Относительно длины одежды в шариате
В современных мечетях можно наблюдать одно из явлений, с которого я хотел бы начать. Сама по себе эта ситуация не относится к основам веры или поклонения, однако она принимает характер распространённой и постоянной ритуальной практики, которая ничем не обоснована в шариате. Идет речь о том, что некоторые люди подворачивают штаны перед молитвой, считая, что религия рекомендует это делать именно для молитвы, или при входе в мечеть. Можно наблюдать, как некоторые мусульмане, перед молитвой заворачивают штаны или брюки, а после завершения молитвы или перед выходом из мечети они снова разворачивают край штанины так, как она и была. Нет сомнений, что это порицаемое нововведение, которое не имеет основания в шариате. Длина одежды никак не связана с обрядом молитвы и её нормами, за исключением того, что одежда должна скрывать аурат (срамные части тела) и должна быть чистой от нечистот.
Откуда возникла такая практика? Причиной стал вопрос о дозволенной шариатом длине одежды, штанов или брюк. В этом вопросе есть некоторые детали, которые я разберу ниже. Но, сначала следует сказать, что если мусульманин считает, что запрещено носить одежду ниже щиколоток, он должен придерживаться этого мнения постоянно, т.е. носить такую одежду вообще, не привязывая это к совершению молитве или к посещению мечети. Если же мусульманин придерживается мнения, что в хадисах идет речь о высокомерии и хвастовстве, и дело здесь не в длине одежды, он может следовать этому мнению. Но, носить одежду или штаны, например, общепринятой длины, и затем преднамеренное закатывает (поднимает) их для совершения молитвы, считая это необходимым или желательным действием в молитве, в таком случае это будет порицаемым нововведением.
Относительно вопроса о длине штанины, следует понимать, что это лишь одна из тысяч второстепенных для современных мусульман тем, и подобных вопросов, которые затрагивают различные детали мусульманской культуры, быта, одежды, пищи, досуга, и тому подобного, в энциклопедиях исламского фикха многие и многие сотни, и этот вопрос, как и сотни других вопросов не заслуживает чрезмерного внимание. Достаточно было бы короткая и ясного пояснения, аргументации, и на этом все. И если это один из тысяч спорных вопросов, мусульмане могут следовать одному из авторитетных мнений и не акцентировать слишком много внимания. Но произошло противоположное, и по моему мнению, причиной этого было то, что некоторые проповедники и их адепты из мусульман, придают некоторым второстепенным деталям внешнего вида, быта или обрядов чрезмерно большое значение, этим самым обостряя споры вокруг них.
В реальной жизни современных мусульман, как отдельной личности, так и целых народов, проживающих в мусульманских и не мусульманских обществах существуют сотни более важных вопросов, но к этим малозначительным темам было искусственно вызвано чрезмерно большое внимание, и это конечно ошибка, потому что отвлекает внимание и заботу многих мусульман от более важных, фундаментальных и срочных вопросов, в которых они нуждаются.
С другой стороны, данная тема может открыть полезные знания о методах толкования и понимания текстов, которыми отличаются ученые фикха изучающие смысл, причины и мотивы законов с одной стороны, и другие, предпочитающие ограничиваться буквальным пониманием.
Ибн Омар приводит, что пророк Мухаммад, да благословит его Всевышний и приветствует, сказал: «Кто опускает одежду до такой степени, что она волочится по земле, и проявляет через это высокомерность (надменность), на того Бог не посмотрит в Судный День [не проявит к нему Свою милость]». Во время произнесения Пророком этих слов Абу Бакр уточнил: «О посланник Всевышнего, порой моя одежда свисает (волочиться по земле), избежать этого можно, только постоянно подтягивая ее?» Пророк, мир ему, ответил: «Ты не из тех, кто делает это, проявляя тем самым надменность и высокомерие»[1]. Этот хадис передается в нескольких версиях.
Также вспомним хадис Абу Дауда и Ибн Маджа, от Абу Саида: «То, что ниже щиколоток в огне, кто волочил свою одежду из высокомерия и кичливости»[2].
Эти и другие версии хадисов, в которых посланник Аллаха, мир ему, запрещает внешнее проявление высокомерия и надменности, ясно указывают на мотив запрета ношения одежды настолько длинной, что она волочиться по земле. Отсюда, некоторые ученых фикха сказали, что запрет касается именно гордыни и хвастовства[3].
В свете этих условий и мотива запрета, необходимо понимать другой хадис от Абу Хурейры, который прямо не указал эти условия и мотивы: «Все что ниже щиколоток – в огне»[4].
Таким образом, здесь пришел абсолютный запрет, без указаний условий и мотива запрета. Однако, предыдущие хадисы, как и ниже приведенные, определяют условие и мотив запрет, который заключается в гордыни, проявлении высокомерия и кичливости.
Также, общее понимание духа шариата, причин и мотивов запретов грехов, которые пришли в Коране и сунне, з совершение которых было обещание наказание в огне ада, говорит о том, что сам по себе факт длины одежды, которая может быть ниже щиколотки не заслуживает такого сурового наказание как огонь ада, если в этом не будет дополнительного смысла, такого как гордыня и высокомерие.
Действительно логика, основанная на понимании духа шариата и знания смысловой нагрузки и мотивах его законов, собранные путем общего анализа, за исключением ритуалов и обрядов, таких как молитва, пост, хадж и закят, говорят о том, что это безусловное обещание наказания в аду — это чрезмерное наказание за подобное действие. Сложно сравнить, например, убийство человека, воровство, прелюбодеяние, распитие алкоголя с таким действием, как слишком длинная штанина.
Муслим приводит от Абу Зарра: «Аллах не посмотрит в Судный день на троих: Абу Зарра говорил от Пророка, сказавшего: «Эти трое, не будет говорить с ними Аллах в Судный День. Попрекающий, который даруя что-то всегда попрекает этим. Продающий свой товар ложной клятвой. И аль-мусбиль»[5]. В другой версии: «Не посмотрит на них и им уготовлено мучительное наказание». Аль-мусбиль здесь переводят как опускающий свою одежду до земли.
Сравним эти слова с словами хадиса Абу Хурайра: «Посланник Аллаха, сказал: «Эти трое, не будет говорить с ними Аллах в День Суда и не очистит их, прелюбодействующий старец, король-лжец и гордый иждивенец»[6].
И сравним со словами хадиса: «В День воскрешения Великий и Всемогущий Аллах не посмотрит на троих: (на того, кто) непочтителен к своим родителям; на женщину, которая уподобляется мужчинам, и ад-дайюс (мужчина, который знает о мерзостях, творимых своей женой, и остаётся к этому равнодушным). И трое не войдут в рай: тот, кто непочтителен к своим родителям; злоупотребляющий алкоголем, и попрекающий (других) тем, что он даровал им»[7].
Также, Бухари и Муслим приводят: «В День воскрешения Великий и Всемогущий Аллах не посмотрит на троих: того кто владеет достатком воды в дороге, но не делиться с путником (испытывающим жажду). Того, кто принес клятву верности правителю только ради мирской выгоды. Если получает выгоду он верен ему, а если не получает, то предает. Того, кто продает товар в предвечернее время и лживо клянется, что купил его за столько и за столько»[8].
В контексте всех этих предупреждений посланника Аллаха, мир ему, мы видим мы видим действительно большие грехи, преступления, обман, предательство и мерзкие дела, которые заслуживают мучительного наказания и лишения милости Аллаха. Даже, при всем том, что прелюбодеяние — это большой грех, в этих хадисах прелюбодеяния приводится в усложненной форме – прелюбодействующий старец. Т.е. человек в том возрасте, страсть и желание которого намного меньше чем у молодого человека, и это помимо того, что в его возрасте он имеет семью, жену, детей, может внуков, и он ближе к концу своей жизни, все это должно заставить его вести себя достойно и сдержанно.
В этом контексте в стороне стоит это вопрос длины одежды. Поэтому, совершенно верным с точки зрения контекста, в котором перечисляются большие грех и различные мерзкие деяния, будет толковать слова аль-мусбиль, как человек который проявляет гордыню, хвастовство и кичливость. Именно это мнение и поддержали авторитетные толкователи хадисов, Ибн Хаджр и Навави[9].
Также, передается, что Ибн Масуд, один из величайших ученых фикха из сподвижников посланника Аллаха, мир ему, считал, что запрет касается именно гордыни и кичливости, а не длины одежды[10].
Приводиться, что Абу Ханифу увидели с одеждой, которая касалась земли, его просили об этом, и он ответил: Запрет касается тех, кто делает это из гордыни и кичливости, но мы не из них[11]. Именно этот смысл пришел в истории Абу Бакра. Следует обратить внимание, что Бухари записал этот хадис в главу: «Одежда которая волочиться не ради гордыни или кичливости». Это важное примечание относительно понимания имама Бухари к этому хадису.
Внимательно прочитаем похожие версии хадиса. Первая версия от Абу Хурейры: «Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения». Вторая версия от Ибн Омара: «Шёл человек, который волочил по земле свою одежду, как вдруг земля поглотила его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения». В третьей версии от Ибн Омара: «Шёл человек, который волочил по земле свою одежду из гордыни и кичливости, как вдруг земля поглотила его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения»[12].
Как мы видим, это практически идентичные хадисы, которые необходимо собрать вместе потому что они без исключений посвящены одной теме и толкуют друг друга и это единственный верный метод понимания таких хадисов.
Крайне важно отметить, что аяты Корана не могут входить в противоречие между собой или в противоречие с достоверными хадисами. Поэтому, в шариате есть известное правило, что более конкретный текст, в котором содержаться причины, условия и границы, толкует общий текст, в котором этого нет, если идет речь об идентичной ситуации.
Читаем в аяте: «Те, которые объявляют своих жен запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба прежде, чем они прикоснутся друг к другу», (Препирающаяся 3).
В другом аяте сказано: «Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп», (Женщины 92).
В первом случае идет речь о тех, кто назвал своих жен запретными для себя подобно их матерям. Те, кто совершили такой грех должны освободить любого раба. Во втором аяте идет речь об убийстве мусульманина по ошибке, случайно, в этом случае необходимо освободить верующего раба. Условие освобождения раба во втором аяте не добавляется к норме первого аята, потому что здесь идет речь о двух различных ситуациях. Что касается хадисов о длине одежды, то все они говорят об одной ситуации.
Следует отметить, что этот вопрос относиться к спорным, и некоторые ученые ислама считают запрет общим, не ограничивая его условиями и причинами, которые приводятся выше. Это мнение относиться к буквальному толкованию хадиса, в котором не указывается причина запрета. Эти ученые отказываются толковать общие слова одного из хадисов в рамках условий и причин запрета, приведенных в предыдущих хадисах, они считают запрет безусловным. Это одно из мнений в ханбалитском мазхабе, иа также мнение захиритского (буквалистской школы) мазхаба.
Третье мнение заключается в том, что запрет ограничен приведёнными в хадисах условиями и причинами – гордыня и высокомерие. При этом они подтвердили, что лучше избегать такого явления из предосторожности и во избежание расточительства. По их мнению, если в этом действии не проявляется гордыня и кичливость, то оно не желательно – макрух танзихан. Это мнение многих ученых ханифитского, шафиитского и маликитского мазхаба, как приведено в книгах мазхабов, также и у Ибн Хаджр и Навави[13].
Также, Ибн Хаджр отмечал что расточительство запрещено в шариате, в том числе если это проявиться в длине одежды, которая волочится по земле.
Здесь, я хочу отметить один из важнейших аспектов вопроса о внешнем виде, это различия обычаев и традиций, принятых в разных обществах. Ученые единогласный в ом, что фетва должна принимать во внимание особенности традиций, стереотипов поведения, общепринятой культуры. Так, в обществе Аравии времен посланника Аллаха, мир ему, кичливость и хвастовства богачей и знати проявлялась определённым образом, в Индии или в Европе это может быть чем-то другим. Время также играет в изменении стереотипов поведения и обычаев огромную роль. Во время пророка Мухаммада, мир ему, и в том обществе, было известным и привычным именно такое внешнее проявление высокомерия, кичливости, и хвастовства своим богатством или знатностью. Нет сомнений, что внешнее проявления этих душевных недугов, изменяется с изменением времени и места. В иное время и ином месте, знание местной культуры, обычаев и стереотипов поведения укажет на совершенно другое внешнее проявление высокомерия, кичливости и хвастовства.
Ибн Хаджр отметил именно эту сторону нашего вопроса, цитируя Хафиза аль-Ираки в толковании к сборнику Тирмизи: «Если у людей что-то изменилось, и они приняли определенный обычай что касается длины одежды, в таком случае, у каждого народа будут свои традиции, которыми они известны. И все что известно у них как проявление гордыни и кичливости то это запрещено, а то что принято, как общепринятый обычай то не запрещено, если одежда не волочится по земле»[14]. Нет сомнений, как пишет Юсуф Кардави, что лучше всего держаться золотой середины, из предосторожности не удлинять свою одежду ниже щиколоток, но не порицая тех, кто это делает, если это является общепринятым обычаем. Также, необходимо воздержаться от нечистоплотности или расточительства в какой бы форме это не проявлялось[15].
Немаловажно отметить, по моему мнению, что в вопросе одежды ислам не приветствует то, когда человек преднамеренно стремиться выделяться внешним видом, выходя за рамки умеренности и общепринятых обычаев общества, в котором он живет. Это одежда, которая привлекает чрезмерное внимание роскошностью, расточительством, кичливостью, или напротив, выделяется чрезмерной скромностью и бедностью, указывающих на аскетизм. Мусульманину необходимо принимать эти запреты во внимание, когда он выбирает одежду и её стиль.
В хадисе Абу Дауда и Насаи пришло, что посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Кто одевает кичливую и привлекающую внимание одежду (выделяющую), того Аллах в судный день оденет в одежду унижения»[16]. Как писал имам Сархаси: Поэтому не следует одевать одежду настолько богатую и пышную или бедную и нищую, что люди станут показывать пальцем[17]. Также Суфьян Саури сказал: Они порицали две одежды, одна слишком богатая, которая выделяется, и другая чрезмерно бедная, которая унижает.
Абу Айюб аль-Ансари, один из сподвижников пророка, мир ему, не укорачивал одежу и не видел в этом греха. Когда Муаммар спросил его об этом, он ответил: «Раньше люди удлиняли одежду, если хотели проявить кичливость и выделиться, сейчас же они укорачивают её для этого»[18].
Помимо основных причин и условий запрета, подтвержденных в сунне, таких как гордыня и кичливость, нужно отметить необходимость быть чистоплотным и бережливым с одеждой. Ахмад приводит от Ибн Омара было уточнение: «То, что касалось земли и было ниже щиколоток в огне»[19].
Также, Омар ибн Хаттаб, сделал замечание юноше из ансаров относительно краев его одежды, которые волочились по земле. Он приказал ему поднять край одежды, потому что в этом проявляется «богобоязненность, чистоплотность и бережливость к одежде», как сказал Омар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах[20].
Само по себе желание быть одетым красиво и опрятно похвально, и никак не относиться к проявлению гордыни или кичливости, что очевидно из хадиса от Абдуллаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: «Однажды Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это Пророк, мир ему, сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие Истины и проявление презрения по отношению к людям»[21].
В заключении необходимо вспомнить, что Всевышний Аллах в Коране строго запрещал гордыню и высокомерие, которые находятся в сердце человека, также, как запрещал внешние проявления гордыни, хвастовства и кичливости, все это большие грехи.
Всевышний Аллах сказал: «Аллах сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?». Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины». Аллах сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь. Прочь отсюда, ибо ты – один из униженных»», (Преграды 12-13).
Также, Всевышний Аллах сказал: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!», (Ночное перенесение 37).
Также, Всевышний Аллах сказал: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов», (Лукман 18).
Также, Всевышний Аллах сказал: «Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха или говорит: «Мне дано откровение», – хотя никакого откровения ему не дано, или говорит: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»? Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями», (Скот 93).
Также, Всевышний Аллах сказал: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле без всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они увидят правый путь, то не последуют этим путем, а если они увидят путь заблуждения, то последуют им. Это потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими», (Преграды 146).
Также, Всевышний Аллах сказал: «Фараон сказал: «О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня. О Хаман! Разожги огонь над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов». Он и его воины несправедливо возгордились на земле и предположили, что они не вернутся к Нам. Мы схватили его и его воинов и бросили их в море. Посмотри же, каким был конец беззаконников! Мы сделали их предводителями, которые призывают в Огонь, и в День воскресения. Мы сделали так, что проклятие следует за ними в этом мире, а в День воскресения они будут в числе отдаленных от милости», (Рассказ 38-42).
В Коране пришло множество запретов и предостережений гордыни, хвастовства, показухи и тому подобного, но и этих аятов достаточно разумному человеку. Каждый мусульманин должен следить за состоянием своего сердца и чувствами, своими словами, делами и поведением, в котором может быть проявление гордыни или высокомерия, очищать свое сердце и исправлять свои дела, не забывая, что вся Гордыня и величие принадлежат лишь одному Всевышнему Аллаху.
Аллах лучше знает!
Арифов Сейран Осман оглы
[1] Бухари. 3665.
[2] Абу Дауд. 4093. Ибн Хиббан. 5450. Ибн Маджа. 3573.
[3] Ибн Хаджр. Фетхуль бари. 10/275.
[4] Бухари. 5787. Также ан-Насаи и Ахмад.
[5] Муслим. 106.
[6] Муслим. 107.
[7] Насаи. 2561. 2562. Ахмад. 6180. Ибн Хузейма. 2/861.
[8] Бухари. 7212. Муслим. 108.
[9] Ибн Хаджр. Фетхуль бари. 10/263.
[10] Ибн Аби Шейба. 6/27. Ибн Хаджр сказал: Достоверный хадис. Фетхуль бари. 10. 264.
[11] Ибн Муфлих. Аль-Адаб аш-шараийя. 3/521. Аль-Фатава аль-хиндия. 5/333.
[12] Бухари. 5789. Муслим. 2088. Второй хадис Бухари. 5790. Третий хадис Бухари. 3485.
[13] Навави. Шерху сахихи Муслим. 14/62. Навави в аль-Маджмуа. 3/177. Также Ибн Хаджр в Фетхуль бари. Ибн Абдульбарр в ат-Тамхид. 3/244. Ибн Къудама. Аль-Мугъни. 2/298.
[14] Ибн Хаджр. Фетхуль бари. 10/262.
[15] Юсуф Карадави. Как нам понимать сунну.
[16] Абу Дауд. 4029. Насаи. 5/460. Ибн Маджа. 3606. Ахмад.
[17] Сархаси. Аль-Мабсут. 30/268.
[18] Абдурраззак. 19992. Абу Наима. 3/7. Ибн Саад. Табакъат. 7/248.
[19] Ахмад. 8/68.
[20] Бухари. 3700. Ибн Хиббан. 6917.
[21] Муслим. 91. Также Тирмизи, Ибн Хиббан и другие.