабу, поторопит наказание за его грех в этой жизни, а если захочет ему зла, то оставит его грех пока не накажет за него в Судный день». Ат-Тирмизи, 2396.
Также, ошибочно отрицать наказание народов за их грехи, преступление и несправедливость, которое приходит в этой жизни и не освобождает их от наказаний в день Суда. Мы все читаем в Коране о погубленных народах адитах и самудитах, народе фараона и Саба, наказанных еще в этой жизни.
Аллах сказал: «Такой была Хватка твоего Господа, когда Он схватил селения, жители которых были несправедливы. Воистину, Хватка Его мучительна, сурова», (11/102).
Другими словами, ошибка кроется в обобщениях и сведению к абсолютным правилам.
Что касается второго мнения, то оно состоит в том, что бедствия могут быть наказанием за прежние грехи, и они опираются на очевидный смысл данного аяты и некоторых общих хадисов, таких как хадис: «Если потомка Адама поцарапает палка или что-либо еще, то исключительно за грех или сказанное слово», и другие подобные хадисы.
Несомненно, что бедствия происходят по разнообразным причинам, так они могут быть испытанием и проверкой (аль-михна), а могут быть наказанием, и предопределение Аллаха свершается, во блага рабов Аллаха, и как милость для них. А если это так, то нельзя судить о каждом происшествии как о наказании опираясь на обобщенное правило, тем более, нельзя обобщенно судить когда речь идет о конкретных пришествиях с конкретным лицом, как мы выясним, и это помимо того, что эта кажущаяся общность наказания не может быть целью несчастья, так как глобальные бедствия охватывают невинных, например праведников, детей и животных, богобоязненных и грешников.
Когда земля сотрясалась в эпоху Омара ибн аль-Хаттаба, он призывал к раздаче милостыни и повелевал всем покаяться в грехах, и если у несчастных случаев есть причины и мудрости, а вселенские явления (такие как землетрясения, затмения солнца и лунные затмения) входят в число знамений Аллаха, то проповедь, напоминание и устрашение этими знамениями есть то, в чем нуждаются и верующий и неверующий, и праведник и грешник, и послушные и непослушные все вместе, и потребность в этом напоминании и назидании не ограничивается только временем бедствий и из-за падении нравов.
Что касается употребления слова «землетрясение», упомянутых в хадисах, оно может иметь несколько значений, которые мы найдем у толкователей:
Некоторые сказали, что в хадисе «землетрясения и бедствия», пришли в буквальном смысле, это сотрясение земли.
Некоторые привели образный смысл, то есть толковали землетрясение как людские катаклизмы, как войны и беспорядки, названные так из-за множества массовых народных передвижений в них, как сказал, например, Ибн Хаджар аль-Аскалани.
То же самое относится и к хадису, в котором говорится, что учащение землетрясения являются одним из признаков Часа.Это может иметь два возможных значения:
Первое это: Ощутимые физические землетрясения, которые представляют собой сотрясение и движение земли.
Второе это: душевные потрясения, которые представляют собой множество искушений и смут, вызывающих страх и трепет сердец, как толковал аль-Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали, но он предпочитал первое значение.
Только многочисленность и географический охват землетрясений указывает на знамения Часа, а не отдельные случаи, и поэтому Ибн Хаджар сказал: «Смыслом их многочисленности является их всеохватность и постоянство».
Что касается внимания на детали событий, которые приводятся как примеры, то упомяну, что в некоторых сообщениях рассказывается о землетрясении в эпоху Омара ибн аль-Хаттаба. Приводиться, что Омар упрекнул людей в том, что землетрясение случилось из-за дел людей. Хафиз ибн Касир сказал: «Цепочка передачи слов Омара достоверна, но аль-Байхаки передает об этом случаи следующее: «В эпоху Омара, земля сотрясалась …, а Ибн Омар молился, не почувствовал этого, и не нашлось никого кто молился и почувствовал это». Ясно, что землетрясение было слабым, что наводит на мысль, что оно не было наказанием.
Что касается установления общих правил реакции на такие беды и несчастья, то нужно указать на принцип «предполагай о верующих лучшее», и то что бедствие, постигшее верующего, было для возвышения его степени и милости к нему, а также принцип проявления мягкости и деликатности, человеколюбия, сочувствия и утешения для пострадавших.
Еще одна проблема интерпретаций конкретных событий, это интерпретация пророческих текстов, установивших связь между бедствием и наказанием за предыдущий грех. Проблема заключается в переносе общих суждений о происшествиях в пророческую эпоху на происшествия после пророческой эпохи.
Это переход от общего суждения к суждению по частному случаю, что именно это землетрясение произошло с ради общ этими людьми за их грехи которые очень распространены среди них, что невозможно сказать о Северной Сирии, известной религиозностью и соблюдением исламских норм и морали. Т.е. разврат и мерзкие грехи распространены на севере Сирии и юге Турции, но не в Лас Вегасе, Москве, Кейптауне или Таиланде? Ну или хотя бы, о Дубае вспомним… Такое скажет только умалишённый и невежда.
Поэтому, здесь крайне ошибочно просто цитировать общие пророческие тексты по каждому случаю землетрясения, потому что простое цитирование, совпадающее с событием, представляет собой толкования и суждение о страждущих от этого землетрясения в целом. Т.е. те, кто вспомнил сообщения о связи землетрясения с грехами в контексте землетрясения на севере Сирии и юге Турции, они уже их интерпретировали и значить обвинили население этих регионов в массовом и чрезмерном грехопадении.
Конечно, общие тексты несут – по крайней мере теоретически — это значение как одну из возможных, но в конкретном случае землетрясение в Сирии и Турции эта возможность отбрасывается, потому что противоречит тому факту, что части мира, не затронутые землетрясением, находятся не в лучшем состоянии, чем регионы, подвергшиеся землетрясению, и даже в более худшем. Также важно проводить различия между двумя уровнями бедствий: индивидуальных и сообщественных.
• Человек, лучше знает себя чем все другие, и его беда может быть самым разным причинам. Пророк Йакуб, мир ему, прошел множество страданий и испытаний, и это не было наказанием за грехи! Поэтому, когда мы привязывает беду конкретного человека с его грехами, это будет клеветой на Аллаха и Его посланника.
Относительно общей беды, мы должны также различать общества, в которых безнравственность видима, стала нормой, и поддается измерению, и между обществами, в которых она скрыта, неизвестна или не очевидна, и в во втором случае связывать бедствие с грехами будет еще большей ущемлением и несправедливости в адрес пострадавших, и это противоречит принципу «предполагай о верующих лучшее».
Рашид Рида говоря о вреде, разделял то, что возникает по одной причине, и вред которым возникаем по разнообразным причинам. Причины могут быть особенными делами раба, например, болезни, которые случаются из-за небрежности к здоровью и отсутствия профилактики, по незнанию или небрежности. Или ослабление обществ и падение государств, которые происходят из-за отхода от правосудия и т.д. Также, причины могут быть общими и связаны с порядком сотворения мира, например, ущерб от слишком обильных дождей, наводнения, цунами, землетрясения и удары молнии в небе. И т.д.
Проповедники должны принимать во внимание все это аспекты проблемы природных бед и несчастий, а не бросаться обвинениями в адрес пострадавших. Когда земля сотрясалась в эпоху Омара ибн аль-Хаттаба, он призывал к благотворительности и призвал к покаянию и исправлению веры. Если у масштабных бед есть причины и мудрые замыслы, а вселенские явления (такие как землетрясения, солнечные и лунные затмения) входят в число знамений Аллаха, то в напоминании и устрашении этими знамения нуждаются все, от послушных и непослушных рабов Аллаха, да праведников и неверующих, и эта потребность не ограничивается только временем бедствий или временем падения нравов и морали.
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Мы ниспосылаем Наши знамения только для устрашения», (Коран. 17/59).
Также Всевышний Аллах сказал: «Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?». Воистину, помощь Аллаха близка», (Корна. 2/214).
Также: «… Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконников, и чтобы Аллах очистил тех, которые уверовали, и уничтожил неверующих», (3/141).
Ученый понимает, что мудрости и целей в несчастьях, болезни, бедности или землетрясениях – может быть много, и они бывают скрыты на первый взгляд.
Ибн Раджаб аль-Ханбали передал от группы ученых Шама, что во время землетрясения они приказывали людям покаяться и просить Аллаха о прощении, они собрались для этого вместе, и, возможно, некоторые из ученых давали собравшимся наставления, приказали благое и запрещали греховное. Имам Ахмад ибн Ханбал одобрил такую практику.
Когда сотряслась земля в Медине, Омар ибн Абдуль-Азиз написал в области страны призывая тех, кто может раздавать милостыню, ибо Всевышний Аллах говорит: «преуспел тот, кто очистил себя», (87/14).
Автор: Муатаз аль-Хатиб
Дополнения и комментарии: Сейран Арифов