10082024Важное:

Время прекращения сухура и предосторожность

Зайд бну Сабит передаёт: “Однажды мы совершали сухур вместе с Посланником Аллаха, после чего он встал для совершения молитвы. Я спросил его: “Сколько времени было между сухуром и азаном?” И он сказал мне: “Этого времени было достаточно для того, чтобы прочитать 50 аятов”". (Аль-Бухари)

 

Бадруддин Аль-Айни, в своём комментарии к сборнику имама Аль-Бухари упоминает, что последней ответ Заида указывает на два возможных варианта понимания:

-       точное определение времени между окончанием сухура и азаном, которое равно прочтению 50 аятов;

-       и примерное время между окончанием сухура и азаном, которое понадобилось бы для прочтения примерно такого количество аятов.

-

Исходя из этого учёные отмечают, что что приём пищи перед началом поста (сухур) заканчивался ещё до утреннего азана. Время между окончанием сухура и азаном было примерно равно времени, прочтения 50 аятов из Корана. Данный промежуток времени называется имсак. От него и происходит название календаря времени намазов на месяц Рамадан – Имсакийяту Рамадан. В течение всего года в календаре времени намазов у нас есть время начало утренней молитвы, время восхода солнца, время полуденной, послеполуденной, вечерней и ночной молитвы. В месяц Рамадан у нас добавляется ещё и время окончания приёма сухура перед утренним азаном.

 

Внимание к данному времени обусловлено тем, чтобы у мусульманина не возникло сомнений относительно правильности начало поста в этот день, то есть, сомнений, не опоздал ли он с приёмом пищи. Это проявление необходимых мер предосторожности, при совершении данного обряда поклонение. И задача данных мер состоит в том, чтобы обеспечить правильность и своевременность поклонения. Наши предшественники взяли подобные нормы предостережения не просто от себя и своих собственных желаний, это необходимые нормы шариата во всех обрядах поклонения.

 

Ибн Батал, в своём комментарии к сборнику Аль-Бухари, говорит: “Шариатский тексты указывают на желательность отложить время сухура поближе к утреннему азану для того, чтобы это способствовало более легкому соблюдению поста в течение последующего дня – то есть поесть как можно ближе к времени начала поста. Так поступал Посланник Аллаха и учил своих последователей. Он откладывал время сухура примерно до появления ложного рассвета. С появлением этого ложного рассвета Пророк прекращал приём пищи – прекращал сухур. Между этим рассветом и истинным рассветом, когда начинается время утренней молитвы и соблюдения поста, время примерно равно прочтению 50 аятов, как и упоминается в хадисах.

Всевышний Аллах, в Своих вселенских законах, установил этот ложный рассвет как критерий, по которому мы могли бы ориентироваться при соблюдении поста. Когда человек видит первый рассвет (ложный), то он предупреждает о том, что в скором времени наступит рассвет истинный, с которым и начнётся время утренней молитвы и соблюдения поста. Появление ложного рассвета как бы говорит человеку, что необходимо заканчивать с приёмом сухура и готовятся к утренней молитве и соблюдению поста.

Исходя из того, что у человека не всегда есть возможность определить или увидеть два этих рассвета и был установлен этот дополнительный критерий, в виде времени необходимого, примерно, на прочтение 50 аятов Корана. Цель этого – облегчить для простого человека исполнение обрядов поклонения, в частности соблюдения поста и гарантировать ему своевременность начала поста.

В мусульманских регионах, очень часто можно услышать, как муадзин, после первого азана в месяц Рамадан говорит, что это время окончания сухура, готовьтесь к утренней молитве и пусть помилуют всех нас Аллах. Это не значить что прием пищи до самого времени утренней молитвы – нарушение поста, здесь же идет речь о сунне и предосторожности.

 

Но к большому сожалению, в последнее время, очень часто во внимание принимаются фетвы, основанные на буквальном понимании шариатских текстов, без какого-либо их анализа и сопоставления всех текстов, касающихся данной темы, друг с другом.

 

 

 

Print Friendly