Пятничные проповеди
Хутба 1
Исламская религия
Исламская религия, которая содержит в себе много сторон – это законы шариата и нравственное воспитание и вера убеждение. Исламскую религию нужно изучать, конкретно рассматривая каждую сторону. Конкретно изучая каждый отдельный закон к которому призывает Ислам. Также на Ислам можно смотреть общим взглядом и этот общий взгляд дает нам общие характеристики нашей религии. Каждый мусульманин должен изучать детально конкретные законы шариата конкретные вопросы веры убеждения и изучать нравственные качества, к которым нас призывает Аллах. Мусульманин должен иметь общее представление об Исламе. Характеристика нашей религии: универсальность, реальность, уверенность, взвешенность А. также мягкость и милосердие, а не религия жестокости или грубости. Если мы обратимся к словам Аллаха и Пророка, то однозначно прейдем к тому, что Ислам – религия мягкости, прошения, великодушия и милосердия. Более того, Аллах отмечал во многих аятах, что настоящий верующий отличается тем, что его сердце мягкое. В то время как Аллах описывает неверующих и лицемеров тем, что их сердца жестокие грубые и черствые. В первую очередь это понимания обязательно мусульманину, который призывает к Исламу, а также мусульманину это нужно, чтобы он правильно понимал свою религию. В частности понимание этого характера исламской религии мусульманину необходимо тогда когда он призывает к Исламу, потому что призыв если он будет идти через какие-то грубые методы или жестокость, то никакой человек не ответит на призыв. Для успеха призыва к Исламу, а это является одной из обязанностей каждого мусульманина, призывать к Исламу при имеющихся у него возможностях, поэтому для него обязательно понять такую сторону исламской религии как мягкость.
Аллах в Коране говорит: «Призывай к пути твоего Господа с мудростью, а также добрым наставлением. Веди с ним спор тем, что наилучшее». В этом аяте Аллах указал на несколько основных принципов призыва Ислама:
1) мудрость, с которой мусульманин следует во всех вопросах своей жизни, когда он призывает к исламской религии
2) призыв с добрым наставлением. Доброта в призыве – это из основных условий, что этот призыв получит успех
3) ведите с ними спор тем наилучшим образом.
Аллах говорит, что народ Нуха оболгал своего Пророка и назвал его лжецом. Назвал ложью, то к чему призывал Нух. Нух обратился к ним, как к братьям и говорит: «Почему вы не боитесь Аллаха ведь я к вам праведный, честный и правдивый Посланник, бойтесь Аллаха и будьте послушны. Я ведь не прошу с вас никакой награды и не ищу никакой выгоды. Воистину вся моя награда и выгода только у Аллаха».
Также нам Аллах приводит историю пророка Ибрагима в суре «Аль аннам». Аллах приводит дискуссию пророка Ибрагима с его неверующим народом, когда он призывал их к единому Аллаху. Они поклонялись идолам и поклонялись солнцу, луне и т.д. Пророк указывал им, что это луна и планеты они не могут быть Богам. Пророк обратился к народу: «О мой народ, воистину я обращаюсь только к единому Аллаху». И Аллах говорит нам о том, как Ибрагим вел дискуссию со своим отцом. Ибрагим, обращаясь к своему отцу, сказал: «О отец, почему ты поклоняешься тому, что не слышит тому, что не видит и тому что не может принести тебе вреда и пользы. Не поклоняйся ему и не бери себе друга шайтана. Обратись к единому Аллаху. О отец я боюсь, если ты возьмешь себе в друга шайтана, Аллах пошлет на тебя какие-то муки».
Также Аллах приводит в Коране истории про Мусу и Харуна говорит: «Аллах приказывает пророкам и посланникам Мусы и его брату Харуну отправится к фараону (который называл себя богом) и обратитесь с призовом мягкими словами». Аллах указывает на две обязанности мусульманина, который призывает к Исламу:
1) призывать к Исламу неверующего
2) соблюдать характер в призыве, говорить мягкие и благие слова.
Аллах в Коране передает слова пророка Мусы, в котором он сказал фараону: «Я Мусса обращаюсь с призывом, чтобы указать тебе прямой путь, неужели ты не обратишься к истине и не очистишь себя от заблуждения и пороков». Также пророк Мухаммад учил своих сподвижников призывать к Исламу. Один из принципов который Пророк сказал соблюдать во время призыва – это мягкость. Жена Пророка, Аиша передает слова Пророка: «Аллах мягок и Аллах любит мягкость во всех делах». Также Бухари приводит нам историю, которая связана с этими словами. Эта история поясняет в каких случаях должен быть призывающий мягким. Приводится, что некоторые из евреев, когда приветствовали пророка Мухаммада, сказали: «Смерть тебе». Аиша разгневалась и сказала: «Да будет погибель вам». Но Пророк остановил её и сказал, чтобы она так не реагировала, а скажи им просто: «Вам того же». То есть мусульманин должен ответить, на что-либо наилучшим образом. Имам Муслим приводит от Аиши говорит, что когда Пророк сказал: «Аллах мягок и Аллах любит мягкость во всех делах. Аллах награждает за мягкость и дает за мягкость то, чего не дает за грубость и что не дает за что-то другое». То есть Пророк говорит, что мягкость предписана мусульманину во всех делах и во всех случаях жизни. Аллах награждает за мягкость такой наградой, которая не дается ни за какое другое дело.
Имам Муслим передает Хадис, что пророк Мухаммад сказал: «Если мягкость бывает в какой-то вещи, то обязательно эту вещь украшает, а если мягкость покидает какую-то вещь, то обязательно это вещь портится». Так Джарир ибн Абдулла передает, что Пророк сказал: «Аллах мягок и любит мягкость и если Аллах полюбит своего раба, то обязательно даст ему такой характер и такое качество как мягкость. А если какой-то дом или какая-то семья лишается мягкости, то они лишаются очень многих благ. Абу Дарда передает, что посланник Аллаха сказал: «Кому Аллах дает мягкости, он получает свою долю из блага, а какого человека Аллах лишает мягкости, то тот лишается своей доли из блага».
Также Абу Хурейра передает, что пришел однажды один бедуин, который очень грубо и жестко поступил с Пророком, на что Пророк ответил очень мягко и даже улыбнулся ему в лицо. А также передается другая история про другого бедуина, который помочился в мечети, на что сподвижники хотели побить бедуина, но пророк тоже остановил их и тоже с бедуином поступил очень снисходительно.
Анас передает слова Пророка: «Облегчайте, а не усложняйте (и это призыв, как в вопросах религии, так и в житейских проблемах). Привлекайте людей, а не отталкивайте их. Также Анас передает, что Пророк сказал: «Спокойствие, терпеливость и ожидание, прежде чем принять какое-то решение – это от Аллаха, а торопливость в поступках – это от шайтана». Аллах говорит в Коране: «Если бы Аллах торопился людей наказывать справедливо за их грехи, то не осталось бы на земле ни одного человека. Прежде чем наказать Аллах ждет своего раба, что он попросит прощения и люди должны стремится к этой нравственности Аллаха. И не реагировать сразу, наказать местью или такому же ответу, а подождать, может человек раскается».
Также передает Ибн Аббас, что Пророк сказал одному сподвижнику, что у тебя есть два качества который любит Аллах и одно из этих качеств мягкость.
Анас ибн Малик передает, что однажды он шел с Пророком и к нему подошел бедуин и так сильно потянул за его одежду, что у Пророка остались глубокие следы на его теле. Пророк повернулся и улыбнулся спросив: «Что тебе нужно?» Бедуин сказал: «Дай мне из того, что тебе дал Аллах». Пророк дал ему и спросил: «Доволен ли ты этим». Бедуин ответил: «Нет». Потом Пророк дал ему еще и еще пока этот человек не стал доволен щедростью Пророка. Этим примером должен следовать мусульманин, когда он призывает к Исламу. Аллах, в Коране описывая неверующих (еврейский народ) говорит: «Ваши сердца стали грубыми и черствыми, но даже из камней может выйти вода». Аллах описывает сердца верующих, как мягкие сердца и описывает сердца неверующих как черствые и грубые сердца. И мы сегодня находим, что мусульмане очень часто в мечети при встрече обращаются грубо и черство. Пророк всегда учил мусульман к великодушию. Он говорил, что пожать брату руку это садака.
Абу Мусса Аль-Ашари передает, что Пророк сказал: «Не уверуете вы до тех пор пока не будете милостивы друг с другом» (т.е. не будет полным ваш иман). На что сподвижники сказали: «О посланник Аллаха, но все мы проявляем милость» (т.е. к своим детям и близким). Но пророк сказал: «Нет, здесь имеется в виду милость и мягкость по отношению ко всем».
Также Абдулла Ибн Омар передает, что Посланник сказал: «Тех, кто проявляет милосердие ко всему на земле, к ним проявит милосердие самый Милосердный Аллах». Кто проявляет милосердие ко всему, что на земле (т.е. люди, животные, растения). Пророк не разрешал без причины рубить деревья. Пророк приказывал затачивать нож, когда мы режем животное. Также у Абу Дауда Пророк говорит: «Не забирает Аллах из сердца человека милосердие, если этот человек не является, каким-то заблудшим». Также Аллах предписал нам милосердие во время войны. Пророк, Омар и Абу Бакр запрещали убивать тех, кто не воюет и не держит в руках оружие. Они запрещали убивать женщин, детей, стариков и священнослужителей. Запрещали издеваться над трупами врагов и пленными.
Пророк сказал: «Прощайте если хотите быть прощены, проявляете милосердие, если вы хотите чтобы к вам Аллах проявил милосердие».