11212024Важное:

Молитва в случае отсутствия очищения

Айша, мать верующих, да будет доволен ею Аллах, рассказывает: Она позаимствовала ожерелье у Асмы, и оно потерялось на привале в пути, и тогда Посланник Аллаха, да мир ему и благословение Аллаха, послал человека, который нашел его, и пришло время молитвы, но с ними не было воды. Они совершили молитву и пожаловались об этом посланнику Аллаха, да мир ему и благословение Аллаха, и тогда Всевышний Аллах ниспослал аят таяммума (Трапеза 6). И Усейд ибн Худейр сказал Айше: «Да вознаградит тебя Аллах наилучшим благом, клянусь Аллахом, то ненавистное что с тобой произошло, Аллах сделал благом для тебя и для всех мусульман».  (Бухари. 329. Муслим. 367).

Версия ат-Табарани: «Помолились без омовения…». (Ат-Табарани. 131).

Имам Бухари назвал раздел в своем сборнике «Если не найдется вода и земля».

Отсюда, исходит что при отсутствии воды, и по аналогии, при отсутствии земли, совершается молитва вовремя без очищения, и не пропускается, потому что Пророк, мир ему, не осудил их за это действие.

В этом хадисе искали ответ на вопрос, что делать с молитвой если нет ни воды, ни земли для очищения, и нечем делать ни омовение ни таяммум, и ученые пришли к нескольким выводам.

1. Некоторые сделали вывод, что следует молиться без очищения, потому сподвижники совершили молитву потому что считали что должны её совершать при отсутствии доступа к воде, и если бы такая молитва была запрещена то Пророк, мир ему, осудил бы их действие и запретил такое делать, но этого не было. И это мнение аш-Шафиий, и одно из инений Ахмада, и мнение большинства мухаддисов и большинства последователей Малика. (Ибн Хаджр. Фетху аль-Бари. 1/440).

Имам Ибн Кудама: «Я предпочитаю совершение молитвы в существующем состоянии, и не обязательно повторять её даже после появления воды или земли вовремя. И это мнение аш-Шафиий».

2. Молиться в существующем состоянии, но повторяет с появлением воды. Передается от Малика, от аш-Шафиий и одно из мнений Ахмада, которое передают большинство его учеников. И передается от Абу Юсуфа и Мухаммада ибн Хасана, из учеников Абу Ханифы.

3. Имамы Абу Ханифа, ас-Саурий и аль-Аузаий сказали: «Не молиться пока не получит доступ к очищению, а если время вышло и он получит доступ к воде, то совершает «къада» – возмещение пропущенной молитвы, потому что это поклонение возмещение которой не аннулируется и от него не освобождается, как в случае с пропущенным постом в менструальном цикле, который возмещают». (См. ан-Навадир уа аз-Зиядат. 1/109. Аз-Захира. 1/250).

И приводят что это старое мнение аш-Шафиий. Это мнение предпочел Ибн Рушд. (См. аль-Баян уа ат-Тахсиль. 1/207).

4. От имама Малика передают: не молиться и не возмещает, потому что он не может очищаться и молитву не обязательно возмещать как в случае с женщиной в менструальном цикле.

Но Ибн Абду аль-Барр сказал: «Это не достоверная передача от Малика. Передается от учеников Малика два мнения: первое подобно мнению Абу Ханифы, второе мнение: молиться в существующем состоянии, и затем повторяет молитву, как получит доступ к воде». (См. аль-Истизкар. 1/204. Ат-Тамхид. 19/274).

Таким образом, у нас передается четыре мнения, но достоверность одного из мнений Малика отрицают ученые маликитского мазхаба. Три мнения, в трех мазхабах были поняты из одного и того же хадиса, и все они ссылались на хадис Айши, да будет доволен ею Аллах, переданный Бухари и Муслим. Этот пример в очередной раз, подтверждает абсурдность слов тех, кто противпоставляет “мнение ученых” и “хадис”, типо: не говори что сказали ученые, скажи что сказал Пророк…. о Господи!

Вспомним слова Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей», (Коран. 64/16). Также, посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Если я вам что-то приказал, исполните что в ваших силах».

Print Friendly