Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Затем Мы внушили тебе посредством откровения: “Следуй за религией Ибрахима, ханифа, ведь он не был многобожником» (Пчелы 123)
Имам аль-Куртуби в его тафсире (2: 139): «Ханифа» это отклонение от ложных религий в сторону истины, религии Ибрагима, а Ибрагима называли Ханифой, потому что он склонился к религии Аллахаа, которая является ислам. Этот смысл находим у Ибн Аттыйя (2: 367).
Кто такие ханифы:
Что касается «ханафи», на основании того что Ибн Касир упомянул в «аль-Бидая уа ан-нихая», и то, что было пришло в Житие Пророка Ибн Исхака и его сокращении Ибн Хишама, а также то, что было указано в книгах истории и биографий, мы можем сказать:
Ханифы – это люди, которые отвергли поклонение идолам и оставили поклонение своего народа или поклонение не Единому Богу, и они начали искать истинную религию, и они искали истину – несмотря на потерю знаний этой религии; Мы находим, что некоторые из них приобщились к христианству, другие из них придерживаются остатков учения религии Ибрагима, мир ему.
Доктор М. А. Ас -Саляби сказал в своей книге «Биография Пророка»: «Были некоторые люди из ханафитов, которые отвергали поклонение идолам, и то, что связано с этим поклонением из установлений, таких как жертвоприношения и т.д.», (М. А. ас-Саляби. Биография пророка Мухаммада: С. 23).
Что касается их численности и даты их появления каждого из них, определение этого является крайне сложным. Доктор Джавад Али упомянул список имен известных ханафитов до пророческих времен:
Касс ибн Саида -Зейд ибн Амр ибн Нуфейл – Умейя ибн аби Сальт – Арбаб ибн Риаб – Сувейд ибн Амр аль-Мусталаки – Вакиа ибн Саляма – Аса абу Кераб – Умейр ибн Джандаб аль -Джахми – Удай бин Аль -Абади – Абу Кайс Сарма бин аби Аанас – Саиф бин зи Язан – Варака бин Науфал -. …… и Зухайр ибн аби Сальма – Халид бин Синан аль -Абаси – Абдулла Аль -Кудаий – Убейд бин Аль -Абрас – Кааб бин Луай ибн Галеб.
В основном они были из элиты общества, грамотные, читали и писали, были поэтами и ораторами известными на всю Аравию.
См. «История арабов до ислама» доктора Джавада Али (370: 5).
Самый известные ханафиты:
Это было упомянуто в книгах тафсира и истории, рассказы о некоторых из тех, кто жил до пророчества или незадолго до начала пророчества. Некоторые из них жили во времена Пророка, мир ему и благословение, и поверили в него, некоторые из них отвергли ислам и умерли неверными.
Самые известные из них:
Зейд ибн Амр ибн Нуфейл:
Он был одним из людей того периода, которые были на убеждениях ханафизма; В сборнике Аль -Бухари передает от Ибн Омара: «Зайд бин Амр бин Нафил отправился в Шам, спрашивая о религии и желая следовать за ней, поэтому он встретил ученого из иудеев, спросил его о их религии: Я спрошу тебя о вашей религии, может быть я последую за ней, и тот сказал: ты не будешь на нашей религии, пока не возьмешь свою долю гнева Аллаха! Заид сказал: я убегаю от гнева Аллаха, и я не выдержу Его гнева! Вы укажите мне на других? Он сказал: я знаю, что можно быть только ханифом. Зайд сказал: Что это ханиф? Он сказал: это следовать религии Ибрагима, который не была ни иудеем, ни христианином, и он поклонялся только Аллаху. Затем Зайд вышел, и встретил ученого христианина, спросил его то же самое, и тот сказал: ты не будешь на нашей религии пока не получишь свою долю проклятия Аллаха! Он сказал: я бегу от проклятия Аллаха, и я не понесу проклятья Аллаха, ни Его гнева! Вы укажите мне на других? Он сказал: из того, что я знаю, это быть ханифом. Он сказал: что это ханиф? Он сказал: это следовать религии Ибрагима, который не была ни иудеем, ни христианином, и он поклонялся только Аллаху. Когда Зайд услышал их слова об Ибрагиме – мир ему – он ушел в путь, и когда он вышел, поднял руки к небу, сказал: О Господь, я свидетельствую о том, что на следую религии Ибрагима». (Аль -Бухари: 3616).
В сборнике Аль -Бухари, от Абдуллах ибн Омара, да будет доволен им Аллах: «Пророк, мир ему, встретил Зайда ибн Амра ибн Нуфейла до пророчества…
тот отказался есть из мяса, предложенного ему, сказав: Я не ем из того, что вы убиваете ради своих идолов, и я не ем за исключением того, что забито во имя Аллаха» (Аль -Бухари: Книга Достоинства ансаров. 3614).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Я вошел в рай и увидел, что у Зайда ибн Амра две степени в Раю» (Ибн Асакир, некоторые сказали хороший хадис).
Саида бин Зайд сказал: я и Омара бин Аль -Хаттаба, спросили Посланника Аллаха, мир ему и благословение, о Зайде ибн Амре, и он сказал: «В День воскресения, он придет как одна община» (Абу Юаля, некоторые сказали хороший хадис).
Кайс ибн Саида аль-Аяди:
И кто следовал закону Ибрагима и Исмаила, мир и благословения им. Был оратором, известным своей мудростью, разумом и добродетелями. Он призывал к Единобожию и поклонению одному Богу, оставил идолопоклонство, верил в воскресение после смерти, и проповедовал приход пророка, мир ему и благословение.
Ибн Аббас приводит, что Кайс ибн Саида аль-Аяди в проповеди на рынке Укказа говорил: «Придет истина, с той стороны» – указывая в сторону Мекки. Его спросили, что за истина, он ответил: Он сказал: «человек, который призовет вас к слову искренности, вечной жизни, и блаженству, которое не закончится. Когда он призовет вас к этому, ответьте ему. И если я буду жив, то первом последую за ним». Он застал пророка Мухаммада, мир ему, но умер до начала пророчества.
(«Жизнеописание Пророка» Абу Шухба: 1: 81, и см. «Жизнеописание Пророка», Ас-Саляби: С. 33).
Варака ибн Науфаль:
Варка бин Навфал бин Асад бин Абдульузза, двоюродный брат Хадиджи, матери верующих и жены Посланника, мир им всем и благословение, была одним из первых верующих в Послание.
История упоминалась в сборнике Аль -Бухари в книге «Начало откровения» от Айши, пусть Аллах будет доволен ею, она рассказывала: Она сказала: Хадиджа вместе с пророком, мир ему, отправилась к Варака ибн Науфаль ибн Асад бин Абдульузза, её двоюродному брату, принявшего религию Писания в доисламскую эпоху, он писал иудейские книги, переписывал из Евангелия на иврите то, что Аллах дал ему писать, был уже ослепшим старцем.
Хадиджа сказала ему: о сын моего дяди, послушай, что расскажет тебе твой племянник. Он сказал: мой племянник, что вы видите? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах, рассказал ему о том, что он видел (при встрече с ангелом Джебраилом в пещере Хира).
Варака сказал: «Это тот же Закон (или ангел), который Аллах послал Мусе, я хотел бы, чтобы у меня были силы, хотел бы быть живым, когда твой народ изгонит тебя.
Посланник Аллах, да благословит его Аллах и даст мир, сказал: Мой народ меня изгонит? Он сказал: да! Мужчина никогда не приходит с тем, с чем придешь ты, чтобы не встретить вражду. И если это случиться, и я буду жив, я поддержу тебя и окажу тебе решительную помощь. После этого не прошло много времени как Варака умер, и началось откровение». (аль-Бухари: 4).
Также приводиться эта история в Жизнеописании Пророка, Ибн Хишама. В ней, Варка предупредил что народ Мухаммада, мир ему, изгонит его, назовет лжецом и будет враждовать с его призывом.
Ат-Тирмизи приводит от Айши, да будет доволен ею Аллах, который сказал: Хадиджа спросила о Варака: он уверовал в тебя, и он умер до того, как начал проповедовать. Пророк, мир ему, сказал на это: «Я видел его во сне и на нем была белая одежда, и, если бы он был от людей ада, я бы видел в другой одежде».
Аз- -Зухри, передает от Посланника Аллаха, ему мир, что он сказал: «Я увидел, что у Варка один или два райских сада». Таким образом, Варака является первым, кто поверил после Хадиджи, да будет доволен ими Аллах.
Сувейд ибн Самит аль-Ауси:
Это Сувейд ибн Самит аль-Ауси ибн Аттиа ибн Хаут ибн Хабиб ибн Амр бин Ауф ибн Малик ибн аль -Аус и его мать: Лайла Бинт Амр Аль -Наджария, сестра Сальмы Бинт Амр которая была матерью Абдул -Мутталиб ибн Хашим – дедушки Пророка, мир ему.
Мухаммед ибн Исхак сказал: «Посланник Аллаха в сезоне паломничества, когда собирались люди из племен, призывал их к Аллаху и исламу. Он встретил Сувейда и призывал его к вере в Аллаха и молитве. Тот сказал ему: возможно то, с чем пришёл ты, тоже самое что есть у меня. Посланник Аллах, мир ему, сказали ему: «Что с тобой?» Он сказал: Писание Лукмана (Мудрость Лукмана). Посланник Аллаха, сказал: «Покажи мне». Он показал ему и Посланник Аллах, мир ему и благословение, сказал: «Это хорошие слова, но то что у меня лучше этого, это Коран ниспосланный мне Аллахом, в котором наставление и свет», он призвал его к исламу. Он сказал: Эти слова хорошие, и не ушел далеко. Позже он отправился в Медину и был убил хазраджитами. Некоторые из его племени считают, что он был убит мусульманином. (аль-Байхаки) Это те, кто были ханифами, искали истину, и поверили пророку Мухаммаду мир ему и благословение.
Но были среди ханифов и те, кто отказался верить в пророка.
Абу Амер ибн Сайфи:
Его называли Абу Амер Аль -Рахеб (монах), но посланник Аллаха, мир ему и благословение, назвал его Нечестивцем.
Ибн Хаджар Аль -Аскалани, рассказывал: Ибн Умейя и Абу Амер бин Сайфи, известный как монах, следовали религии ханифов.
Этот Абу Амер и Абдуллах бин Аби Салюл (известный лицемер) завидовали Посланнику Аллаха, мир ему, потому что Аллах ниспослал откровение ему. Абдуллах ибн Аби Салюль думал, что он будет пророком. Но его постигло лицемерие, и он основал мечеть Зла (масджиду ад-Дирар).
Имам Аль -Куртуби сказал: «Он изучал религии в доисламскую эпоху, и когда пророк пришел в Медину, и призывал его к исламу, тот заявил, что он такой же пророк, как и Мухаммад, мир ему. Он сказал: «У меня тоже что и у тебя», на это пророк, мир ему, ответил: «То, что у тебя – ложь». Тогда этот Абу Амер сказал: «Пусть Аллах умертвит лжеца в изгнании и в одиночестве». Посланник Аллаха, сказал: «Да будет так».
Абу Амер ушел из Медины в Мекку, присоединился к курайшитам и оставался там до открытия Мекки. Когда ислам открыл Мекку, он бежал к римлянам, и отправлял письма лицемерам, в которых говорил: «Будьте готовы к тому, что я приду от Цезаря с солдатами, и изгоню Мухаммеда из Медины». Там он умер неверным, в изгнании и в одиночестве. (Аль-Куртуби. 7/320).
Умейя ибн Аби Сальт:
Аль -Хафиз Ибн Асакер сказал: Умейя бин Аби Ас -Сальт, читал Писания и знал, что Аллах пошлет посланника. Известный доисламский поэт, отправился в Дамаск до ислама. Он верил в воскрешение, в рай и ад, говорил, что скоро выйдет пророк и надеялся, что он будет посланником. Когда посланник Аллаха, мир ему, появился, он из зависти отказался верить в него. О нем сказали: «Его стихи уверовали, а его сердце не уверовало». Некоторые говорят, что в начале принял истину, но затем отошел от неё.
Ибн Касир в «аль-Бидая уа ан-нихая» писал: Абу Суфьяну встретил Умейю и спросил его почему он печален. Тот ответил, что его печалит возвращение после смерти. Абу Суфьян спросил его: будет возвращение после этого? Он ответил: да, клянусь Аллахом. Мы вернемся после смерти, и будет нести отчет за свои дела, и группа будет в Раю, а другая группа в Аду.
Абу Суфьян сказал: «По пути в Йемен, в торговой поездке, я проезжал дом Умейи. Насмехаясь над ним, я сказал: уже вышел пророк, о котором ты нам говорил. Он сказал мне: это истина, следуй за ней. Я спросил: что мешает тебе следовать за ним? Он сказал: Мне мешает стыд перед женщинами племени Сакиф, которым я рассказывал, что я буду этим пророком, а теперь они увидят меня последователем этого юноши из рода Абду Манаф?!»
Так, Всевышний Аллах наставляет кого пожелает и ослепляет кого пожелает! О Аллах, покажи нам истину истиной и дай нам следовать за ней. Покажи нам ложь ложью и отдали нас от неё!