12112024Важное:

Борода – обязательно, желательно или дозволено?

Дорогой брат мусульман, споры по бороде должен быть в конце списка вопросов интересующих мусульман, и его давно пора закрыть. Но…

Прочитай эту статью и забудь об этом вопросе, который никак не изменит очень плачевное положение современных мусульман. И если кто-то будет спорить с тобой, то знай, что Аллах распределил разумность также, как и пищу или материальное состояние.

Начнем с того, что отпускать бороду было обычаем во многих культурах. Ислам не принес этого обычая, но определил отношение к нему. И положение мужской бороды не однозначно в шариате, о чем мы здесь и поговорим.

Многие ученые ханифитского, маликитского, ханбалитского мазхабов, и некоторые шафииты, запрещали сбривать бороду. Но это не значить, что это такой же большой грех, как например распитие алкоголя или воровство. Большинство шафиитов и некоторые маликиты считали это нежелательным. Это мнение поддержали многие современники, к примеру шейх Юсуф Карадави.

Некоторые поздние ханифиты считали желательным отпускать бороду, и не обязывали этого. Это мнение предпочитали такие современники как бывший шейх аль-Азхараи муфтий Египта Джадуль-Хакъ Али.

Некоторые современные ученые сказали, что борода — это обычай, не предписанный в религии. Например, шейх аль-Азхара Махмуд Шалтут, шейх Мухаммад Захра, и другие. Да смилостивиться Аллах над всеми учеными ислама!

Норма в шариате

Ученые фикха уделяли этому вопросу очень мало внимания и написано в книгах фикха минимум. Ученые не видели вообще нужды писать о бороде, потому что отпускание бороды было всеобщим обычаем, и не только для мусульман.  В мусульманском обществе в принципе носили бороду как обычай, а не религиозное предписание. Большинство ранних ученых трех мазхабов, и некоторые из шафиитов, как уже сказано, считали отпускание бороды обязательным (ваджиб) а сбривание её запрещенным. Но в шафиитском мазхабе, основным мнением было нежелательность сбривания, как сказали имамы шафиитов – ан-Навави и ар-Рифаий, и поздние шафииты, как Ибн Хаджр Хайтами, поддержали это мнение. Смотри слова ар-Ремли в Фетвах Ибн Хаджра[1]. 4/69. Также, о нежелательности сбривать бороду в шафиитском мазхабе сказал аль-Буджейри в книге «Шехадат».Кадий Ияд в комментарии к Муслиму писал: «Нежелательно сбривать или обрезать бороду, а взять что-то в длине или ширине одобряется»[2].  1/154.

Также, ид-Димьяти в «Ианату талибин» писал: Аль-Газали, шейху ислам Закария аль-Ансарий, Ибн Хаджр в Тухфа, также ар-Ремли, аль-Хатиб Шарбини и другие, сказали, что сбривать бороду нежелательно[3]. 2/240.

Многие современные ученые фикха, в принципе держаться одного из этих мнений. Некоторые современные шейхи, в первую очередь проповедники современного «салафитского направления» чрезмерно строго говорили о бороде и запрете её сбривания.

И здесь, будет полезным обратиться к разъяснениям шейха Джадуль-Хакъ.

Он отмечал, что вопрос бороды – второстепенный и частный, и вызвал слишком много споров и разногласий среди современников. Некоторые отнеслись к нему крайне завышено, используя как признак веры, отличающий благочестивого верующего от неверующего. Истина в том, что ученые единогласно требуют отпускать бороду и не брить её, потому что посланник Аллаха, мир ему и благословение отпускал её и не сбривал. Он следил за чистотой бороды, расчесывал её, приводил в порядок и выравнивал так, чтобы она гармонировала с овалом лица и общим внешним видом. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах следовали его примеру. В хадисах поощряется отпускать бороду, заботиться о её чистоте и порядке, также как поощряется использовать зубочистку мисвак, подстригать ногти, удалять волосы с подмышек и интимных мест, полоскать рот и нос. Отсюда, ученые единогласны в том, что шариат требует отпускать бороду и заботиться от неё, но они разошлись в какой мере это обязательно.

Одни сказали это обязательно, опираясь на хадис Бухари от Ибн Омара и хадис Муслима от Ибн Омара: «Отличайтесь от многобожников, отпускайте бороду и сбривайте усы».

Другие сказали это сунна, соблюдение её вознаграждается и оставление нежелательно, и не наказуемо. Они опирались на хадис Муслима от Айши: «Десять вещей являются естественными (фитра): подстригание усов, отращивание бороды, использование сивака, промывание носа водой, подстригание ногтей, промывание между пальцами, выщипывание волос подмышками, сбривание волос с лобка и использование воды для подмывания». Мусаб сказал: «десятое забыл, думаю это полоскание рта»[4]. Муслим. 261. Абу Дауд. Ат-Тирмизи. Ан-Насаий. И др. В некоторых слабых версиях, вместо отпускания бороды пришло обрезания.

Также вспомним хадис Бухари, в котором посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Иудеи и христиане не закрашивают седину хной, отличайтесь от них и красьте волосы»[5]. Бухари. 3462. 5899. Муслим. 2103.

Также в хадисе пришло: «Отличайтесь от иудеев, они не молятся в своих сандалах или кожаных носках»[6]. Абу Дауд. 652.

В свете этих доказательств, мы видим порицаемое нововведение произошло в связи с этими спорными деталями, это гнусное нововведение раздора, вражды, нападок, обвинений в заблуждении и неверии из-за таких вопросов. Это гнусное нововведение противоречит пути сподвижников и табиин. Обязанность сохранять единство и поддерживать братство основано на ясных аятах Корана и достоверной сунне пророка Мухаммада, мир ему и благословение. И нарушать эти обязанности ради споров в таких мелочах признак заблуждения и пристрастности.

Всевышний Аллах сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь», (3/103). Также сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми», (8/46).

И если мусульманин убежден в одном мнении и следует ему, пусть Аллах вознаградит его за его усердие и искреннее намерение, но он не имеет права обвинять другого мусульманина в нечестивости или неверии, если тот убежден в другом мнении.

Если порицать и обвинять из-за этих разногласий в толковании, тогда они будут порицать сподвижников и табиин, отпускавших усы, или не окрашивали волосы, или молились без обуви (босыми), и продеться считать все это харамом и большими грехами. И так будет с другими второстепенными разногласиями.

И здесь крайне полезным будет вспомнить фетву Ибн Таймия, который разъяснил историю и обстоятельства призыва пророка Мухаммада, мир ему, отличаться от иноверцев. Эта фетва пришло в книге «Икътида сират аль-мустаким»[7]. С. 176-177. Эту фетву я приведу ниже.

В общем, ученые разошлись во мнении, как понимать предписание отличаться от иноверцев, ваджиб это или мандуб. И каждое мнение подтверждается своими аргументами. Ранние ученые единогласны что окрашивание волос не обязательно, поэтому некоторые сделали вывод, что это означает что и отпускание бороды в контексте такого же предписание не обязательно. Некоторые сподвижники окрашивали, другие не окрашивали. Приводиться что «Али ибн аби Талиб спросили о хадисе: «Закрашивайте седину и не уподобляйтесь иудеям». Он ответил: это было тогда, когда религии было мало, но сейчас она расширилась…».

Но сподвижники не брили бород, потому что это не было принято и не было такой необходимости. Ислам учит уважать принятые обычаи и соблюдать всеобщую культуру. Поэтому некоторые ученые сказали: Лучшее что можно сказать о бороде это то, что сказали о окрашивании волос, это запрет нарушать общепринятый обычай и местную культуру. Более того, что такой вопрос, в котором человек сам решает, что удобней и более приемлемо для его личных обстоятельств.

Абу Юсуфа, ученик Абу Ханифы, увидели в сандалах, подбитых гвоздиками. Ему сказали: такой и такой из ученых считают это нежелательным, потому что это уподобление монахам. Абу Юсуф ответил: Посланник Аллаха, мир ему, носил обувь с шерстью, хотя это также носили монахи.

Многие ученые считали, что часть переданного от пророка, мир ему, относиться к рекомендациям. Что касается уподобления иноверцам, то это запрещено в случае, если человек намеренно стремиться быть похожим на неверующим именно в их религиозных отличительных чертах. Другими словами, это элемент внешнего вида, по которому в обществе узнают исповедующего христианство, иудаизм или буддизм. Только в этом случае мы можем говорить о запрете. Если же речь идет о общепринятых делах, обычаях в одежде, в пище, в средствах передвижения, строительстве жилище, мебели, домашнем быте или торговле, в чем не пришел запрет, то все это дозволено. Что же касается бороды, то шариат поощряет её, и верующий будет вознаграждён по своему намерению. Сбривать её нежелательно, если на то нет уважительной причины и обстоятельств, как писал шейх Мухаммад Сейид аль-Масир, профессор университета аль-Азхар.

Шейх Абдурраззак Куттан, член совета фетв в Кувейте, отмечал, что отпускать бороду подтвержденная сунна и нежелательно её сбривать без уважительной причины. Уважительной причиной могут быть разные вещи, от болезни, до профессиональных требований или безопасности.

Снова повторим, что это второстепенный вопрос, в котором ученые фикха пришли к нескольким мнениям, одни считали ваджибом, другие сунной, кто-то считал обязательным только для пророка, и нельзя сеять вражду, ненависть, презрение или подозрения между братьями по вере из-за этого. Омар ибн Абдульазиз сказал: «Расхождения во мнениях ученых этой уммы – милость для уммы».

Что касается длины и размеров бороды, здесь не пришел конкретный текст в сунне. Борода пророка Мухаммада, мир ему, и большинства его сподвижников была большой и густой, что было обычным для того времени. Но Ибн Омар, например укорачивал её по своей ладони Ученые в разные века расходились во мнении относительно этих деталей, и они не порицали друг друга за иджтихад, и к этому вопросу позже вернемся.

Ученые разошлись также в окрашивании седины, как писал имам ат-Табари. Он отмечал, что ранние ученые расходились во мнениях также и потому, что рассматривали приказ в контексте различных обстоятельств. И они не порицали друг друга в этих расхождениях[8]. Аш-Шаукани. Нейлю аль-аутар. 1/141. Ан-Навави. Шерху Муслим. 14/80.

Кадий Ияд отмечал, что кроме ат-Табари, другие ученые также отмечали важность обычая в этом вопросе. Принято или не принято окрашивание седины мужчиной имеет значение, потому что ислам запрещает намеренно отличаться. Второй фактор, это различие седины, и если седина красивая и не портит внешний вид человека, то лучше не закрашивать её. И наоборот.

Точно также мы говорим относительно молитвы в обуви и приказа отличаться от иудеев. Никто не говорил, что молиться в обуви обязательно, но ученые были единогласны в запрете уподобляться иноверцам. Сейчас для мусульман обычай и культура — это молиться без обуви в мечетях, застланных коврами, и запрещено идти против общих норм поведения в мечети, заносить грязь на подошве и т.д.

Разные версии хадисов об удалении усов и отпускании бороды пришли достоверно, но с некоторыми лексическими отличиями, и ученые разошлись в понимании как следует практиковать эти хадисы. Некоторые, как Абу Ханифа, Зуфур, Абу юсуф, Мухаммад ибн Хасан, также как Ахмад, ученики Шафиийя, Музани, Рабиа, Маради, сказали, что усы следует сбривать полностью. Другие, как Малик, запретили полностью сбривать. Малик считал, что их нужно укорачивать и ровнять. Некоторые сказали, что усы нужно подрезать если, выходят за границы губ, это мнение Малика, ан-Навави и поздних ученых. От Ахмада передаётся, что он считал одинаково разрешенным подстричь или сбрить усы[9].  Аш-Шаукани. Нейлю аль-аутар. 1/138.

Как мы уже понимаем, необходимо различать частные примеры и общее правило. Правило это запрет уподобляться иноверцам в их религиозном внешнем виде, в поведении, в обрядах и ритуалах. И если мусульманин отличается от иноверцев, то не обязательно это должно быть в частных примерах, которые пришли в хадисах. И сподвижники это понимали. Поэтому не все они закрашивали седину, они не молились в обуви, по-разному обращались с усами.

Например, Малик передает, что Омар если гневался закручивал усы. Значить он иногда оставлял их и вырастали достаточно длинными. Поэтому шейх Махмуд Шалтут сказал, если бы мы запрещали буквально все, в чем мы уподобляемся иноверцам, мы должны были бы запретить бороду, потому что в современном христианском мире, это отличительная черта монахов и священников. Или должны были бы запретить шляпу. Но эти вопросы давно не связаны с религией, с понятиями греховности, веры или неверия. Многие вопросы внешнего вида, одежды и подобного, относиться к вопросу обычаев и культуры. Что считают мусульмане одобряемым то одобряемо, что же нарушает общепринятый обычай, то считается нежелательным[10]. Фетвы Махмуда Шалтута. С. 129. Конечно, здесь не рассматриваться однозначно подтвержденные обязанности или запреты шариата.

 

Относительно того как отпускать бороду и заботиться о ней:

Аль-Баджи в толковании хадисов аль-Муватта: Ибн Къасим передает от имама Малика: «Нет ничего предосудительного в том, что забирать от бороды торчащие в стороны или отделяется. Его спросили: «А если она выросла очень длинной? Он ответил: Я считаю, что нужно её подстригать и брать, когда слишком длинная.

Передается что Ибн Омар и Абу Хурейра брали от бороды то, что больше захвата ладони»[11].  Аль-Баджи. Аль-Мунтакъа. 4/367. Абу Дауд передает, что Ибн Омар отрезал от бороды то, что выходило за обхват ладони. Это в принципе мнение имама Малика, как приводит аль-Биджи. И в книгах аль-Халляла приводиться указание, что имам Ахмад с этим согласился.

Также, подрезание и подравнивание бороды приводиться от Ибн Аббаса, у Ибн Аби Шейба и ат-Табари. Также от Салима ибн Абдуллаха в аль-Муватта, и от других праведных предшественников. Поэтому, многие доказательства подтверждают ошибочность мнения, что бороду следует отпускать вообще, сколько бы она не росла, и запрещено её ровнять или подрезать. Это мнение ошибочное и противоречит практике сподвижников и табиин.

Ибн Аби Шейба с его цепочкой передает, что Али ибн аби талиб, да будет доволен им Аллах, подстригал и равнял свою бороду. Также передается от Ибн Тавуса, от его отца. И он не считал это обязательным. Хасан аль-Басри сказал, что предшественники разрешали убирать то, что больше захвата ладони. Также, разрешение подстригать длинную бороду передают от Вакиа, от Аби Хъиляла, от Хасана аль-Басри и Ибн Сирина.

Даже в Саудовской стране, один из ученых, ад-Дибьян написал объективное исследование в вопросе бороды, где доказал, что мнение о строгом запрете укорачивать и подстригать бороду это современное новшеством, неизвестное первым мусульманам.

В некоторых книгах аль-Халляла, ханбалитского ученого, приводиться, что Ахмада спросили о подстригании и укорачивании бороды, и он ответил, что Ибн Омар это делал, как будто это его мнение.

Имам Ахмад, как считает ад-Дибьян, не видел противоречия между приказом оставлять бороду и её укорачиванием в размере охвата ладони[12]. Ад-Дибьян. Ссылка на аль-Халлял. Аль-Вукуф. С. 129.

Другими словами, в ханбалитском мазхабе есть мнение, что запрет относиться только к полному сбриванию бороды, как писал большой ханбалитский ученый ас-Сафарини.

Также, следует отметить, что разговор о внешнем виде, в частности о бороде пророк Мухаммад, мир ему, поднял в контексте мусульманского общества, где господствуют исламские обычаи, законы и культура. Но если бы этот вопрос был задан проживающим в не мусульманском обществе, то ответ не будет однозначным. К примеру, если в этом обществе мусульмане угнетаемое и преследуемое меньшинство, и они выделяются бородой, будет ли сбривание бороды грехом? Ответ нет.

В одной из фетв Ибн Таймия сказал: «Если мусульманине находиться в положении слабых (мустадафин), не имеют гарантий безопасности, они не обязаны отличаться внешним видом от иноверцев, в том числе бороды». Ибн Таймия сказал, что мы должны разделять положение мусульман, силу ислама и влияние мусульман в том месте проживания мусульманина. Например, если мусульманин, проживает в стране иноверцев где он не защищен, и его внешность выделяет его в обществе, что с большой вероятностью станет причиной вреда, в таком случае, ему не обязательно отличатся внешними видом от иноверцев, как пришло в хадисе. Пророк Мухаммада, мир ему, приказал сбривать усы и отпускать бороду, чтобы отличаться от иудеев и христиан только после переселения в Медину. В Медине ислам был государственной религией, была обеспечена безопасность мусульман. Эти хадисы были сказаны после того, как Всевышний предписал начать вооруженное сопротивление агрессии мекканских многобожников, мусульмане одержали победы над мекканцами, заключили худейбийский договор с мекканцами, означавший признания ими государства ислама в Медине, и уже после того, как подданные не мусульмане платили джизью, налог за защиту мусульман.[13] Цит. Ибн Таймия. «Иктида сираталь мустаким». С. 176-177. Также эта фетва пришла в Маджмуа аль-фатава.

 

Вспомним, что мусульманин или группа мусульман, возможно целый народ, могут оказаться в особенных обстоятельствах. Например, Ибн Касир приводит что Салахуддин, освободивший Палестины, приказал своим воинам сбрить бороды и переодеться чтобы обмануть врага. Или, когда Наим ибн Масуд принял ислам, пророк Мухаммад, мир ему, приказал ему скрыть этот факт, потому что в этом была польза для ислама и проповеди ислама. И конечно скрывать свою веру намного более серьезное решение чем изменение внешнего вида. Также Всевышний Аллах в Коране упоминаем верующего из рода фараона, скрывавшего свою веру. «Некий верующий муж из рода Фараона, скрывавший свою веру, вопросил: “Неужели вы убьете мужа за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах”?», (40/28).

Вспомним, что пророк Мухаммад, мир ему, даже разрешил Мухаммаду ибн Масляму, оскорбительно высказывать о самом пророке, потому что в этом была необходимость и более весомая польза для ислама. Эти примеры также необходимо принимать во внимание и не торопиться осуждать мусульманина за то, что тебе кажется предосудительным.

Если это спорный вопрос, то порицания здесь не может быть вообще: “Нет порицания в иджтихаде”.

Третье, крайне ошибочно внушать мусульманам, что борода это строжайший фард, или что это важнейшая сунна, или от длины бороды зависит их вера, богобоязненность или понимание религии. Это одна из сотен маленьких частей сунны любимого пророка Мухаммада, мир ему,  в норме которой ученые ислама разошлись и каждый свободен следовать мнению, которое ему видится более убедительным.

И если мусульманин носит длинную бороду, с намерением проявить свое превосходство над другим, или этим он выражает свою гордыню и тщеславие, или это заставляет его смотреть с презрением на мусульманина без бороды, или он считает что он стал сильнее верой или лучше понимать религию, то он несчастный  и еще раз несчастный.

Прошу Всевышнего Аллах принять благие дела и простить ошибки, если я их совершил.

 

 



[1] 4/69.

[2] 1/154.

[3] 2/240.

[4] Муслим. 261. Абу Дауд. Ат-Тирмизи. Ан-Насаий. И др.

[5] Бухари. 3462. 5899. Муслим. 2103.

[6] Абу Дауд. 652.

[7] С. 176-177.

[8] Аш-Шаукани. Нейлю аль-аутар. 1/141. Ан-Навави. Шерху Муслим. 14/80.

[9] Аш-Шаукани. Нейлю аль-аутар. 1/138.

[10] Фетвы Махмуда Шалтута. С. 129.

[11] Аль-Баджи. Аль-Мунтакъа. 4/367.

[12] Ад-Дибьян. Ссылка на аль-Халлял. Аль-Вукуф. С. 129.

[13] Цит. Ибн Таймия. «Иктида сираталь мустаким». С. 176-177. Также эта фетва пришла в Маджмуа аль-фатава.

Print Friendly