03192024Важное:

Размышляя над Кораном

وَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يَعْبُدُ ٱللَّهَ عَلَىٰ حَرْفٍۢ ۖ فَإِنْ أَصَابَهُۥ خَيْرٌ ٱطْمَأَنَّ بِهِۦ ۖ وَإِنْ أَصَابَتْهُ فِتْنَةٌ ٱنقَلَبَ عَلَىٰ وَجْهِهِۦ خَسِرَ ٱلدُّنْيَا وَٱلْاخِرَةَ ۚ ذَٰلِكَ هُوَ ٱلْخُسْرَانُ ٱلْمُبِينُ

«Среди людей встречается и такой, который стоит на грани [бук. На букве] в Аллаха: если ему достается в удел добро, он утверждается [в вере], если же его поражает бедствие, он обращается вспять, (склоняясь к неверию), теряя [долю] как в этой, так и в будущей жизни. Это и есть явный убыток!» (Священный Коран: 22/11)

 

Ат-Тафсир аль-муессер: «Среди людей есть тот, кто входит в ислам со слабостью и сомнением, он поклоняется Аллаху, несмотря на свои колебания, подобно тому, кто стоит на краю горы или стены, не стоя твердо. Он связывает свою веру с его мирской жизнью, если он живет хорошо, здоров и доволен, то продолжает поклонение; Если же приходить испытание или трудности, потери или несчастья, он винит свое религию, отступая от неё подобно тому, кто падает на свое лицо после того как стоял прямо. Так он потерял эту жизнь и потерял будущую жизнь, оказавшись в огне ада. Это явное поражение!

Этот проигравший помимо Аллаха поклоняется тому, что не вредит ему, если он оставит его, и не приносит ему пользы, если он поклоняется ему, то есть заблуждение, далекое от истины. Он поклоняется тому, чей реальный вред ближе, чем его польза, какой же безобразный этот защитник, какой же безобразный этот помощник».

 

Имам аз-Замахшари, автор «аль-Кашшафа», сказал: «Стоит на краю (или грани)» т.е.: на краю религии, а не по её центру или в сердце. Этот образ – пример их беспокойства и колебания в своей вере: они не нашли умиротворения и спокойствии, подобно тому, кто стоит краю армии, и, если он почувствует победу и добычу, он будет тверд и спокоен, иначе он убежит и бросится подальше… “.

Толкователи упомянули о причине ниспослания этого аята, в хадисе переданным Аль-Бухари со слов Ибн Аббаса, он сказал: «Один человек прибыл в Медину и принял ислам, и когда его жена родила мальчика, и его лошади произвели потомство, он сказал: «Это хорошая религия», а когда его жена не рожала и его лошади не приносили потомства, он сказал: «Это плохая религия». . . “.

Тот, кто размышляет над этим благородным аятом, видит, что он самым совершенным образом изобразил колебание в их вере, ибо они измеряют веру мерой торговых сделок, если они получают от веры прибыль, они радуются, а если они терпят убыток, их поражает горе и печаль. Сходным с этим аятом является изречение Всевышнего Аллах о лицемерах: «Среди мунафиков есть такие, кто злословит о тебе из-за милостыни. Если им перепадет что-либо из милостыни, то они рады; а если же не перепадет, то они сердятся», (Священный Коран: 9/58).

Имам Ибн Касир в своем «Тафсире аль-Куран аль-азим» сказал: «Муджахид, Катада и другие сказали: «Стоит на букве (или грани)» т.е.: в сомнении.

Другие сказали: «Стоит на краю (или грани): т.е. на краю, как на краю горы. Как человек, который принял религию, и если найдет то, что ему нравится, то укрепится, иначе в спешке отвернется». Аль-Бухари со слов Ибн Аббаса, он сказал: «Один человек прибыл в Медину и принял ислам, и когда его жена родила мальчика, и его лошади произвели потомство, он сказал: «Это хорошая религия», а когда его жена не рожала и его лошади не приносили потомства, он сказал: «Это плохая религия». . . “.

Ибн Аби Хатим сказал: «… со слов Саида ибн Джубайра, со слов Ибн Аббаса, он сказал: Люди из бедуинов пришли к Пророку, Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затем они приняли ислам. Когда они вернулись в свою страну, если они находили год дождливым и плодородный, и их скот дал много приплода, они говорили: «Эта наша религия во благо нам, так что придерживайтесь ее». Но если они находили год бесплодным и засушливым, то говорили: «Нет ничего хорошего в нашей религии». Тогда Всевышний Аллах ниспослал Своему Пророку: «Среди людей встречается и такой, который стоит на грани [бук. На букве] в Аллаха: если ему достается в удел добро, он утверждается [в вере], если же его поражает бедствие, он обращается вспять»».

 

Имам Ибн Ашур писал в тафсире «ат-Тахриру уат-танвир»: «Это описание другой группы, противоположной тем, кто с благоговением встречает повеление богобоязненности и предостережение Судного Часа. Эта группа тех, кто не уверен в правдивости призыва Ислама, но полностью не отвернулся от него, он ставит себя в положении балансирования между своей старой религией с религией ислама. Они принимают призыв Ислама и входят в группу его последователей, и смотрят, что будет с ними после вступления в Ислам. Если с ними случается благо, он считают свою старую религию ложной и говорят, что старые боги ни на что не способны. Но если случаются беды или несчастья, вызванный обычными причинами, они злятся на Ислам и покидают его. Они воображают, что их старые боги своим гневом навлекли на них беды, потому что они прекратили им поклонятся. Всевышний Аллах сказал об Адитах, когда они сказали своему посланнику: «Мы твердо уверены, что просто один из наших богов причинил тебе зло”. [Худ] сказал: “Воистину, я прошу Аллаха быть свидетелем, а вы свидетельствуйте, что я непричастен к тем, кому вы поклоняетесь», (Священный Коран: 11/54)».

Print Friendly