11212024Важное:

Взгляд на историю мусульман и мира (продолжение)

Взгляд на историю мусульман и мира

Пять факторов создания мусульманской общины

Продолжение.
Начало в №124

Фактор веры

Этот фактор присутствовал у каждого члена общины, и важность данного фактора проявляется в идеологическом и социальном балансе. Сунна пророка Мухаммада (мир ему и благословение) определила ценности, культуру и нормы поведения. Достаточно привести как пример хадис о семидесяти с лишним уровнях веры, хадисы о необходимости приказывать благое и бороться с нечестием, хадисы, призывающие донести Ислам до других, и многие другие наставления, выполнение которых и формирует умму, подобную единому телу, где все его части реагируют на болезнь одной из них.

Фактор веры можно считать основным и для духовно­психологического здоровья общества. Универсальное понятие веры охватывает иман, ислам и ихсан как высшую ее степень. Тем самым ихсан, как совершенство в поклонении и созидании, становится фактором лидерства, что, в свою очередь, делает мусульманскую общину ориентиром для других мировых общин.

Фактор хиджры

Хиджра — это не переселение из одной точки в другую. Хиджра в языковом и смысловом значении означает положение и условия, в которых верующий имеет возможность реализации — реализации проекта жизни мусульманина, освобожденного от всех общественных, культурных, духовных или материальных преград между ним и жизнью в Исламе. Хиджра — это избавление от греха и очищение от язычества. Хиджра как переселение к месту жизни мусульманской общины, когда мусульманин покидал свое племя, отказываясь тем самым от племенной или национальной принадлежности, если того требовала принадлежность духовная, означала переход в Ислам — подобно переселению из Мекки в Медину.

Кроме того, хиджра играла роль фактора единения мусульманской общины, так же, как спасение мусульман от преследований, и была способом расширения ареала Ислама. Так хиджра привела к Исламу правителя (негуса) Эфиопии и некоторых священников его государства, не говоря о многих простых христианах, о чем, по свидетельству Абдаллаха ибн Зубайра, говорит аят: «И когда они слышат то, что ниспослано Посланнику, видно, как их глаза наполняются слезами по причине того, что они узнают из истины. И они говорят: «Господи наш! Мы уверовали. Так запиши нас с теми, кто свидетельствует» (Коран,  5:83).

Хиджра была проявлением отказа от прошлой жизни в неверии и грехе — как в хадисе о том, кто убил девяносто девять человек и искал покаяния. Ученый сказал ему, что Аллах примет покаяние, если он покинет место, где живут преступные люди, и переселиться в селение верующих, чтобы жить с ними. Этот длинный хадис, часть которого имеет отношение к нашей теме, есть в сборнике Муслима.

Фактор джихада

Данный фактор является одним из важнейших в создании мусульманской общины. И джихад здесь понимается в широком универсальном смысле как джихад воспитательный, организационный, военный и духовный.

Организационный джихад означает объединение ресурсов и усилий для достижения общих целей. «Двадцать стойких из вас одолеют две сотни…» (Коран, 8:65) — говорится в Коране.

Военный джихад является средством защиты человека и человечества от всего, что является злом и угрозой его жизни. Военный джихад — исключительное и последнее средство, так как по сути противоречит самой цели — защите людей. Война в Исламе ведется только в рамках идеологических и нравственных учений, иначе это уже не джихад, а обычное убийство. Более того, война, если это не джихад, вообще, не предусмотрена в Исламе, поскольку убийство людей друг другом является большим грехом.

Важнее военного джихад воспитательный. Собственно он и является целью, в то время как военный джихад предписывается только в исключительных случаях, как последнее средство.

Если военный джихад сравнительно недолог по времени и требует ограниченного количества ресурсов, то воспитательный продолжителен и многоэтапен. После победы в военном столкновении приходит черед долгой и сложной борьбы со всевозможными проявлениями джахилии. Египет стал по­настоящему исламским только к 239 году по хиджре, в то время как территория вошла в состав исламского халифата более чем за два столетия до того. Так же было и в Шаме, Ираке, Северной Африке, Персии и Центральной Азии. Исламская цивилизация вышла из этой борьбы победительницей, освободив народы от заблуждений и введя их в лоно Ислама.

Фактор готовности предоставить убежище и защиту братьям по вере

«А те, которые жили в Медине до них (до прихода мекканцев) и [обратились в новую] веру, любят переселившихся к ним [из Мекки] и не испытывают никакой зависти из­за того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, — они и суть преуспевшие» (Коран, 9:9).

Теоретически готовность предоставить убежище и защиту означает готовность поддерживать своего брата по вере, предоставляя ему любую помощь: материальную, информационную, моральную или политическую. Такое убежище переселенцам из Мекки дали мусульмане Медины во время хиджры посланника Аллаха (мир ему и благословение). Причем не только дали убежище, но и поделились жильем, пищей, одеждой, обеспечили работой. При этом взаимопомощь и сотрудничество между верующими не противоречили принципу неприкосновенности частной собственности, которую защищал Ислам.

В Медине была построена мечеть Пророка, создан исламский свод законов, заключены договоры с местными племенами и соседями — возникло первое гражданское общество, в котором правили истина и братство, и членами которого были мусульмане, иудеи и арабы­язычники. Мусульманская община была открыта для людей любого происхождения и достатка.

Так создавались условия для социальной стабильности общества, в чем не последнюю роль сыграло коллективное поклонение и исполнение религиозных обрядов, планирование общественной и политической жизни и справедливое распределение имущества, одним из инструментов чего стал закят.

Фактор взаимопомощи

Взаимопомощь в Коране и сунне означает помощь против врага, защиту от угнетения или нападения, поддержку справедливости и истины. Пророк (мир ему и благословение) учил: «Встань на сторону своего брата, когда он прав и когда не прав. Когда прав, поддержи его. Когда не прав, останови его — это и есть встать на его сторону».

Практическую реализацию принципа взаимопомощи мы видим в  первом мусульманском обществе и государстве праведных халифов.

 

Продолжение следует

Сейран АРИФОВ

Print Friendly