11212024Важное:

Мазхабы четырех имамов, мнения, позиции, источники

Написать немного на эту тему, меня сподвигли злостные преступления мошенников и проходимцев, распространяющих среди мусульман-обывателей массу ложных слухов, клеветы и искаженных представлений о заслуженных ученых ислама или мнениях признанных мазхабов. Ты встречаешь человека, который говорит: вот ханафиты сказали так, а шафииты сказали эдак и т.д. но все это не соответствует действительности полностью или частично. Кто распространяет клевету или домысли об ученых ислама или позициях авторитетных мазхабов? Это проходимцы и мошенники, пользующиеся отсутствием настоящих ученых и образованных мусульман, способных легко разоблачить их мошенничество и клевету.

Не уходя в глубины этой проблемы, определим элементарные принципы:

Во-первых, приписывать мнение или позицию имаму из четырех мазхабов дозволено только при подтверждении достоверной цепочки передачи, точно также как в случае с хадисом.

 ***

А далее, процитируем слова Ибн Кайма, да помилует его Аллах, он сказал: «Позднейшие ученые работали с текстами имамов-основателей, иногда объясняя их по своему пониманию, добавляя пояснения, что добавляло смыслы о которых их авторы и не думали, затем передавая эти тексты с добавлением объяснения друг от друга».

Затем он сказал: «Не дозволено приписывать мнение имаму или называть его высказыванием или мнение только из-за того, что он увидел в некоторых книгах, которые он выучил наизусть или прочитал со слов принадлежавших к мазхабу этого имама, потому что мнения и высказывания имамов и их фетвы смешались за эти века с объяснениями, предпочтениями и фетвами принадлежащих к мазхабу этих имамов — не все записанное в этих (поздних) книгах является мнением имамов; На самом деле многие из поздних ученых выносят свои фетвы противоречащие фетвам имамов мазхабов к которым они принадлежат.

Некоторые из поздних, давали фетву с буквальной формулировкой имама или по смыслу понятому из его слов: это означает, что нельзя с уверенностью приписывать имаму это мнение или высказывание, пока не будет убедительно подтверждено что это действительно его мнение и слова».

(Ибн Кайм. Ат-Турукъ аль-хукмия. 2/608)

 ***

Отсюда, приписывать известного имаму ислама слова или мнения, или приписывать мазхабу решение или мнение, но основании услышанного от «кого-то» или прочитанного на «каком-то сайте» нельзя, антинаучно и аморально! Многие кто это делал совершали клевету, ложь, наговор и вводили мусульман в заблуждение.

И конечно нельзя опираться на слова оппонентов мнения в изучении самого мнения, его доказательств и аргументов. «Мнение-решение» и его контекст, его пояснения, условия, исключения, доказательства и контраргументы берутся только от хозяина этого мнения и решения! И это важно не только в отношении прошлого, но и настоящего. К примеру, нельзя «узнать мнение, условия, оговорки, контекст и доказательства шейха Юсуфа аль-Карадави» от противников этого мнения, или от пристрастных оппонентов или от тех, кто имеет личную неприязнь или ярко выраженную зависть и т.д.

Отсюда, когда мы говорим, что «имама такой-то сказал так», это должно быть передано точно без убавок или добавок или замен, без вмешательства и в ясном контексте, с достоверной цепочкой от его учеников до подтвержденной записанного источника. И в каждом из четырех авторитетных мазхабов есть своя система книг, в которых исследователи записывали проверенное и подтвержденное, или сомнительное и предположительное, единогласное или спорное из мнений имама или мазхаба.

Это означает, что нельзя опираться на книги шафиитского мазхаба как источника ханифитского мазхаба, и наоборот.

Еще одно крайне важное примечание: мнение – фетва – позиция исламского ученого написанное им в его книге или статье, которая была им отредактирована и откорректирована автором и прошла его одобрение есть приоритетным источником знания его мнения и позиции, и мы оставляем его слова записанные на видео или аудио по объективным причинам.

Проще говоря, если ученый дал ответ на вопрос и записал этот ответ, откорректировал и обработал, мы должны считать его словами этот вариант, а не то его слова записанные на видео или аудио, потому что сказанное в разговоре может содержать оговорки, сокращения, недосказанность, ошибки в выражении мысли, влияние эмоций и т.д.

Но когда ученый пишет ответ, в спокойной обстановке, перечитывает его, обдумывает слова, перефразирует их чтобы яснее и точнее передать свое мнение, разъясняет, не торопиться, его не путают перебивая, и т.д. это превосходит то что он говорил отвечая на вопрос и было записано на видео или ауди. Пойми, о уважаемый читатель. И не делай так, как делают некоторые по глупости или со злым умыслом.

 ***

Книги ханифитского мазхаба:

Конечно, источником знания мнений и решений Абу Ханифы могут быть только его ученики: Мухаммад ибн Хасан, Абу Юсуф, Зуфр и т.д.

Они были авторами нескольких книг по фикху, на которые опираются более поздние авторы ханифитского фикха.

Основными источники фикха Абу Ханифы и его учеников есть труды, разделенные на несколько уровней.

Первый уровень — это книги «аль-Усуль» (т.е. основы):

К ним относятся книги «захира ар-ривая» и «захира амль-мазхаб» охватывающие труды Мухаммада ибн Хасана: две книги «аль-Джамиу» и две книги «ас-Сияр», также «аз-Зиядат», и «аль-Мабсут». Эти вопросы Мухаммад передает от Абу Юсуфа и Абу Ханифы, или от Абу Ханифа только, да смилостивится над ними Аллах.

К слову «захиру ар-ривая» и «захиру амль-мазхаб» буквально переводиться как: очевидно, явно переданное от имамов или очевидные мнения мазхаба.

Эти книги были написаны в Багдаде, и переданы от него на уровне «мутаватир», не оставляющем никакого сомнения в точности и достоверности! Передача на уровне мутаватир это передача большим количеством людей в каждом звене цепочки не оставляющих сомнений в точности и достоверности передачи этих текстов.

У «аль-Мабсута» есть несколько оригинальных экземпляров, самый известный из которых – экземпляр написанный Абу Сулейманом аль-Джузджани – «аль-Асль», к которой многие великие ученые писали «шерхи» – пояснения и комментарии.

Далее, книга «аль-Кафий» автор аль-Хаким аль-Мервази: сборник слов Мухаммада в «аль-Маджмуа». Её комментировали многие факихи ханифиты, самый значимый шерх принадлежит «солнцу имамов» ас-Сархаси.

Ибн Гумам в Фетху аль-Кадир сказал: «книга «аль-Кафий» это сборник слов Мухаммада из шести книг, и это книги «захиру ар-ривая». Также сказал аль-Бири в комментарии к «аль-Ашбах». Он сказал: эта книга принята в мазхаба как действительный и достоверный источник мнений имамов мазхаба, её комментировали группа ученых, из них «солнце имамов» ас-Сархаси, известный аль-Мабсут».

Отсюда, Аль-Мабсут это самая известная книга по ханифитскому фикху имама ас-Сархаси. Шейх Исмаил ан-Наблюси сказал: сказал выдающийся ученый ат-Тарсуси: «книга Аль-Мабсут имама ас-Сархаси принята как источник мнений имамов мазхаба, и нельзя брать то, что ей противоречит, в мазхабе опираемся только на неё, фетвы дают в соответствии с ней…».

Сказал Гибату-Аллах в комментарии к «аль-Ашбах»: «книга аль-Мабсут имама ас-Сархаси в пятнадцать томов, написанных им в тюрьме Узджанда, в которую он попал за искреннее наставление, и скончался он в четыреста девяностом года по хиджре».

***

Второй уровень: книги называемые «ан-Навадир» (т.е. редкости):

Вопросы и решения в книгах ан-Навадир названы редкостями, потому что не передавались, не стали явными, как книги Основ. Эти книги переданы на уровне «ахад», который отличается от мутаватир тем что в одном из звеньев цепочки передача осуществлена одним или двумя, и сами передатчики могут быть как сильными так и слабыми.

Эти книги: «ар-Ракият», написанными Мухаммадом в Ракке, куда он был назначен судьей Харуном Рашидом.

Также: «аль-Кейсаниям» – переданные от него Шуайбом ибн Сулейманом аль-Кейсани.

Также: «аль-Джурджаният» – переданные от него Али ибн Салихом аль-Джурджани, из его учеников.

Также книга: «аль-Мунтака», аль-Хакима аш-Шахида, и это сборник написанного Мухаммадом, но не вошедшее в Основу. Также «аль-Амали уа аль-Джауамиу» написанная Абу Юсуфом, и книга аль-Муджаррад, Хасана ибн Зеяда, и есть другие разрозненные передачи слов имамов, которые передавали Мухаммад ибн Семаа, Ибрахим ибн Рустам, Хишам ибн Убейду Аллах ар-Рази и др.

Да, что-то из переданного в «Редкостях» может быть сильнее чем некоторое из того, что пришло в «Основах»: сильнее в доказательстве или в точности передачи. И если мнение, переданное в «Редкостях» достоверно (ривая), окажется сильнее в доказательстве и методологии (дирая), оно может быть предпочтено мнению из «Основ».

Пример: из очевидно переданного (Захиру ар-ривая) и известного в «основах» то что нельзя подражать мнению (таклид) ученому из табиин (второе поколение после сподвижников Пророка), но в «ан-Навадир» передается от имамов: мнение табииина аналогично мнению сподвижника если эта фетва распространится в их время и они её одобрят.

И это методологическое решение предпочел «гордость ислама» имам Али ибн Мухаммад аль-Баздави и некоторые за ним последовали. Известнейшая его книга по основам фикха – «Кешфу аль-асрар»! Подобное делал автор аль-Хидая и другие, которые называли более правильным то, что пришло в «Редкостях», и оставляли то, что пришло в «Явной передаче», если находили это сильнее по доказательству, методологии и с достоверной передачей. Но все-таки, это исключения, требующее обоснования.

***

Книги ханифитского мазхаба третьего уровня:

Это сборники решений и фетв «аль-Фатава», которые называют аль-Вакиат, вобравшие в себя вопросы и решения более поздних ученых их учеников имамов Мухаммада, Абу Юсуфа, Зуфра и Хасана ибн Зеяда, и их ученики и так далее.

К примеру, книга «ан-Навазиль» (бук. Критические происшествия), написанная Абу ал-Лейсом ас-Самарканди, в которой он собрал фетвы его шейхов и шейхов его шейхов, как Мухаммад ибн Мукатиль, ар-Рази, Али ибн Муса аль-Ками, Мухаммад ибн Саляма, Шаддад ибн Хаким, Насир ибн Яхья аль-Бальхин, Абу Насир аль-Касим ибн Саллям, и более ранние из учеников Абу Юсуфа и Мухаммада, так как: Исам ибн Юсуф, Ибн Рустам, Мухаммад ибн Семаа, Абу Сулейман аль-Джурджани, Абу Хафс аль-Бухари.

И возможно, бывает, что они все единогласны в решении, противоречащем решению основателей мазхабов ради доказательств или причин, увиденных ими.

Первая книга, в которой собраны их фетвы: ан-Навазиль, ранее упомянутая.

Или книга «Маджмуа ан-навазиль уа аль-хавадис» Ахмада ибн Мусы ибн Исы аль-Кешши, и книга «аль-Вакиат» Абу Аббаса Ахмада ибн Мухаммада ар-Рази ан-Натифий и др.

После них эти перемешанные и не классифицированных фетвы собрал имам Кадиханий в его «Фатава» и «аль-Хуласа» и «ас-Сараджия» и «аль-Мухит». Наиболее известен его сборник “Фатава Кадихания”.

Но, Радию ад-Дин ас-Сархаси в его «Мухите» собрал эти фетвы и переданные мнения уже в порядке приоритета: первыми идет переданное в «аль-Усуль», затем вопросы «ан-Навадир», третьим идут «аль-Фатава».

Относительно книг «Фатава» и их уровня: ты уже узнал что в них смешались мнения и решения поздних ученых, и они уступают в мазхабе книгам «ан-Навадир», потому что в них не все из мнений основателей мазхаба, и у них нет цепочки подтверждающей принадлежность этого мнения имаму, и авторы этих книг не равны знанием, пониманием и праведностью трем имамам мазхаба. И они не равны авторам и составителям основных текстов ни аскетизмом, ни богобоязненностью, ни правдивостью, ни знанием, ни точностью, ни памятью, не корректностью. Эти книги были собраны людьми изучавшими фикх, но не ставшие известными и заслуженными ни в понимании (дирая), ни в передаче (ривая) знаний. Поэтому, слова и мнения, что в них пришли не принимается за мнение и решение мазхаба, если этого нет в книга «Основ» и «Редкостей», за исключением случая их соответствия методологии мазхаба и подтверждения доказательством.

***

Также, необходимо знать еще одну категорию книг по фикху: собирательно называются «мутун» и «мухтасарат», т.е. тексты и сокращения.

Эти книги писали ученые фикха высшей категории, известные знанием, умом, богобоязненностью, аскетизмом и точностью в передаче. Самые известные авторы «метнов» и «мухтасаров» ханифитского мазхаба: шейхи Абу Джафар ат-Тахави, Абу Хасан аль-Керхи, аль-Хаким аш-Шахид аль-Мервази, Абу Хусейн аль-Кудури.

В этих книгах собрано то это передают от имамов мазхаба, и различается по степени передачи: мутаватир, машхур, ахад. Этими терминами ученые обозначали степень достоверности передачи слов или истории, привязанной к количеству пересказчиков в каждом звене цепочки.

Также, нужно отметить других известных и заслуженных ученых фикха ханифитского мазхаба, которые писали комментарии и объяснения к трудам ранних имамов. К примеру, «Мухтасар» имама ат-Тахави комментировал Абу Хасан аль-Керхи, Абу Бакр ар-Рази аль-Джассас, Абу Бакр ат-Тирмизи аль-Варрак, Абу Абдуллах Хусейн ас-Саймари аль-Кадий, Ахмад ибн Мансур ат-Табари, ас-Сархаси (Солнце имамов) и другие факихи.

Далее, «мухтасар» аль-Керхи, комментировал аль-Джассас, Абу Хусейн аль-Кудури. Абдурахман ибн Мухаммад аль-Кермани и др.

А «мухтасар» аль-Хакима, известный как «аль-Кафий», ранее упомянутый, комментировал другие ученые, и самый известный комментарий от имама ас-Сархаси.

Далее, «мухтасар» аль-Кудури считается подтвержденным, точным и одобренным заслуженными учеными, и к нему также сделано множество «шерхов» – комментариев и пояснений. Абу Наср аль-Актаа, Мухамма ибн Ибрахим ар-Рази, Абу аль-Маали Абду ар-Раббу аль-Газнави, Ибрагим ибн Абду ар-Раззак ар-Расгани, Исмаил ибн Хусейн аль-Бейхаки, Абу Саад Мутаххар аль-Безди, Хусам ад-Дин Али ибн Ахмад Мекки ар-Рази и многие другие.

***

Таким образом, мы видим, что ученые делали сокращения к более ранним книгам, затем другие писали к ним комментарии и пояснения и т.д. Но, при этом, только некоторые из этих работ приняты как наиболее проверенные, точные и достоверные. Имам ал-Лекневи писал: «Знай, что поздние ученые фикха ханифитского мазхаба, приняли три текста как базовых: аль-Викая, Мухтасар аль-Кудури и аль-Кенз. Другие приняли четыре: аль-Викая, аль-Кенз, аль-Мухтар и Муджмау аль-Бахрейн…»

Самые известные книги-комментарии ханифитского мазхаба:

1- Мухтасар аль-Кудури.

2 – «Аль-Бахру ар-Раик шерху Кензу аль-Дакаик». Ибн Нуджейм.

3 – «Бадаиу ас-санаиа». Аляу ад-Дин Масуд аль-Касани.

4 – «Тухфату аль-Фукаха». Аляу ад-Дин Мухаммад ас-Самарканди.

5 – «Такмиля Фетху аль-Кадир». Ахмад Кадий Заде Эфенди.

6 – «Хашия Ибн Абидина». Или Редду аль-Мухтар. Мухаммад Амин ибн Абидин.

7 – «Шерх Фетху аль-Кадир». Кемалю ад-Дин Мухаммад ибн Абдульвахид, известный как Ибн Гумам.

8 – «аль-Иная шерху аль-Хидая». Мухаммад аль-Баберти.

9 – «аль-Мабсут». ас-Сархаси.

10 – «аль-Фатава аль-Хиндия», группа ученых.

11 – «аль-Хидая шерх Бидая аль-мубтади». Аль-Маргинани.

12 – «Табйину аль-Хакаик шерху Кензи аль-Дакаик». Осман ибн Али аз-Зейляи.

13 – «аль-Ашбаху уа ан-Назаир». Ибн Нуджейм.

И другие книги.

Обратите внимание, где в названии присутствует слово «шерх» (комментарий-пояснение), после идет название раннего текс та, к которому собственно и сделаны комментарии и пояснения.

 ***

Маликитский мазхаб. Самые известные и признанные книги:

Таким же образом, когда мы говорим о других мазхабов, мнения, фетва и решения, приписанные имаму или ранним ученым мазхаба, должны передаваться точно и достоверной цепочкой. Все это также должно прийти в специализированных источниках фикха, признанных и одобренных учеными мазхаба, а не из книг «оппонентов» или критиков.

Здесь приведем самые известные и принятые книги маликитского мазхаба, основанного имамом Маликом ибн Анасом, из благословенной аль-Медины.

1- «аль-Мудаввана», имама Малика, передано имамом Сахнуном.

2 – «Хашия ад-Дассуки аля аш-Шерх аль-Кебир». Ад-Дердир.

3 – «Бидаяту аль-Муджтахид». Ибн Рушд аль-хафид аль-Куртуби.

4 – «аль-Фурук». Имам Шехабу ад-Дин аль-Карафи.

5 – «Мавахибу аль-Джалил шерху мухтасар Халил». Аль-Хаттаб.

6 – «Кававнину аль-ахкам аш-шараия». Мухаммад ибн Джеззи аль-Кельби.

7- «аль-Бахджа фи шерхи ат-Тухфа». Али ибн Абду ас-Салям ат-Тассули.

8 – «Хашия» аля шерх аз-Заркани аля метн Халил». Имам ар-Раххуни.

9 – «Шерх аля мухтасар Халил». Мухаммад аль-Хирши.

10 – «аш-Шерх аль-кебир». Халил Абу аль-Баракат Ахмад ад-Дердир.

11 – «аз-Захира». Имам аль-Карафи.

12 – «ар-Рисаля». Ибн Аби Зейд.

13 – «ан-Навадир уа аз-Зиядат». Ибн Аби Зейд.

Шафиитский мазхаб. Самые известные и признанные книги:

1 – «аль-Умм». Имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафиий.

2 – «Ианату ат-Талибин». Аб Бакр ас-Сейд аль-Бекри.

3 – «Асна аль-Маталибу шерху рауда ат-Талиб». Закария аль-Ансари аш-Шафиий.

4 – «Нихаяту аль-Мухтадж иля шерхи аль-Минхадж». Шехабу ад-Дин Ахмад ар-Ремли.

5 – «Нихаяту аль-Матлаб». аль-Джувейни

6 – «Минхаджу ат-Талибин». Имам ан-Навави.

7 – «аль-Васит» и «аль-Ваджиз». Абу Хамил Аль-Газали.

8 – «Каваиду аль-ахкам». Изз ибн Абду ас-Салям.

9 – «Тухфату аль-мухтадж иля адиллят аль-Минхадж». Ибн Муляккин.

10 – «аль-Икнаа». Мухаммад аш-Шербини аль-Хатиб.

11 – «Мугни аль-мухтадж». Мухаммад аш-Шербини аль-Хатиб.

12 – «Фетху аль-азиз шерху аль-Ваджиз». Имам ар-Рафиий.

13 – «аль-Маджмуа». Имам Ан-Навави, незавершенный комментарий к «Мухаззаб» имама аш-Ширази.

 ***

Ханбалитский мазхаб. Самые известные и признанные книги:

1 – «аль-Мугни». Имам Ибн Кудама.

2 – «Кешфу аль-Канаа мин метни аль-Икнаа». Мансур аль-Бахути.

3 – «аш-Шерху аль-кебир аля аль-мукни». Абу Фарадж ибн Кудама.

4 – «аль-Кафий фи фикхи Ахмад». Ибн Кудама.

5 – «аль-Инсаф». Аль-Мардави.

6 – «Маталибу ули ан-нуха шерху Гаяти аль-мунтаха». Мустафа ас-Суюти ар-Рухейбани.

7 – «аль-Мукниу». Имам Ибн Кудама.

8 – «Каваиду». Имам Ибн Раджаба.

9 – «аль-Фуруа». Шемсу ад-Дин Ибн Муфлих.

10 – «ар-Рауду аль-мурбаи». Имам аль-Бахути.

11 – «аль-Мубдиу фи шерхи аль-Мукниу». Бурхану ад-Дин Ибн Муфлих.

Также, отметим такой источник мнений имама Ахмада ибн Ханбала, как «Масаиль» (Вопросы) которые переданы разными учеными. Эти сборники требуют проверки на точность и достоверность передачи. Например, «Масаилю аль-имам Ахмад», переданные Абу Даудом ас-Сиджистани. Или «Масаилю аль-имам Ахмад», переданные его сыном Абу Фадлом Саалихом.

Или «Масаилю аль-имам Ахмад», переданные его сыном Абдуллахом. Также переданное Абу Исхаком ибн Рахавих. Также, «Масаилю аль-имам Ахмад», переданные Абу Бакром аль-Халлял.

Отметим книги других ханбалитских ученых, таких как Абу Вефа Ибн Акил, также Кадий Абу Юаля ибн аль-Фара, Харб аль-Кермани, Абду ас-Салям Ибн Таймия (дедушка), и другие ханбалитские факихи. Это выдающиеся ханбалитские факихи более поздних веков внесли серьезный вклад в фикх этого мазхаба.

Нельзя не упомянуть современные энциклопедии, заслужившие признание и одобрения учеными исламского фикха. В этих энциклопедиях, авторы собрали фикх по четырем мазхабам, и даже вобрали мнения и решения 6-8 величайших имамов исламского фикха.

Вспомним, труд «аль-Фикху аль-ислями уа адиллятуху», шейха Вахба аз-Зухейли, да смилостивиться над ним Аллах, или «аль-Маусуа аль-Фикхия», созданная группой ученых под эгидой министерства Вакфов Кувейта.

Будет полезным напомнить о нескольких терминах, которые встречаются в книгах мазхабов, и которые следует понимать:

«Муатамад» указывает на книги, принятые как источники фикха, фетв и решений мазхаба.

«Тахкик»: редакция и проверка, работа, которую проводят более поздние ученые фикха над более ранними трудами фикха мазхаба.

«Тарджих»: поддержка одного из двух мнений в мазхабе, в результате изучения доказательств и аргументов каждого мнения.

Арифов Сейран

Print Friendly