03292024Важное:

Многочисленность хадисов… как можно ознакомиться с основой сунны?

Хадисов очень много, и если выучить Коран достаточно реально, то выучить все хадисы крайне сложно. Также, мы знаем, что хадисы многочисленны по причине множество повторений, версий и вариаций, которые передаются множеством цепочек различной степени достоверности.

Салих Ахмад Шами, один из современных исследователей хадиса, на первом этапе собрал 14 основных сборников хадисов, представляющие основу сунны. Это сахихи Бухари, Муслима, сунан Абу Дауда, Джамиу Тирмизи, сунан ан-Насаий и сунан Ибн Маджа, сунан ад-Даремий, Муватта Малика, муснад Ахмада, сахих Ибн Хузейма, сахих ибн Хиббана, мустадрак аль-Хакима, ас-сунан аль-кубра Байхаки, избранные хадисы Дияуддина аль-Макдаси.

Следует сделать важное примечание, это главные и основные источники хадисов, но не абсолютно все.

В общей сложности хадисы достигли количества 114194 = сто четырнадцать тысяч сто девяносто четыре хадиса.

Второй этап — это сокращение за счет повторяющихся хадисов в разных сборниках. Результат из 114194 исследователь пришел к 28430 = двадцать восемь тысяч четыреста тридцать хадисов.

Например, хадис «Мусульманин это тот, чей язык и рука не нанесли вреда мусульманам». Этот хадис передается от Амра ибн аль-Аса. В последнем числе мы этот хадис найдем лишь один раз. Но в первом числе он повторяется более десяти раз, один у Муслима, другой у ан-Насаий, третий у Абу Дауда, четвертый у Ахмада, и несколько передач у Бухари.

Но этот хадис, слово в слово или близкий по смыслу, мы найдем во втором числе несколько раз от разных сподвижников помимо Амра ибн аль-Аса. Мы найдем его от Абу Хурейры более чем одну передачу. Одну у Тирмизи, другую у ан-Насаий, и найдем также передачу от Анаса ибн Малика и от Джабира ибн Абдуллаха.

Исследователь сократил подобные повторения на третьем этапе, и результат был с 28430 к 3921 = три тысячи девятьсот двадцать один хадис. Конечно, подобный труд приближает человека к реальному изучению основы сунны пророка Мухаммада, мир ему и благословение.

Второе важное примечание, этот труд не охватывает такие стороны изучения сунны как фикх, понимание норм шариата. Здесь не рассматривался вопрос подтверждения одних хадисов другими, толкования и дополнения одних хадисов другими, здесь не рассматривается кажущиеся противоречия между пониманием хадисов, хадисы отмененные и отменившие, и т.д. Все это не рассматривалось в данном исследовании. Также, сюда не входили, на сколько я понимаю, хадисы сподвижников (маукуф) которые по своему смыслу, не могут быть мнением или иджтихадом сподвижников и приравниваются к хадисам пророка (марфуа).  Также, это исследование не занималось разборам хадисов по критерию – пророчество-откровение, государственно-политическое решение, судебное решение, иджтихад пророк или его личные суждения, что является важным для фикха и распознания норм шариата.

Относительно достоверности хадисов по критериям хадисоведов, как упоминается в этом исследовании, это число хадисов – достоверные, за исключением чуть более тридцати слабых хадисов и десяти спорных.

Таким образом, доктор исламских наук в области хадисов, Салих Ахмад Шами, составил «Маалиму ас-сунна ан-набавия», в три тома. Пусть Всевышний Аллах примет его труд.

 

 

Print Friendly