Можно ли заключать политические или военные союзы с иноверцами? Точка зрения шариата
Размышляющий над исламским законодательством – Шариатом, без труда увидит очень яркие качества, которыми оно характеризуется. Этими качествами являются – взаимоподдержка (взаимопомощь) и совместная коллективная деятельность, для достижения блага, как для всего человечества, так и для мусульман в частности. В основных источниках Ислама – Священный Коран и Сунна Посланника Аллаха - мы можем найти множество текстов, напоминающих человеку о единстве его происхождения, а также тексты, побуждающие людей к совместной деятельности для достижения всеобщего блага, либо же удержания друг друга от того, что может им навредить. Кроме того, в них есть большое количество текстов предостерегающих от проявления несправедливости по отношению друг другу и побуждающих к добрососедству и хорошим отношениям как к людям, так и к другим созданиям Всевышнего Аллаха.
Например, слова Всевышнего Аллаха: “Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости. Бойтесь Аллаха“. (Аль-Маида, 2)
Ибн Касир в тафсире к этому аяту говорит: Всевышний Аллах побуждает верующих к тому, чтобы они сотрудничали друг с другом для совершения блага, что является благочестием и помогали друг другу воздерживаться от совершения предосудительного и греховного, что является богобоязненностью, а также запрещает помогать друг другу в совершении греха и запретного.
Что касается взаимной поддержки и сотрудничества между мусульманами для достижения общего блага, то это является шариатской обязанностью, продиктованной самой жизнью. Сотрудничество друг с другом с целью одержать победу над общим врагом, является шариатской обязанностью, продиктованной принадлежностью к этой религии. А в наши дни к этому ещё и побуждают реалии нашей современной жизни, которая строится на взаимном дополнении и слиянии между различными силами, внутри одного общества, либо региона или мира в целом. Это могут быть социальные, политические, экономические и другие силы. Сегодня показателем силы или слабости является способность объединяться в подобные структуры либо союзы и то, насколько они будут глобальными и смогут охватить разные структуры общества и разные государства.
Вопрос, который мы хотим разобрать в данном исследовании: Каково положение шариата относительно заключения договоров мусульман с не мусульманами в ситуации, когда в этом есть выгода для мусульман, либо же в ситуации, когда в этом есть выгода и для немусульман? Что из этого допустимо, а что нет?
Отвечая на данный вопрос, мы можем сказать следующее: заключение каких-либо союзов напрямую связано с положением мусульманского общества, с точки зрения силы и слабости. Если мусульмане, в какой-либо конкретной ситуации, могут обойтись без заключения подобных союзов или объединений, могут всё полностью выполнить самим и соблюсти все возможные права, которые будут задействованы в этой конкретной ситуации, и никто при этом не будет в чем-либо ущемлен, то им нет необходимости заключать подобные союзы или создавать подобные объединения с представителями немусульманских государств или немусульманских сообществ. Всё зависит от общих интересов и выгоды мусульманского государства или сообщества.
Если же мусульмане находятся в состоянии слабости и не способны самостоятельно противостоять тем рискам, которые возникают или не способны полноценно решить возникающее проблемы, то они имеют право на заключение либо создание союзов или объединений с представителями немусульманских государств, или сообществ (партий и т.д.).
В своих научных исследованиях исламские учёные разделили данный вопрос на две части – состояние силы и состояние слабости у мусульман. Также был подробно рассмотрен вопрос создания союзов и объединений мусульман с многобожниками, в состояние войны и в состояние мира. Всё это мы можем подробно найти в книгах по исламскому праву и шариатской политике. Например, книга “Политические союзы в исламе”, Мунир Гадбан; либо же книга “Джихад и война в Исламе”, Мухаммад Хайру Хайкаль. Рассматриваемый же нами вопрос касается политических союзов и объединений мусульман с немусульманами.
Относительно вопросам создания политических союзов и объединений с немусульманами, у исламских ученых есть два мнения: некоторые из них запрещают подобное, другие же разрешают, в случае возникновения в этом необходимости.
Первая группа учёных, считающая заключение подобных союзов и объединение недопустимым, приводят в качестве доводов общие тексты:
- “О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей“. (Аль-Маида,51)
Из этого аята они делают вывод, что в нём Всевышний Господь ясно указывает на недопустимость объединения мусульман с немусульманами. Мусульманин был должен быть убеждён, что победа только лишь от Аллаха и не должен ждать её от чьей-либо помощи, тем более со стороны немусульман.
- Хадис Пророка, который приводит имам Ат-Тирмизи: “Будьте верны договорам, которые вы заключили до Ислама, потому что он предаст им строгости и не заключайте новых договоров с ними в Исламе”.
- реальные события в нашей жизни, которые показывают, что, в своём подавляющем большинстве, когда мусульмане заключают какие-либо союзы либо объединения с немусульманами, то, в конечном итоге, эти союзы используются не на благо мусульман, а наоборот им во вред. От подобных союзов страдают как представители мусульманской стороны, которые заключили данный союз либо объединение, так и страдает мусульманское общество.
Вторая группа исламских учёных, разрешающая создание союзов либо объединений мусульман с немусульманами, в качестве доводов приводят следующее:
- В хадисе, который приводит Ахмад от Тальха бну Убайдалла говорится: “Посланник Аллаха сказал: “В доме Абдуллы бну Джадаан я присутствовал при заключении союза, который дороже мне, чем красные верблюды и если меня призовут к подобному договору в Исламе, то я обязательно отвечу“. Здесь имеется в виду “Союз чести”, при заключении которого присутствовал Посланник Аллаха и целью данного договора являлась торжество справедливости и защита людей от тирании и несправедливости.
Доводом в этом хадисе являются последние слова посланника Аллаха, где он говорит: если меня призовут к участию в подобном Союзе, уже будущи в Исламе и Пророком, то я обязательно отвечу на подобный призыв и приму участие в таком благородном Союзе. Принимая во внимание тот факт, что при заключении этого Союза присутствовали идолопоклонник и не мусульмане и Пророк, говоря свои последние слова, подчёркивал именно этот факт, что даже если в таком составе будет заключаться подобный Союз, он всё равно будет участвовать, потому что у него (у такого Союза) благородные цели, которые Ислам всячески поддерживает.
- Посланник Аллаха заключил договор вместе с племенем Хузаа в местечке Худейбия. В результате заключения хадейбейского соглашения, племя Хузаа перешло на сторону Пророка, а племя Бакр перешло на сторону курейшитов. Кроме того, представители племени Хузаа давали полезные советы Посланнику Аллаха и мусульманам. Известна, что большая часть племени Хузаа были не мусульмнами.
Ибн Хаджар в “Фатх аль-Бари” говорит: “Эта история является доказательством того, что мусульмане могут обращаться за советом к немусульманам, живущим на территории мусульман, а также к тем группам, с которыми у них заключён Союз. При условии, что есть все причины доверять этим людям, что может подтверждаться опытом взаимодействия с ними, а также тем фактом, что эти союзники, добрососедские отношения с мусульманами, предпочитают всем остальным. Также данная история является доказательством того, что можно обращаться за какими-либо советами к предводителю другой стороны, чтобы показать их значимость по сравнению с другими. Подобные действия не относятся к категории «любви и покорность» к немусульманам или противникам мусульман и религии Всевышнего Аллаха. Это скорее действия направленные на стремление достичь блага или уменьшить вред или разобщить ряды противника или предотвратить объединения возможных противников.
- Кроме того, Посланников Аллаха заключил соглашение со своим дядей Абу Талибом, а также с Матаам бну Удейя. Оба они были многобожниками. С каждым из них он договаривался по-отдельности, о его защите от нападок курейшитов. То есть, он просил у этих людей защиты для себя от курейшитов, чтобы он мог в полной мере, выполните ту миссию, которая на него была возложена Всевышним Аллахом Таким образом он входил под покровительство этих немусульман. И как мы понимаем, заключение Союза — это намного меньше, чем войти под покровительство немусульманской страны. Но, тем не менее, Посланник Аллаха показывает нам примеры подобного соглашения, для достижения высшей цели.
- Когда Посланник Аллаха переселился из Мекки в Медину, первое, что он сделал, – это заключил договор между мусульманами и немусульманами в Медине. Он заключил отдельные договора с каждой из конфессий, которая там находилась – договор с иудеями и договор с христианами. Данный договор подразумевал под собой проведение постоянного политического диалога внутри нового медицинского общества, а также военная поддержка в случае какого-либо военного конфликта. Также этими договорами было оговорено, что все вопросы разногласий решаются на основе воли Всевышнего Аллаха и с этими вопросами обращаются к Посланнику Аллаха.
На доводы первой стороны, представители этой группы учёных ответили следующие:
- Относительно приводимого в качестве довода аята из сура Аль-Маида, учёные второй группы отмечают, что данный аят не относится к той теме, которую мы рассматриваем. Он является доводом относительно вопроса о недопустимости любви и покорности к немусульманам, которая подразумевает под собой любовь их религии, любовь к ним на основании веры или идеологии или любовь которая подразумевает предательство интересов мусульман, для того, чтобы получить какие-либо выгоды от немусульманской стороны. И это было основой при ниспослании данного аята. Относительно комментария, упомянутого аята, мы можем обратиться к тафсиру имама Ат-Табари, где он подробно рассматривает данный вопрос и причину ниспослания аята. Проявление подобной любви и покорности является недопустимым с точки зрения подавляющего большинства мусульманских учёных, но заключение договоров и союзов между мусульманами и немусульманами, с какой-то благой целью и ради всеобщего блага для мусульман, это совсем другое дело. Заключение подобных договоров, это на деле просто взаимный обмен пользой и благом между сторонами.
- Что касается использования в качестве довода хадиса: “Нет союзов в Исламе” и ему подобных по смыслу, то их опровергают множество других высказываний и действий, передаваемых от Посланника Аллаха, которые указывают на допустимость создания союзов, объединений или заключение договоров с ним мусульманами. Как, например, в хадисе, приводимом у имама Аль-Бухари со слов Анаса бну Малика: “Посланник Аллаха заключил союз между курейшитами и ансарами у меня дома“.
Имам Ан-Навави в своём комментарии к сборнику имама Муслима отмечает, что данные слова Посланника Аллаха подразумевают под собой запрещение союзов относительно того, что было запрещено Всевышним Аллахом.
Ибн Хаджар, в комментарии к сборнику имама Аль-Бухари, говорит: “Мы можем объединить все эти понятия и прийти к следующему выводу: Посланник Аллаха подобными хадисами запрещает союзы, объединения и договора, которые заключались в до исламский период, такие как поддержка своего соплеменника в любой ситуации или же поддержка тирана в его действиях, либо же поддержка своего соплеменника в исполнении кровной мести, а также союзы, которые люди передают по наследству с доисламских времён и им подобные. Что же касается союзов, договоров и объединений, которые направлены на совершение блага или торжество религии, то они не являются запрещенными и не подразумеваются в подобных хадисах, как, например, поддержка несправедливо ущемленных в правах людей, распространение блага и тому подобное.
- Тоже касается реальных событий которые представители первой группы учёных приводят в качестве довода да то это явление относительно и не может служить достаточным доводом. Даже если в некоторых ситуациях подобные союзы были использованы для очернения какого-либо исламского движения, либо группы, то во многих других ситуациях дела обстоят совсем по-другому. Потому что репутация исламского движения либо организации зависит из общего поведения и принципов, а не от какого-либо единичного случая. Кроме того, подобные союзы с немусульманами не являются признаком поддержки и любви к не мусульманам в ущерб интересов мусульман. Подобные союзы, это всего лишь объединение для достижения какой-то общей цели и ни в коем случае не означают единение на уровне идеологии во всех других вопросах. Зачастую в противовес подобным плохим мыслям об исламском движении либо организации из-за заключения союзов, либо объединений с немусульманами, стоит большая польза для общества и государства в целом. Например, союзы либо объединение мусульманских и немусульманских сил для торжества справедливости или противостояния злу, агрессии и тирании. Поэтому, данный довод не может быть веским в вопросе запрета подобных действий. История ислама, его государств и движений имеет многочисленные свидетельства союзов и объединений, который принесли пользу исламу и мусульманам.
Исходя из всего выше сказанного, мы можем утверждать, что позиция второй группы учёных, считающих допустимым создание союзов и объединений между мусульманскими и немусульманскими силами подкреплена более вескими доводами, и эта позиция ведёт к воплощению интересов мусульманского общества.
Ибн Аль-Кайим, в своём комментарии к мирному соглашению, заключенному между Пророком и курейшитами, в местечке Худейбийя, пишет: “Если идолопоклонники попросили что-либо, ведущее к возвеличиванию какого-либо из законов Аллаха, то им необходимо в этой просьбе удовлетворить и помочь, даже если во всех других вопросах им отказывают. Потому что поддержка здесь идёт не в том неверии, которое они совершают, а в вопросе, возвеличивающем закон Всевышнего Аллаха. Каждый, кто стремится к совершению чего-то, чем доволен Всевышний Аллах, должен быть поддержан, кем бы он ни был, даже если во всех других вопросах, не имеющих подобной благородной цели, ему следует отказать. Естественно, при условии, что исполнением данного благородного действия не преследуется достижение каких-то пагубных последствий и результатов“. (Заад аль-маад, 3:269)
Эти слова, со стороны ибн Аль-Кайима, являются очень ясным дозволением взаимодействия между мусульманами и немусульманами в совершенно различных вопросах.
Если мы хотим получить пользу от всего вышесказанного и применить это в наших современных реалиях, как в мусульманских, так и немусульманских странах, то мы можем это выразить следующими пунктами:
- Первое: вышеупомянутые положения подкрепляются рядом шариатских правил, одно из которых нам напоминает, что цель шариата – это достижение наибольшей пользы. Другое правило говорит, что положения, облегчённые религией, не отменяются сложностью. Ещё одно правило напоминает, что не надо оставлять большую часть того, что не может быть достигнуто полностью.
- Второе: мнения учёных, которые могут быть приведены в качестве доводов в данном вопросе. Например:
- Мнение, которое высказал имам Аль-Из бну Абдусалам относительно поддержки наименее из испорченных правителей. Он сказал следующее: “Если спросят: А можно ли поддерживать наименее испорченного правителя и сражаться на его стороне для поддержания его власти и не будет ли это означать поддержки его пагубных и возможно греховных действий, которые он совершает? Мы ответим: Да, можно сражаться на его стороне, с целью защиты от большего зла и от более испорченного правителя, власть которого приведёт ещё к большим пагубным последствиям. Что же касается одновременной поддержки и его действий, возможно и греховных, то в ряде случаях это возможно, но поддержка здесь осуществляется не самого греховного действия, а той пользы, которую может получить общество в конечном итоге. При условии, что сторона, оказывающая поддержку наименее испорченному правителю, чётко видит, что результатом их действий станет реальная польза для общества. Аналогичным же образом, поддержка какой-либо пользы для общества, которое может быть следствием из того вреда, который уже существует. Например, во время ведения боевых действий, выкупать военнопленных мусульман у противоположной стороны, понимая, что данные деньги будут использованы на продолжение войны против мусульман. С точки зрения шариата, в таких условиях, всё равно является дозволенным проводить подобные мероприятия“. (Каваиду аль-ахкям, 1:87)
- Также он сказал следующее: “В ряде случаев возможна поддержка в каких-то греховных моментах, не потому что это является грехом, а потому что подобная поддержка является средством для достижения всеобщего большего блага“. (Каваиду аль-ахкям, 1:129)
- В книге “Маджмуа аль-фатава” (19:218) ибн Таймийя говорит: “Часто можно встретить, что мусульманина назначают на должность судьи или имама между мусульманами и монголо-татарами. В душе этот человек хочет сделать очень много полезных дел, но это не всегда получается, потому что есть люди, которые не дают ему это сделать, но Всевышний Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для неё. Как мы знаем из истории, Омар бну Абдульазиз подвергался критике и открытым враждебным нападкам за то благо и добро, которое он совершал и даже говорят, что он был отравлен из-за этого. А также можно вспомнить пример правителя Эфиопии Ан-Наджаши и ему подобных людей, являющихся счастливыми обитателями Рая, несмотря на то, что они исполняли из повелений Ислама только то, на что имели возможность и судили только лишь в рамках того, что позволяла им ситуация”.
- Он также говорил: “Распространение блага в рамках возможного для человека и предотвращение несправедливости в рамках возможного, является коллективной обязанностью исламского общества и каждый член этого общества выполняет то, на что он способен или что позволяет ему ситуациям и с него не требуется совершение невозможного для него“. (Маджмуа аль-фатава, 30:256)
- Ибн Хаджар, в комментарии к сборнику имама Аль-Бухари “Фатх Аль-Бари” (5:338) говорит: «Мусульмане могут обращаться за советом к немусульманам, живущим на территории мусульман – ахлю зимма, а также к тем группам, с которыми у них заключён союз или договор. При условии, что есть все причины доверять этим людям, что может подтверждаться опытом взаимодействия с ними – они заслужили доверие, а также тем фактом, что эти союзники, добрососедские отношения с мусульманами, предпочитают всем остальным. Даже если они не являются мусульманами, а следуют своей религии. Также можно обращаться за какими-либо советами к предводителем другой стороны, чтобы показать их значимость по сравнению с другими. Подобные действия не относятся к категории любви и покорность к немусульманам или противникам мусульман и религии Всевышнего Аллаха. Это скорее действия, направленные на стремление уменьшить вред от этих людей и разобщить ряды противника».
- То есть, ибн Хаджар считает законным советоваться с лидерами немусульман, что же тогда говорите о заключении каких-то договоров и союзов, которые по сути являются взаимным обменом блага и это намного меньше по степени, чем обращаться к лидерам немусульман за советами.
- Также к этому мы можем добавить ещё и предыдущие слова ибн Аль-Каййима, в которых он говорит: “Каждый, кто стремится к совершению чего-то, чем доволен Всевышний Аллах, должен быть поддержан, кем бы он ни был, даже если во всех других вопросах, не имеющих подобной благородной цели, ему следует отказать. Естественно, при условии, что исполнением данного благородного действия не преследуется достижение каких-то пагубных последствий и результатов”. (Заад аль-маад, 3:269)
- Имам Аш-Шафии по данному вопросу сказал: “Если имам (правитель мусульман) считает, что кто-либо из немусульман заслуживает доверие и хорошо относятся к мусульманам и есть необходимость обратиться к нему за поддержкой, то это является дозволенным, в противном же случае нет. То есть, если данный человек плохо относятся к мусульманам и не заслуживает доверия”. (Мугни аль-мухтадж, 4:221)
И множество других подобных текстов, упоминающих мнения исламских учёных по данному вопросу.
Третье: Страны в значительной степени отличаются друг от друга и некоторые правительства могут быть более близкие к Исламу нежели другие. В такой же степени отличаются и исламские движения. Например, с точки зрения готовности их участвовать в политической жизни страны и понимания политической обстановки. Всё это, естественно, очень сильно влияет на мнение общества относительно какого-либо движения.
- Четвертое: Законность создания каких-либо союзов объединений блоков между мусульманами и не мусульманами не связано с наличием мусульманского правительства. Законность подобных союзов охватывает не только правительство, но и, в том числе, различные исламские группы и движения, работающие в сфере исламского призыва, вне зависимости, находятся они в исламском обществе или же проводит свою деятельность на территории немусульманских стран. Для каждой конкретной ситуации, исламский учёные выводят свои положения, чтобы принести как можно больше пользы обществу и отстранить наибольшую из возможных проблем.
- Пятое: Сопоставление в данном вопросе идёт не между Исламом и немусульманским правительством, сопоставление идёт между системой, которая держится на тирании и несправедливости и ее альтернативой, которая основана на свободах, правах и гарантиях. Необходимость в подобных соглашениях возникает только лишь в том случае, если мы не имеем возможности полноценной практики Ислама, в противном случае, вообще бы не возникал вопрос подобных сопоставлений.
Не стоит забывать также о том, что поддержка некоторых не одобряемых действий осуществляется только лишь потому, что за этим стоит большое всеобщее благо. О чём и говорят высказывание вышеупомянутых исламских учёных.
- Шестое: Нет никаких противоречий между созданиями подобных союзов и блоков, и понятием любви и преданности к верующим и несогласия с неверием. Потому что подобные соглашения не имеют ничего общего с сердцем человека, его душой, его привязанностями. Это всего лишь ситуативные соглашения, для достижения всеобщего блага.
- Седьмое: Аяты из суры “Покаяние” указывают на окончательное решение относительно союзных соглашений с многобожниками. Те изменения, которые происходили относительно этого вопроса на протяжении пророческой жизни, были связаны с положением мусульман, с точки зрения силы и слабости.
В свете всего сказанного, может выноситься решение относительно конкретных ситуаций, с которыми сталкивается мусульманское правительство или исламское движение в её деятельности и призыве, с учётом их положения и интересов, в достижении как можно большего возможного блага.
Но также необходимо отметить, что, исходя из различных шариатских текстов, не все из современных видов союзных соглашений являются допустимыми с точки зрения Ислама. Некоторые из них являются запретными. Например:
- Объединение (союз) с немусульманскими силами, которое с большой вероятностью может привести к пагубным последствиям для мусульманского движения или общества. Если, к примеру, известно, что определённые немусульманские политические силы, питающие большую враждебность относительно исламского движения и Ислама, ищут возможности объединения с другими мусульманскими силами, для того, чтобы навредить какому-либо конкретному исламскому движению, что в конечном итоге приведёт к общему вреду для мусульманского общества, то создание союзов в подобной ситуации является запрещённым с точки зрения Ислама.
- Соглашения на политическом и идеологическом уровне, которые будут подталкивать мусульман к принятию неисламской идеологии или принципов вероубеждения и их поддержке, под предлогом мнимого блага.
- Соглашения, которые приводят к разобщению мусульман и сеют рознь между ними, что может привести к внутри исламским столкновениям. В Коране говорится: “Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения“. (Алю Имран, 105)
В заключение хотелось бы сказать, что вопрос соглашений между мусульманами и немусульманами являются очень сложным и важным, что должно побуждать мусульманских учёных и мусульманские научные объединения к более глубокому его изучению, с различных сторон и применительно к тем возможным ситуациям, которые могут произойти реалиях нашей политической и общественной жизни. Изучение данного вопроса должно происходить в свете принципов шариатской политики и высших целей Ислама и исламского общества.