Вера и испытания нашей жизни
Эта жизнь, как говорили мудрецы ислама, мир испытаний, а не мир воздаяний. Поэтому, каждый человек проходит испытание, и чем ближе человек к Аллаху, тем сильнее и чаще Он его испытывает. Верующий должен знать это и быть готовым.
Вся наша жизнь вообще испытание, о чем ясно говорится в первом аяте суры Власть «чтобы испытать вас, кто из вас лучше в своих деяниях». Завершением этого испытания будет вечные сады Рая или огненная геенна Ада. Здесь же мы разъясним проблему испытаний, которыми наполнена вся наша жизнь. И как верующему относится к испытаниям, и что ему поможет на пути испытаний. Мы, не можем избежать этих испытаний, не может спрятаться от них или откупится. Значить, следует понять законы этих испытаний, смысл и что нам необходимо в пути.
Вспомним, что посланник Аллаха, мир ему, в известном хадисе сказал «Путь в Ад устлан страстями, а путь в Рай устлан колючками». В этом и заключается суть испытаний, которые, как правило, обращены к нашим человеческим страстям. И мы, в борьбе духовной, выбираем, последовать истине или страстям. В Коране Всевышний говорит о тех людях, которые следуют своим страстям, без оглядки, не смотря даже если это грех «Скажи: «Мне запрещено поклоняться тем, к кому вы взываете наряду с Аллахом». Скажи: «Я не стану потакать вашим желаниям. В противном случае я собьюсь с пути и не окажусь в числе следующих прямым путем»», (Скот 56).
Вся наша жизнь это тяжелый путь, если человек понимает, для чего создан. Неверующие, как говорит Коран, верят только в материалистическую сторону жизни, из ничего не интересует кроме этого мира. Этот интерес может принимать различные формы, и даже в некоторых случаях выдаваться за религиозность и духовность. Но это самообман, за которым ничего, кроме удовлетворения своих амбиций, желаний и мирских целей. Верующий же будет стремиться к своему Создателю, принимая все, что Он посылает. Что-то из испытаний нам понравится, что-то не понравится. В чем-то нам нужно терпение, в чем то, нельзя обольститься, и не забыть благодарить Аллаха за Его милости. Поэтому, посланник Аллаха, мир ему, сказал «Верующему во всем благо. Если случится плохое, он терпит и заслуживает вознаграждение. Если случится хорошее, он благодарен и снова вознаграждается. И такое только для верующего». В другом хадисе у Муслима, Пророк говорит «Если верующего поранит колючка или что-то большее, Аллах обязательно возвысит его за это степенью в Раю и очистит его от греха». Также, в одном из хадисов говорится «Если Аллах полюбит своего раба, то накажет его за грех в этой жизни. Если же Аллах не захочет блага своему рабу, то оставит наказание за грех на судный день». Эти хадисы разъясняют нам некоторые стороны испытаний, которые мы можем пройти в своей жизни. И не следует торопиться проявлять недовольство и гнев, когда с нами случается неприятности.
Законы испытаний говорят о том, что Аллах может испытывать как грешника, так и праведника. Как для очищения от греха, так и для воспитания и раскрытия истин. Человек, как известно, познает себя в трудные моменты, в тяжелое время. Также и общество, раскрываются его хорошие и плохие качества в тяжелое время, время испытаний. Мы не узнаем, какие мы на самом деле, пока не пройдем испытаний, а значить не будем знать, что исправлять, что очищать, с чем бороться в себе. Мусульмане испытываются не только для совершенствования духовного и идейного, но и для очищения «рядов». В Коране говорится «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов», (Паук 2-3). Если вспомнить призыв в Мекке, переселение в Медину, битву Бадр, Ухуд, Хунейн и поход на Табук, худейбийский договор, мы найдем в этих событиях множество испытаний Аллаха, которыми Аллах воспитывал мусульманскую умму. Целью этих испытаний было достижение мусульманской общиной зрелости, очищений, преданности и искренности. Только такая умма достойна счастья, победы и успеха. Только такие мусульмане способны нести ответственность за все человечество.
В Мекке мусульмане подвергались голоду, бедности, притеснениям, оскорблением и попранием прав. И когда некоторые верующие предложили взять в руки оружие и отомстить своим мучителям, Аллах послал аят «Разве ты не видел тех, кому было сказано: «Уберите руки (не пытайтесь сражаться), совершайте намаз и выплачивайте закят»», (Женщины 77). Переселение это было испытанием для многих, кто не хотел бросать свои дома, родину, близких, имущество. Это было испытанием, как для переселенцев, так и для тех, кто принимал их у себя, предоставив убежище и приют. «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение, и усердствовать своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали помощь, являются помощниками и друзьями друг другу. Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете», (Добыча 72). В Бадре, верующие оказались перед лицом превосходящего врага. Но искренность и вера в Аллаха была вознаграждена победой. Однако, после сражения, некоторые мусульмане переругались из-за добычи и её дележа. За это Аллах порицал их, что было испытанием, которое требовало воспитания. «Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику». Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими», (Добыча 1). В Ухуде некоторые мусульмане ослушались Пророка, за что потерпели поражение. Аллах разъяснил причину поражение – это стремление к мирским богатствам, и ослушание Пророка. «Аллах исполнил данное вам обещание, когда вы уничтожали их с Его дозволения, пока вы не пали духом, не стали спорить относительно приказа и не ослушались после того, как Он показал вам то, что вы любите. Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь. После этого Он заставил вас бежать от них, чтобы испытать вас. Он уже простил вас, ведь Аллах оказывает милость к верующим», (Семейство Имран 152). В Хунейне, мусульмане были уверены в своей победе, рассчитывая на свою многочисленность. «», (Покаяние 25). Они стали терпеть поражение, пока не пришла помощь Аллаха. Поход на Табук был большим испытанием для многих, которое проявило истинных верующих и лицемеров. «Те, которые веруют в Аллаха и в Последний день, не спрашивают у тебя дозволения на то, чтобы усердствовать своим имуществом и своими душами. Ведь Аллах знает богобоязненных. У тебя просят дозволения остаться дома только те, которые не веруют в Аллаха и в Последний день, сердца которых испытывают сомнение. И по причине своего сомнения они пребывают в замешательстве», (Покаяние 44-45). А трое мусульман, совершив проступок, покаялись, были наказаны и прощены. Что стало воспитательной школой для всей уммой и уроком каждому верующему. «Аллах простил и тех троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный», (Покаяние 118).
Что поможет верующему во время испытаний
Вера в Аллаха, вера Аллаху и доверие Ему. Можно даже сказать, что единобожие, это наполненность сердца верой в существование Аллаха, любовь к Нему, возвеличивание Его, страх перед Ним, и доверие Ему во всем. Коран с самого начала строит эти чувства на убеждениях. Например, когда в Коране говорится «Аллаху ведомо сокровенное на небесах и на земле, и к Нему возвращаются дела. Посему поклоняйся Ему и уповай на Него, ибо Господь твой не находится в неведении о том, что вы совершаете», (Худ 123), мы понимаем что все во власти Аллаха, Ему принадлежит тайное и явное на небесах и земле. На кого кроме Него будет рассчитывать, уповать, и надеется разумный человек?
В следующем аяте рассказывается о случае, в котором некоторые мусульмане совершили ошибку и нарушили приказ Пророка. Человек, принимает решение, которое оказывается ошибочным, и может быть приводить к плохим последствиям, как для него лично, так и для его близких или окружающих. В такие моменты, человека может охватить неуверенность, отчаяние, апатия, пассивность. Да, испытания могут быть результатом наших ошибок, моральной слабости, амбиций. «Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих», (Семейство Имран 159). В этом аяте, после совершения ошибки, Аллах дает четыре наставлении: прощение, совет, принятие решения и упование на Аллаха. Не следует отчаиваться, даже когда мы не видим выхода. Это легко на словах, но в трудные моменты, нас охватывает паника, страх, и в голову приходят нехорошие мысли об Аллахе. И мы даже можем сказать, о Аллах, почему ты нас оставил, почему не помогаешь. В такие моменты, мы ждем помощи Всевышнего. И эта помощь обязательно придет, а кто не увидит её глазами в этой жизни, то по мудрости Аллаха, получит вознаграждение после смерти. Коран говорит нам даже о трудных моментах в испытаниях пророков и посланников. «Когда же посланники приходили в отчаяние и понимали, что их сочли лжецами, к ним приходила Наша помощь, и спасались те, кого Мы хотели спасти. Наше наказание нельзя отвратить от грешных людей!», (Юсуф 110). Главное не забывать, что Всевышний не пошлет испытания большего, чем наша вера. Так, в хадисе у Ибн Маджа, Пророк, мир ему, сказал «Пророки испытываются сильнее всех, затем лучшие верующие и так далее, каждый испытывается по степени его веры. Если человек силен в своей вере становится сильнее его испытание, если он слаб, то его испытание по степени его веры. И так продолжаются испытания человека, пока не будет он идти по земле и на нем нет ни одного греха». Верующий знает, что все уже предопределено, и жизнь и смерть, и удел в этом мире и все остальное. Никто и ничто не сможет продлить нашу жизнь или сделать нас богаче. Все что мы можем сделать, и совершать правильные дела, делать нравственный выбор, стремится к довольству Аллаха. В Коране Аллах показывает нам пример верующих, которые оказались перед испытанием и трудностью, они сказали слова, которые мы не должны забывать. «Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он – наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха»», (Покаяние 51). Конечно, мы не всегда можем знать, и видеть, как придет помощь Аллаха, естественным образом или чудом. Но Ибрагим не сомневался, что Аллах не оставит его, когда его подвели к огню и готовились бросить в него. Аллах сказал огню «Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима (Авраама) прохладой и спасением!»», (Пророки 69). Ибрагим победил своих врагов, не смотря на их козни.
Когда Юсуф был выброшен своими родными братьями, его отец плакал от горя, но верил в помощь Аллаха. И прошли годы, когда Юсуф был испытан ещё не раз. Но он проходил эти испытания, как рассказывает нам Коран, с верой в Аллаха и упованием на Него. «Он сказал: «Господи! Темница мне милее того, к чему меня призывают. Если Ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд». Господь ответил на его мольбу и отвратил от него их козни. Воистину, Он – Слышащий, Знающий», (Юсуф 33-34). И чем завершается его история? Победой. Он становится высокопоставленным министром, обладателем власти. И после всех трудностей, он снова собирается с родителями и любимым братом. А старшие братья, покаялись, когда стояли перед ним, признавая, что Аллах его возвысил.
А мать Мусы, понимала, что не может спасти её новорожденного младенца от солдат фараона, но веря в мудрость и замысел Аллаха, он положила его в сундук и оставила его плыть по реке. Что она знала? «Мы внушили матери Мусы (Моисея): «Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников»», (Рассказы 7).Она не знала, что его найдут, и принесут во дворец фараона, она не знала, что он откажется от молока всех дворцовых кормилиц, она не знала, что его увидит родственница, которая посоветует нанять именно её для кормления Мусы. Она не знала, что жена фараона найдет слова и аргументы, чтобы убедить этого тирана не убивать его и оставить на воспитании в его же дворце. «», (Рассказы 8). Пройдет несколько лет, и Аллах, ещё много раз поможет Мусе, и, в конце концов, этот пророк выведет свой некогда малый и порабощенный народ из Египта, а фараон и вся его свита, армия, сила, будут утоплены в море и сгинут. Муса победил фараона, который заявлял права на божественность. Мы не знаем, кто сегодня этот Муса, мы не знаем, каким образом Аллах погубит очередного фараона, и возможно новый Муса, уже растет во дворце этих фараонов. Пусть это и не пророк, но это замысел Аллаха.
В завершении смысла испытаний Аллаха, следует вспомнить историю Зулькарнейна, великого правителя и полководца. Он понимал, что пассивность и апатия, бездействие и пессимизм, никак не помогут во время испытаний. Народу было послано испытание – нападение Йаджужа и Маджужа . Когда этот слабый духом и безвольный народ, которым владела лень и моральный упадок, попросили защитить их от нападений Йаджужа и Маджужа, он не стал строить им стену, но организовал их, распределил задачи и призвал им самим, с его помощью, вершить свою судьбу. Они вместе построили стену, защитившую их от опасности и врагов. «Они сказали: «О Зуль Карнейн! Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог) распространяют на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними преграду?». Он сказал: «То, чем наделил меня мой Господь, лучше этого. Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду». Подайте мне куски железа». Заполнив пространство между двумя склонами, он сказал: «Раздувайте!». Когда они стали красными, словно огонь, он сказал: «Принесите мне расплавленную медь, чтобы я вылил ее на него». Они (племена Йаджудж и Маджудж) не смогли забраться на нее и не смогли пробить в ней дыру. Он сказал: «Это – милость от моего Господа! Когда же исполнится обещание моего Господа, Он сровняет ее с землей. Обещание моего Господа является истиной»», (Пещера 94-98). Вот верующий проходит испытание, и получает помощь Аллаха.