Дуа – мольба и просьбы, в которых раб смиренно и благоговейно обращается к своему Господу, Аллаха — это важнейшая часть исламской веры и поклонения. Дуа является частью сущности верующего мусульманина, его жизни и даже культуры. Но, иногда у мусульман возникают вопросы или споры о том, какие действия правильны в дуа. Любой мусульманин может задать вопрос, как правильно просить Всевышнего Аллаха. В этом небольшой работе мы рассмотрим некоторые практические вопросы, связанные с совершением дуа, его правила и этикет.
Первое: Дуа после завершения обязательных молитв
Всевышний Аллах сказал: «Посему, как только освободишься (от поклонения), приступай к делу (будь деятелен) и устремись к своему Господу». (сура «Раскрытие», 7-8). Многие тафсиры сказали, что здесь идет речь о дуа после саляма завершения молитвы (салята). В тафсире «Ад-Дурр аль-мансур», 6/364: передается от Ибн Аббаса. Также Ибн аби Дунья передает от Ибн Масуда.
Также Ибн Джарир ат-Табари, 12/628: От Ибн Аббаса. Также от Къатада несколько риваятов.
Передает ат-Тирмизи, 5/526 от Абу Умама, что посланника Аллаха, мир ему и благословение, спросили: Какая мольба будет скорее услышана (более слышна)? Он ответил: «Мольба в глубине ночи и после обязательных молитв».
Также приводит Бухари в Тарих, 6/80, от Мугъира: «Что пророк, мир ему, всегда совершал дуа после завершения своей молитвы». В общем, четыре мазхаба единогласны в правильности мольбы – дуа после завершения обязательных молитв.
Ханифитский мазхаб:
Ибн Нудейжм в «аль-Бахр ар-Раикъ», 1/349, ссылаясь на хадис Абу Умамы у ат-Тирмизи: «Возможно, подразумевается, что время дуа перед завершением молитвы, т.е. перед тем, как выйти из молитвы. Или, возможно, это время сразу после завершения молитвы. Эти времена, скорее всего ближе к тому, чтобы дуа было услышано или ближе к получению ответа».
Маликитский мазхаб:
В книге «Мауахибу аль-джалиль», 2/126: «Нет разногласий в правильности дуа по завершению молитвы. Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Самая слышимая мольба в глубине ночи и после обязательных молитв»».
Ибн Хадж в «аль-Мадхаль», 2/280: «Соблюдаемая и постоянная сунна была зикр и дуа после обязательной молитвы…».
Шафиитский мазхаб: Имам Шафиий в «аль-Умм», 1/241, сказал: «Желательно молящему, если молился один или за имамом, побольше поминать Аллаха после обязательной молитвы и дольше молить Его, надеясь на ответ».
Также об этом писал имам ан-Навави в «аль-Маджмуа», 3/448 и 3/452. Он добавил: «Нет разницы это мужчина и женщина, молящийся в одиночку, имам или следовавший за имамом, путник или местный. В этом нет разногласий, и это после всех обязательных молитв».
Ханбалитский мазхаб:
Ибн Къудама в «аль-Мугъни», 1/630, пишет: «Дуа и зикр после обязательной молитвы желательны, и желательно делать это так как пришло в хадисах».
Также в «аш-Шерх аль-кабир», 1/629: «Желательно после обязательной молитвы делать дуа и истигъфар, как пришло в сообщениях».
Ибн Муфлих в «аль-Фуруа», 1/399, сказал: «Имам проводит дуа (коллективно с молящимися за ним) после утренней и предвечерней молитвы, потому что присутствуют ангелы и подтверждают мольбы. Но правильно не ограничивать двумя молитвами, как утверждал автор «аль-Мухаррар» и другие. Наш шейх не считал желательным делать это после всех молитв, если нет внешней причины, например мольба о дожде или победе над врагом».
Аль-Мардави в «Тасхиху аль-фуруа», 1/400, сказал: «Имам делает дуа после зикра, как сказано ранее. Что касается нежелательность имаму делать дуа вслух пришло две версии. Первое: если цель научить, то можно, если нет, то имам понижает голос также, как и молящийся за имамом. Второе: нет нежелательности, это предпочел Ибн Тамим, и сказал: «Повышает голос так, чтобы было слышно следовавшим за ним в молитве. Есть мнение, что повышает голос только для обучения. И есть мнение что это нежелательно вообще, как сказал аль-Кадий и другие»».
В «ар-Риая аль-кубра»: «Все совершившие молитву делают дуа после завершения молитвы, читаемой скрыто (не вслух). Имам молит и его слышит молившийся за ним. Некоторые сказали: Вслух если хочет его научить, если нет то понижает голос также как молящийся за имамом или в одиночку. Некоторые сказали: нежелательно дуа вслух».
Такъиюддин ибн Таймия и его ученик Ибн Кайм посчитали неправильным дуа после салям завершающего молитву. Хадис Абу Умамы они толковали так, что речь идет о конце молитвы до селяма, не после. Они оба считали, что нет сунны подтверждающей дуа после завершения обязательных молитв. Сунна это дуа во время молитвы, в её конце, перед последним селямом.
Но Ибн Кайм дополнил в пояснении: «После завершении обязательной молитвы, верующий делает зикр, поминая Аллаха, восхваляя и возвеличивая Его, и моля о мире и благословении посланнику Аллаха. И после этого верующий молит и просит Аллаха что пожелает, но это уже дуа не после обязательной молитвы, а после зикров, а зикры это второе поклонение. И дуа желательно после этого второго поклонения Аллаху».[1]
Имам Абдульфаттах Абу Гудда, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: Этот комментарий Ибн Кайма, да смилостивится над ним Аллах, вызывает удивление, потому что он говорит о желательности дуа после зикра, восхваления Всевышнего Аллаха и молитвы за пророка, мир ему, хотя нет прямых текстов о желательности этого конкретно в том о чем узнали, и затем он отрицает желательность дуа после обязательной молитвы, хотя пришло много хадисов, которые словами и практикой указывают на это[2].
Ибн Хаджр сказал: «Полное отрицание Ибн Кайма дуа после обязательной молитвы не может быть принято. Подтверждено от Муаза ибн Джебела что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «О Муаз, клянусь Аллахом, поистине я тебя люблю, и не прекращай в завершении каждой молитвы говорить: «О Господь наш, помоги мне поминать Тебя и благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом»[3]. И хадис Абу Бакрата в дуа: «О Господь наш, я прибегаю к твоей защите от неверия и бедности и мучений в могиле»[4].
Также хадис Саада, который придет в разделе Обращение за защитой от скупости… И хадис Зейда ибн Аркъама: «Я слышал, как посланник Аллаха, в завершении каждой молитвы говорил: О Господь наш, Господь каждой вещи…»[5]
И хадис Сухейба, переданного от пророка, мир ему: «Если завершал молитву, говорил: О Господь наш, исправь мою религию…»[6].
Если кто-то скажет, что «в завершении молитв» — это «ташаххуд», мы ответим: в хадисах также сказано, что зикр совершается по завершению молитвы, и единогласно что это после селяма с котором выходят из молитвы. Ат-Тирмизи передает от Аб Умамы…и Тарабани передает от Джафара, что дуа после обязательной молитвы лучше, чем дуа после желательной…
Многие ханбалиты поняли слова Ибн Кайма как полное отрицание дуа после обязательной молитвы, но это не так. На самом деле он отрицал это при условии продолжения направления молящегося на къыблу и совершения дуа после селяма. Но если помолившийся повернет лицо в другую сторону или произнесет установленные зикры, то он считал правильным совершение дуа»[7].
Также аль-Мабаркфури сказал: Нет сомнений в том, что совершение дуа после завершения обязательной молитвы передано от посланника Аллаха, мир ему. И это приводит Ибн Кайм в «Заду аль-миад»… Абу Хатим приводит в его сборнике достоверных…Также аль-Хаким в Мустадраке от Абу Айюба…Ибн Хиббан приводит от Хариса ибн Муслима Тамими…Что касается отрицания Ибн Кайма правильности дуа сразу после селяма, я не знаю что он имеет ввиду…»[8].
Второе: поднимать руки в дуа после обязательной молитвы
Если дуа после завершения обязательных молитв установлено, то поднимать руки в этом дуа также установлено, что подтверждается множеством хадисов, достигших степени мутаватир.
Имам ас-Суюти посвятил этому вопросу отдельную книжку «Фадду ад-дуа», в которой собрал около ста хадисов. В «Тадрибу ар-равий», 2/280, он сказал: «Некоторые из этих хадисов достигают степени мутаватир по своему смыслу».
Также имам аль-Мабаркфури в «ат-Тухфа», 2/172, сказал: «Ученые доказали желательность поднимать руки в дуа после обязательных молитв общими смыслами хадисов… и не пришло никаких доказательств запрета поднимать руки в дуа после обязательных молитв, более того, это прямо подтверждается в некоторых слабых хадисах…
Ат-Тирмизи приводит от Абу Умама…(хадис приводился выше).
Ан-Насаий приводи от Ата ибн Марвана от его отца, что Кааб сказал: Сухейб сказал, что этот дуа «О Господь, исправь для меня ближний мир (дунья), в котором моя жизнь. Исправь мою веру (дин), в котором моя защита. Исправь для меня будущий мир (ахират), в который я направлюсь», посланник Аллаха, мир ему, произносил после завершения обязательной молитвы…Ибн Хиббан сказал, что хадис достоверный, как пришло в Фетхуль бари.
Абу Дауд и ат-Тирмизи приводят хадис от Салмана: «Воистину, ваш Господь Живой Щедрый, стесняется, если Его раб поднимет руки и попросит, оставит их пустыми, никакого блага не вложив в них». Ибн Хаджр сказал: хорошая передача хадиса.
Муслим приводит от Абу Хурейры что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «О люди! Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам, и Всевышний сказал: «O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела», (40/51). Всевышний также сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мы наделили вас…», (2/172). А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу (повторяя): „О Господь, о Господь!“, — однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?»
Бухари приводит хадис от Анаса, о засухе. В этом хадисе также пришло что посланник Аллаха и сподвижники подняли руки к небу…И нет никаких доказательств того, что это ограничено мольбой о дожде. Поэтому, как писал имам ас-Суюти, поднимать руки в дуа правильно в любом дуа, без ограничений.
Также, это мнение поддержал имам Ибн Хаджр в Фетх аль-бари, 11/142, цитируя аль-Мунзари пишет: «Также на этот смысл указывает множество хадисов, приведенных аль-Мунзари, часть которых выделил имам ан-Навави в его книгах аль-Азкар и Шерху аль-Мухаззаб. А Бухари выделил этому вопросу раздел в его аль-Адаб аль-Муфрад….
Также хадис Абу Хурейры, в котором приводиться история Туфейла ибн Амра. В этом хадисе посланник Аллаха, мир ему, молился Всевышнему Аллаха подняв руки: «О Господь, наставь племя Даус». Бухари и Муслим. Также. Муслим приводит от Джабира, хадис о переселении Туфейла ибн Амра. В нем также приводиться что пророк молился, подняв руки.
Хадис от Айши, что пророк молился: «О Господь, воистину я лишь человек…». Также у Бухари, что пророк, мир ему, молился за Османа, подняв руки.
Хадис Муслима от Абдурахмана ибн Самура и случай затмения солнца.
Также, Муслим приводит от Айши, что пророк, мир ему, трижды поднял руки в мольбе за похороненных в аль-Бакиа.
В длинном хадисе Абу Хурейры об открытии Мекки: «Молился, подняв руки…».
Бухари и Муслим в хадисе Абу Хумейда, история Ибн Аль-Лютбия: «Поднял руки в дуа так, что я увидел его подмышки. Он сказал: О Господь, донес ли я послание…».
Хадис Абдуллах ибн Амра, что пророк, мир ему, упомянул слова Ибрагима и Иса и поднял руки, сказал: «О Господь, моя умма…».
Также хадис ат-Тирмизи, ан-Насаий и аль-Хаким от Омара: «Если ниспосылалось пророку откровение, у его лица было слышен звук как жужжание пчел».
В хадисе ан-Насаий, от Усама пришло, что пророк, мир ему, на Арафате молился, подняв руки. Уздечка верблюдицы упала, и тогда он поднял её одной рукой, продолжая держать вторую руку поднятой ладонью к небу. Также хадис Къайса ибн Саада…». Ибн Хаджр.
На самом деле, хадисов о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, в дуа постоянно поднимал руки, очень много. Хадис ат-Табарани, 6/254, от Салмана… Его также приводит аль-Хайсами в Муджмау аз-заваид, 10/266.
Абу Саид рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему, на Арафа во время мольбы поднимал руки на уровни груди….
Ахмад приводит от Халляда: «Когда пророк, мир ему, просил Аллаха, ладони были к нему, а если молил об избавлении от чего-то, то ладони смотрели на землю».
Есть еще несколько хадисов со слабыми и хорошими цепочками, в которых говорить о том, что внутренняя сторона ладней в мольбе смотрели к небу. От Ибн Аббаса и других.
В других хадисах, как хадис Абу Бараза и Абу Хурейры, говориться, что пророк, мир ему, поднимал руки к небу так, что была видна белизна его подмышек.
Ат-Табарани приводит, что Халид ибн Валид пожаловался пророку, мир ему, на тесноту своего жилья. Тогда пророк сказал ему: «Подними руки к небу и проси Аллаха расширить тебе».
Хадис также указывают на то, что посланник Аллаха, мир ему, поднимал руки в дуа сразу по завершению обязательной молитвы. Например, хадис Абу Хурейры, приведенный Ибн Аби Хатимом, 3/1048. В цепочки есть слабый передатчик, но Ибн Касир в Тафсире, 3/172, сказал, что этот хадис подтверждается другими.
Также хадисе Ибн Зубейра, приведен в «Муджмау аз-заваид», 10/266. Его приводит ат-Табарани и другие.
Хадис Анаса, у Ибн Сунни, С. 121. Он слабый, но мы же говорим о деталях поклонения и желательных делах. Также Ибн Аби Шейба приводит хадис Асвада ибн Амирийя.
Ат-Тирмизи, 2/225, приводит от Фадля ибн Аббаса. Этот хадис приводят Абу Дауд, 2/29, ан-Насаий, 1/112, Ибн Маджа, 1/419. В этом хадисе, скорее всего идет речь о дуа после желательной молитвы. Но Мубаракфури привел его как аргумент, не разделяя между обязательной или желательной молитвой.
Отсюда, на основании этих доказательств, большинство имамов исламского фикха и мазхабов ахлю-сунна утверждают правильность совершения дуа и просьбы Всевышнего Аллаха сразу после обязательной молитвы с поднятием рук к небу.
Третье: Протирание лица руками после дуа (мольбы)
Ханифитский мазхаб:
В «Шерх аль-Хаскафи» автор пишет, что руки поднимаются ладонями к небу, на уровни груди, это желательно. Как в дуа на Сафа и Марфа, во время хаджа, или во время молитвы о дожде – «истискъаа». Протирать руками лицо после завершения мольбы – сунна.[9]
В «аль-Фатава аль-хиндия»: протирать лицо руками после дуа: некоторые сказали, что это не установлено, но большинство наших ученых сказали, что это правильно, и утверждено в некоторых хадисах. Также приводится в «Гъаясия».[10]
В книгах фикха маликитского мазхаба:
В «Фавакиху ад-давани»: «Ученые разошлись по поводу поднятия рук в дуа и протирания лица руками после дуа. Передается у ат-Тирмизи от Омара бин Хаттаба: «Посланник Аллаха, мир ему, поднимал руки, и не опускал их, пока не протирал ими лицо».[11]
Там же: «Разошлись по поводу широко держать руки в дуа. На самом деле это правильное действие, потому что в этом выражение униженности и благоговения, и желательно протирать лицо руками после дуа, как делал посланник Аллаха, мир ему».[12]
Там же: «Руки поднимаются к небу, ладонями вниз, некоторые сказали ладонями к небу, и передается в хадисе, что после дуа протирает руками лицо, но не целует их».[13]
В шафиитском мазхабе:
Фатава Ибн Хаджра: Его, да будет им доволен Аллах, спросили о целовании рук после дуа вне молитвы, есть ли основание этого действия, как и протирание лица руками? И если есть основание, правильная она или нет?
Он ответил: Я после долгого поиска не нашел, ни слабого ни сильного основание этого действия, поэтому не следует это делать.[14]
В «Мугъни аль-мухтадж»: Протирание руками после дуа, чего-то кроме лица, как например груди, не является сунной однозначно, и даже группа ученых сказали, что это нежелательно. Протирание лица после дуа вне молитвы, то после запрета Изз бин Абдуссаляма, не будет это делать никто, кроме невежды.
По поводу протирание переданы некоторые хадисы, некоторые переданы одним передатчиком (гъариб), другие слабые, вместе с этим, после изучения этих доказательств, он сказал, что это действие одобряется (истихбаб).[15]
В «Хашияту Баджирми» к «Шерх аль-манхадж»: Протирать руками лицо в молитве – не сунна, и не желательно это делать. Вне молитвы, после дуа – сунна, потому что передано в хадисе, что каждый волос, который протирается после дуа, будет свидетельствовать за него и просить прощения ему. Что касается действия многих простых людей, которые после дуа целуют руку – это не имеет оснований в шариате.[16]
Ханбалитский мазхаб:
Ибн Къудама в «аль-Мугъни» пишет: Мы приводим, что посланник Аллаха сказал: «Если просите Аллаха, поднимите руки ладонями вверх, не просите задней стороной ладони, и проторите потом лицо»[17]. И так делали те сподвижники, которых мы назвали. Если закончил кунут-дуа, протирать лицо или нет, есть два мнения: не делать, как передается от имама Ахмада. Он сказал, что не слышал по этому поводу ничего. Кунут – дуа в молитве, и не желательно протирать лицо в этой молитве, как и все другие дуа.
Второе мнение: желательно протирать лицо после дуа, на основании хадиса, приведенного выше. Передает Саиб бин Язид, что посланник Аллаха, мир ему, если делал дуа, поднимал руки, и протирал ими лицо, так же как делает вне молитвы.[18]
В «Гъызау альбаб»: Молящийся просит в дуа то, что лучше (достойнее) и протирает руками лицо после завершения.[19]
Ибн Таймия в «аль-Фатава аль-кубра»: Посланник Аллаха, мир ему, поднимал руки в дуа, о чем говорит множество достоверных хадисов. Протирание руками лица после дуа, то здесь передается только два хадиса, которые не доказательства в этом. Аллах лучше знает.[20]
Доказательства в этом вопросе приводят ученые, которые в большинстве своем признают правильность этого действия. Это хадисы, даже если по отдельности они слабые, вместе, усилят друг друга. Разные версии этих хадисов передаются от Ибн Аббаса, Омара, Саиба бин Язида, от его отца. От аз-Зухри передается хадис мурсаль.
Ибн Хаджр в «Булюгъу аль-марам» приводит от Ибн Аббаса и Омара приводится хадис, который уже приводили выше. Он в сборнике ат-Тирмизи. Его подтверждают другие версии, как у Абу Дауда от Ибн Аббаса, и другие, вместе они достигают степень хорошего хадиса. Ат-Тирмизи сказал, что это достоверный хадис.[21]
Имам ас-Сананий в «Субулю ас-салям» пишет: Этот хадис доказывает правильность протирания лица руками после дуа.[22]
Хадис Абу Дауда от Саиба бин Язида, от его отца: Посланник Аллаха, мир ему, после завершения дуа, протирал руками лицо.[23]
Хадис Ибн Омара у ат-Табарани: «Воистину, ваш Господь Живой Щедрый, стесняется, если Его раб поднимет руки и попросит, оставит их пустыми, никакого блага не вложив в них. И если кто-то из вас поднимет свои руки, пусть скажет: «О Живой, о Тот, Кто не нуждается ни в ком, и все нуждаются в Нем (аль Кайюм)! Нет божества кроме Тебя, Милостивейший из милостивых» (трижды), затем пусть протрёт лицо руками, в которых это благо.[24] Аль-Хайтами приводит в «Муджмау аз-заваид»: В цепочке этого хадиса есть Джаруд бин Язид, он слабый.[25]
Аз-Зухри приводит от посланника Аллаха, мир ему (хадис мурсаль, Зухри из табиин): Посланник Аллаха поднимал руки в дуа на уровни груди, затем протирал ими лицо. Абдурраззак сказал, что видел, как Муаммар, так и делал, и он так делает.[26]
Это хадис мурсаль – достоверный, является доказательством для большинства ученых, кроме аш-Шафиий и некоторых ученых хадиса, если он не усилен другими доказательствами.
Переданное от сподвижников и имамов:
Бухари приводит в «Адабу муфрад» от Вахба Абу Наима, что Омар и Ибн Зубейр делали дуа поднимая руки, затем протирая ими лицо.[27]
Абдурраззак в своем сборнике: от Яхья бин саида, что так делал Ибн Омара. Также, люди приводят, что так делали сахаба и табиин, чтобы спрошенное и благословение осталось с ними. Абдурраззак сказал, что так делал Муаммар.[28]
Так же Абу Дауд передает от Айши, да будет доволен ею Аллаха, что посланник Аллаха, мир ему, когда ложился спать, читал суры Ихляс, Фалак и Насс, затем дул в ладони и протирал ими лицо.
Даже если мы скажем, что в этом вопросе приводится один слабый хадисы, мы знаем. Что слабые хадисы используются как доказательства в дополнительных и желательных делах. Это единогласная позиция ученых фикха, как сказал имам Навави в «Сорок хадисов».
Как мы видим, в этом вопросе есть разнообразие, широта выбора, поэтому, не следует спорить, порицать, тратить время на разногласия в нем. Это вопрос относится к второстепенным деталям дуа, в котором мусульмане находят широту сунны Пророка и праведных имамов, мир им и благословение.
Четвертое: Относительно коллективного дуа (мольбы)
Коллективный дуа совершаеться тем, что имам или другой человек, после завершения обязательной молитвы просит Всевышнего Аллаха вслух, и остальные подтверждают его просьбы словом «Амин».
Аль-Манави в «Файдуль кадир», 1/566, сказал: «Аят «Муса воззвал… Аллах ответил: “Услышана молитва обоих», (10/88-89), указывает на то, что пророк Муса просил Аллаха, а Харун подтверждал его просьбу словом Амин».
Также, правильность этой формы дуа подтверждается хадисами, некоторые из которых привел Ибн Касир в Тафсире, 1/52.
Ибн Маджа: «Иудеи больше всего завидовали вам из-за «Селям» и «Амин»». Также он приводит от Ибн Аббаса похожий хадис, в котором: «Как можно чаще говорите Амин». Также Ибн Мардавих приводит от Абу Хурейры…
В «аль-Маталибу аль-алия», 4/77: Хадис от Анаса ибн Малика: «Мне даны три вещи, молитва рядами, приветствие словом Салям, и это приветствие обитателей рая, и слово Амин…».
Также у Дейлеми, 2/255, от Ибн Аббаса: «Кто просит в дуа и кто подтверждает словом Амин равны в награде…».
У ат-Табарани в Муаджам, 4/21: «Если группа соберется, некоторые просят в мольбе, а остальные подтверждают словом Амин, им обязательно будет отвечено». Аль-Хайасами в Муджмуа аз-заваид, 10/266, сказал: хороший хадис.
Там же, 9/497, приводиться что Саада ибн Аби Ваккаса, перед битвой просил в дуа, а Абдуллах ибн Джахш подтверждал словом Амин. Привел его ат-Табарани. Также аль-Хаким, 2/86, и сказал: Достоверный.
Также ханифитский ученый, аз-Зейлаи привел хадисы на этот вопрос в аль-Кешшаф, 1/187, от Ибн Аббаса. В этом хадисе идет речь о делегации христиан Наджрана.
Также, Ибн Аби Шейба, 7/177, и Ибн Саада в Табакъат, 7/109 приводят хадис подтверждающий этот вопрос.
Из ученых, которые считали правильным коллективное дуа после обязательных молитв – шафиитский и ханбалитский мазхабы. Это одно из мнений ханифитского и маликитского мазхаба. Другие ханифиты и маликиты сказали, что это нежелательно. Можно смотреть в «Татар-хания», в «Фатава Бурхануддин» и «аль-Къунья».
Мубаракфури в «Тухфату аль-ахвази», 2/170, сказал: «Ученые хадиса разошлись по этому вопросу, некоторые разрешили, другие запретили». Затем он привел доказательство правильности и поддержал это мнение.
В известной Кувейтской энциклопедии исламского фикха, 1/116-117, сказано: Ибн Арафа из маликитов разрешил это, и отрицал разногласия по нежелательности. Также, правильность коллективного дуа после обязательной молитвы подтвердил другой маликитский имам, Аби махди аль-Гарбини.
От Малика передают нежелательность, из страха возникновения гордыни имама или тщеславия[29].
Ан-Навави, шафиитский имам, в аль-Маджмуа, 3/452, сказал, что после всех обязательных молитв, желательно имаму поворачиваться к остальным и делать дуа. Также этот вопрос разбирали Ибн Хаджр в его фатвах, 1/158, и другие.
Из ханбалитов, пришло в «Кешфу аль-канаа», 1/367, что это желательно всех обязательных молитв имаму делать дуа. И подтверждение Амин, приближает ответ на мольбу. Также пришло в «Маталибу улю ан-нуха», 1/471.
Заключение
В этой короткой статье, я постарался ознакомить читателя с некоторыми деталями и правилами дуа. Здесь рассматривались вопросы связанные с дуа, такие как поднятие рук в дуа и протиранием лица после дуа, проведение дуа после саляма завершающего обязательную молитву и коллективный дуа имама, когда остальные молящие подтверждают просьбы словом Амин. Мы видим, что эти детали относятся к области иджтихада, в которой ученые могут прийти к нескольким толкованиям и мнениям. Отсюда, мусульмане должны быть мягкими друг с другом в этом, прекратить упорные споры и обвинения, отказаться от навязывания личных мнений. Аллах лучше знает.
Арифов Сейран Осман оглы
Источники:
Сборники хадисов.
Имам Ибн Хаджр. «Фатхуль бари».
Статья шейха Абдульфаттаха ибн Салиха аль-Яфиий.
Имам Ас-Суюти. «Фадду ад-дуа».
Имам Абдульфаттах Абу Гъудда. «Ар-Расаиль ас-саляса».
[1] Ибн Таймия. Маджмуа аль-фатава. 22/216. 2/512. Ибн Кайм. Аль-Хадий. 1/305. 4/247.
[2] Абу Гъудда. Ар-Расаиль ас-саляса. С. 66.
[3] Абу Дауд. Ан-Насаий. Сказал: достоверный. Ибн Хиббан. Аль-Хаким.
[4] Ахмад. Ат-Тирмизи. Ан-Насаий. Аль-Хаким сказал: достоверный.
[5] Абу Дауд. Ан-Насаий.
[6] Ан-Насаий. Ибн Хиббан сказал: достоверный.
[7] Ибн Хаджр. «Фетхуль бари», 11/133.
[8] аль-Мабаркфури. «Тухфату аль-ахвази». 2/169.
[9] 1/507.
[10] Низамуддин Барнахабури. 5/318.
[11] Шихабуддин Нифрави. 2/330.
[12] 2/335.
[13] 1/281.
[14] 1/137.
[15] Навави. 1/370.
[16] 1/208.
[17] Хадис Абу Дауда и Ибн Маджа.
[18] 1/449.
[19] Мухаммад Сафарини. 2/516.
[20] 2/219.
[21] 5/131.
[22] 4/427.
[23] 2/79.
[24] 12/323.
[25] 10/263.
[26] 2/247.
[27] Стр.214.
[28] 2/252.
[29] Аль-Фаваких ад-давани. 1/214.