11212024Важное:

Пророческий этикет

Один человек, изучавший этикет, рассказывал:

Я ознакомился с швейцарской школой этикета, также ознакомился с французской школой этикета, но больше всего меня поразила школа Мухаммада, мир ему. Именно он меня поразил и вызвал удивление.

Начать нужно с первого фундаментального принципа этикета: «отвечай тем, что лучше», и это начинается уже с приветствия. Имран ибн аль-Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал: «Один человек пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Мир вам», и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Десять». Потом пришёл другой, который сказал: «Мир вам и милость Аллаха», и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Двадцать». Потом пришёл третий, который сказал: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения», и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Тридцать (наград)»».[1] Абу Дауд 5195, ат-Тирмизи 2689 и др.

Пророк говорил: «Приветствуй кого знаешь и кого не знаешь» …, и он приветствовал детей, играющих на улице, и, если проходил мимо группы женщин, также поднимал руку приветствуя их. А простая бедная старушка, могла взять его за руку и повести по её делам… И он посланник Аллаха и правитель государства, который отправлял письма и послов императорам Константинополя и Персии!

Удивительно то что рассказывает Анас ибн Малик: «посланник Аллаха, мир ему, в приветствии никогда первым не отпускал руку».[2] Абу Дауд.

Нас ослепляют романтические сцены зарубежных фильмов с звездами кино, в которых они кормят свою возлюбленную, какое впечатление это оказывает на публику. И еще мы слышим, что в каком-то «продвинутом этикете» принято, чтобы женщина платила за себя, и расходы она делит с мужем. Но разве мы не читали в благородном хадисе: «Чтобы ты не израсходовал из своего имущества стремясь к лику Аллаха, ты обязательно будешь вознагражден, даже за ломтик пищи, который поднесешь к устам твоей жены».[3] Бухари. 56.

Люди думают, что если любящие обмениваются розами – то это чужой обычай, но они забыли хадис: «Если кому-то предложили базилик (рейхан) путь примет его, ибо он легкий и ароматный»[4]. Муслим. 2253.

Людей впечатляет, когда они видят парня открывающего дверь автомобиля для своей жены, разве они не знают, что любимый пророк Мухаммад, в походе к Хайберу, присел на колено и подставил бедро, чтобы, наступив на него София поднялась на верблюда.[5] От Анаса ибн Малик. Бухари. 4260.

И это его этикет перед битвой, а не дома или на романтической прогулке. Каким же он был дома?

Смерть нашего любимого Пророка, мир ему: ведь он мог выбрать смерть в земном поклоне или у Каабы, но он выбрал чтобы его последние вздохи были в объятии его жены Айши, да будет доволен ею Аллах.[6] От Айши. Бухари. 4449.

Когда Пророк, мир ему, был с его женой, матерью верующих, Айшей, да будет доволен ею Аллах, и они попила воду из чашки, он взял ту же чашку и пил с того же места, с которого пила она. Она даже спросила его: ты пьешь с того же места, с которого я пила, хотя у меня цикл месячных…[7] От Айши. Муслим. 300. Ан-Насаи, Ахмад.

Г-жу Айшу, да будет доволен ею Аллах, спросили: чем занимался Посланник Аллаха, мир ему, дома? Она сказала: «Он был одним из людей, шил свою одежду, он доил своих овец, служил себе и своей семье»[8] (приносил дрова, готовил еду, подметал дом и т.д.). Несколько версий. Ахмад, Ибн Хиббан, от Урвы.

А в «продвинутом этикете» можно услышать “Позаботься о себе сам”.

В то время, как в «развитых современных странах» запрещали посещать их школы, рестораны, парикмахерские и даже храмы, людям другой расы или с другим цветом кожи, еще не так давно, и не так давно, держали африканцев в клетках зоопарка вместе с экзотическими животными, любимый пророк Мухаммад, мир ему, самый благородный из самого благородного рода Мекки, самого благородного племени Аравии, сделал темнокожего эфиопа Беляла своим ближайшим сподвижником.

Мы слышим о правах на частную жизнь, о уважении частной территории, и можем вспомнить что пророк Мухаммад, мир ему, если приходил к дому человека, то не вставал лицом к двери, а вставал справа или слева. Он трижды приветствовал хозяина дома, прося принять его, и после третьего раз, не получив ответа уходил. Нам рассказал об этом Абдуллах ибн Буср.[9] Абу Дауд.

Если его угостили едой и она ему не понравилась, он не критикует её, как рассказывает Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не критиковал пищу, если хотел, то ел, если нет то просто оставлял её».[10] Бухари. 3563. Муслим. 2064.

Когда в «прогрессивных странах» заговорили о гражданских правах, без различий по вероисповеданию или национальности? Когда стали говорить, что правитель ничем не отличается от любого гражданина? Да, совсем недавно!

Мы можем вспомнить, что пророк Мухаммад, однажды сидел среди своих сподвижников, когда один еврейский раввин, по имени Зайд бин Саана, (один из иудейских ученых) пробился сквозь ряды сподвижников, пришел к пророку, мир ему и благословений, взял его за край одежды и грубо дернув к себе,  также грубо сказал: верни то что должен, о Мухаммад! Вы, о Род Хашима, народ, затягивающий с погашением долгов! Действительно, посланник Аллаха, мир ему, взял у него взаймы несколько дирхамов…

Но дата выплаты долга еще не настала… и этот иноверец, позволил себе так говорить с кем? С пророком Аллаха? Нет, Мухаммад был главой государства, и он разбивал армии римской и персидской империй, двух супердержав того времени. И этот иноверец позволил себе это в столице государства Ислама!!!  Омар ибн аль-Хаттаб встал, да будет доволен им Аллах…

И он потряс своим мечом и сказал: «Позвольте мне, о посланник Аллаха, отсечь ему голову…»… Да, Омар знал, что его голова уже лежала бы на земле в любом из царств того времени, и времени после, и времени после, и так далее.

Но Посланник Аллах сказал Омару: «Приказывай ему требовать свое право подобающим образом, и приказывай мне, наилучшим образом исполнять свой долг». Тогда этот иудей сказал:

Клянусь Тем, кто послал тебя с истиной, о Мухаммад, я не пришел просить тебя о долге, но пришел проверить твою мораль. Я знаю, что дата долга еще не настала, но я прочитал, все твои качества в Торе и видел, как все это исполнилось в тебе. Только одно качество я еще не проверил, и это то, что ты терпелив (халим) в гневе, и грубость невежд увеличит в тебе лишь снисходительность, и это качество я нашел в тебе сегодня. Итак, я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед – Посланник Аллаха. Что касается твоего долга, я сделал его милостыней для бедных мусульман. Он был хорошим верующим, пока не погиб в битве при Табуке.[11] Ибн Хиббан. 1/521. Ат-Табарани. Аль-Муаджам аль-кабир. 5/222. Аль-Хаким. 3/604.

Пророк научил нас этикету и в печальных случаях. Амир бин Рабиa, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит похоронную процессию и не присоединится к ней, пусть встанет (и не садится) до тех пор, пока не окажется позади неё (или: пока она не пройдёт мимо него) или пока носилки не опустят (на землю) до этого».[12] Бухари 1308, Муслим 958, ан-Насаи 4/44.

А вот и очень удивительная история что рассказали Сахль ибн Хунайф и Къайс ибн Саад, да будет доволен Аллах ими обоими: «(Однажды, когда) перед нами проносили покойного, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал (со своего места) и мы тоже встали, а (потом) мы сказали ему: “О посланник Аллаха, это же несут иудея!” (На это) он сказал: “А разве он не человек?!”».[13] Бухари 1312, Муслим 961.

В те времена в мире о правах иноверцах или проявлении веротерпимости не говорили, и не понимали этого еще тысячу лет.

Этикет любимого Пророка, мир ему, охватывает многое в нашей жизни, и это самое лучшее чем мы можем себя украшать. В заключении вспомним, что аль-Бара бин Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам (делать) семь (вещей): он велел нам навещать больных, провожать погребальные носилки, желать блага чихнувшему, поддерживать слабого, помогать притесняемому, распространять приветствия, и (способствовать) выполнению клятвы того, кто её даст».[14] Бухари 1239, Муслим 2066, ат-Тирмизи 2809 и ан-Насаи 4/54.

И это лишь капли из моря этикета посланника Аллаха, мир ему и благословение!

«Был для вас в посланнике Аллаха – наилучший пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха и Судный и поминает Аллаха многократно» (Коран. 33/21)

(С благодарностью Анису Равий)


[1] Абу Дауд 5195, ат-Тирмизи 2689 и др.

[2] Абу Дауд.

[3] Бухари. 56.

[4] Муслим. 2253.

[5] От Анаса ибн Малик. Бухари. 4260.

[6] От Айши. Бухари. 4449.

[7] От Айши. Муслим. 300.

[8] Несколько версий. Ахмад, Ибн Хиббан, от Урвы.

[9] Абу Дауд.

[10] Бухари. 3563. Муслим. 2064.

[11] Ибн Хиббан. 1/521. Ат-Табарани. Аль-Муаджам аль-кабир. 5/222. Аль-Хаким. 3/604.

[12] Бухари 1308, Муслим 958, ан-Насаи 4/44.

[13] Бухари 1312, Муслим 961.

[14] Бухари 1239, Муслим 2066, ат-Тирмизи 2809 и ан-Насаи 4/54.

Print Friendly