Межконфессиональный диалог на примере принятия пророком Мухаммадом делегации христиан Наджрана
Проблема межконфессионального диалога актуальна сегодня, также как во все времена. Мы должны понимать, что существование этого диалога жизненно необходимо. Сегодня, прежде чем перейти к результативному диалогу, необходимо преодолеть множество стереотипов, как среди мусульман, так и среди христиан или других сторон этого диалога. Необходимо прийти к осознанию важности добрососедства, и пониманию опасности фанатизма, ненависти и вражды по религиозному или этническому признаку.
Одновременно с этим, мы не можем забывать, что как правило, препятствием плодотворного диалога являются действия третьей стороны, которая не верит не в ислам, не в христианство не в иную веру. Этой стороной может быть кто угодно, но цели её всегда низменные и алчны. А средства это провокации, стравливание, ложь, манипуляции и идеологии вражды и нетерпимости.
Когда мы говорим о межконфессиональных отношениях, можно выделить три сферы. Но это не означает, что других сфер нет. Этими сферами видится религиозная (богословская) дискуссия, сфера отношений между государствами или между властью и гражданами, сфера чисто человеческих, бытовых и житейских отношений. Эти три сферы взаимоотношений между Мухаммадом и христианами имели различия и свои особенности. В одной сфере он выступал как пророк, в другой как правитель государства, в третьей как обычный человек. Следовательно, нормы шариата делятся на три категории в соответствие этим трем сферам.
Например, в бытовой жизни, мусульмане обязаны справедливо и добродушно относится к людям Писания, что подтверждается множество аятов Корана и хадисов Пророка, в которых говорится об отношении к людям вообще, к христианам в частности, или например, когда идет речь о таких категориях как родственники или соседи, даже если они иноверцы. «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками», (Испытуемая 8-9). Милосердие, великодушие, щедрость, справедливость, взаимопомощь и сострадание, это некоторые из принципов, которым мусульмане должны руководствоваться в таких взаимоотношениях.
Что касается богословских дискуссий, в Коране мусульманам приказано вести спор с мудростью, соблюдая этику и аргументируя свои заявления самыми сильными доводами. «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом», (Пчелы 125). Если же спор выходит за рамки уважительного обмена мнениями и доказательствами, тогда Коран приказывает прекратить его и оставить оппонента в мире. Диалог в этой сфере в конечном итоге должен привести одну из сторон к принятию мнения второй стороны, либо обе стороны остаются на своем. И здесь маловероятно компромиссная позиция, которая бы удовлетворяла бы обе стороны.
Третья сфера регулируется принципами шариатской политики, норм мира и войны, интересов уммы, государств, общин, отношений власти и народа и т.д. Когда мы разделяем эти три сферы, конечно, это не означает, что они не пересекаются. Так, встречи пророка Мухаммада с христианами Наджрана является одним из примеров того, как мусульмане должны строить свои отношения с иноверцами в различных сферах взаимоотношений. Также следует отметить, что как правило, следует разделять эти сферы, в противном случае последствия будут разрушительными для всех. Доброе отношение к соседу не должно обуславливаться тем, примет ли он мою точку зрения или нет в религиозной дискуссии. Справедливость в отношении между властью (мусульманской или христианской) и гражданами, исповедующими иною веру, не может приноситься в жертву ради временных материальных и политических интересов государства. Так, пророк Мухаммад, будучи правителем Медины говорил «Кто поступит несправедливо с зиммием (иноверцем, находящимся под покровительством мусульманского государства), против того я буду судиться в день Великого Суда». Когда же он отправлял группу мусульман в христианскую Эфиопию, он сказал «Отправляйтесь в эту страну, потому что там правит Негус, и он проявляет справедливость ко всем».
Немаловажным фактором успешных взаимоотношений является и то, кто выступает стороной в таких взаимоотношениях. В определенном случае это может быть обычный человек, представляющий то или иное вероисповедание. Какое воспитание у этого человека, сознательность, мировоззрение, отношение к другому человеку и его вере. В иных случаях этой стороной должны выступать ученые и богословы, которые обладают глубокими знаниями культурой. Например, имам Газали говорил, что не следует вступать в спор с представителем иной веры, если ты знаешь об этой вере меньше чем самый большой ученый у них. В третьем случае, сторонами могут выступать представители власти, представители общин, политики, дипломаты, известные общественные деятели и т.д.
Пример межконфессиональных отношений на примере встреч пророка Мухаммада и делегации христиан Наджрана
Большинство христиан Аравии проживали в местности, называемой Наджраном. Наджран – обширная территория, которая располагается на расстоянии семи переходов от Мекки в направлении Йемена. В Наджране находилось семьдесят три селения, а добраться туда быстрым ходом всадник мог за один день. Люди, жившие там, могли выставить сто тысяч бойцов и исповедовали христианство.
Первая важная встреча Мухаммада с христианскими церковнослужителями произошла 1-м году хиджры. Вторая, встреча была в 9-м году хиджры (что соответствует 631 н.э.), за несколько лет до его смерти.[1]
Первая встреча. 1-й год хиджры
Пророк Мухаммад рассылал в различные государства и их правителям официальные письма с призывом принять ислам. Среди них было два приглашения, отличавшихся от других, которые были посланы в Наджран с Халидом ибн Валидом и Али ибн Талибом.
В то время религиозная жизнь христиан Наджрана отличалась четкой организацией. До прихода ислама этот город посещали даже иностранные ученые. Среди них был, к примеру, итальянский священник Грегентиус, который углубил их познания в религии. Византийцы награждали некоторых из христианских ученых Наджрана за их заслуги в распространении веры и постижении богословских знаний. Приводится, что для служения Абу Хариса бин Алькама, который славился большими познаниями в христианстве, византийцы даже построили в Наджране несколько церквей.[2]После того, как ним пришло первое послание от пророка Мухаммада, они провели широкое собрание, в котором обсуждали этот призыв.
Принявших ислам было очень мало, но христиане Наджрана заинтересовались этим посланием. После этого Мухаммад направил к ним Мугира ибн Шубу, для разъяснения исламского учения. После бесед с Мугирой христиане Наджрана решили послать группу жителей с визитом к Пророку.
Делегация из Наджрана, состоявшая из шестидесяти человек, приехала в Медину в девятом году хиджры. Двадцать четыре человека из них являлись представителями знати, а трое относились к числу правителей Наджрана. Один из них по имени Абд аль-Масих являлся акибом [3]и занимался делами управления. Второго звали аль-Айхам. Он был сеййидом[4]и занимался вопросами культуры и политики. Третий был епископом и являлся религиозным и духовным лидером. Его звали Абу Хариса бин Алькама. Они были размещены рядом с мечетью пророка. Пророк даже распорядился, чтобы тент для них натянули мусульмане.
Дискуссия: Они пришли в простой одежде путников. Тогда Мухаммад их принял, и они начали беседу по вопросам веры, сущности Исы и пророчеств. Из того что было в этой дискуссии передается, что на первой встречи они сказали: мы были мусульманами до вас. На это пророк Мухаммад начал разъяснять им ислам и призывать их. Они отказались принимать ислам, тогда он сказал им: «Три вещи не дают вам принять ислам, это ваше поклонению кресту, употребление в пищу свинину и вера в то, что у Аллаха есть сын». Дискуссия продолжалась, и как приводится, спор затронул три вопроса, является ли Иса сам Аллахом, или сыном Аллаха или же он один из Трех.[5] Между ними завязался горячий спор. Они привели свои аргументы, на которые пророк Мухаммад дал ответы.
В конце концов, они вернулись в Наджран, пообещав, что рассмотрят предложение пророка Мухаммада и обсудят это с остальными влиятельными и уважаемыми людьми своего народа.
Вторая встреча. 9-й год хиджры.
Пророк Мухаммад направил к ним письмо. В нем говорилось: «Именем Господа Ибрахима, Исхака и Йакуба, от Мухаммада пророка и посланника, к священнослужителям и народу Наджрана. Я призываю вас к поклонению Аллаха, вместо поклонения рабам, я призываю вас сделать своим покровителем Аллаха вместо покровительства рабов. Если вы примите это, я восхвалю Господа Ибрагима, Исхака и Йакубы. А если откажетесь, тогда с вас будет взиматься джизья (налог за защиту), но если откажетесь и от этого, тогда вам будет объявлена война».[6]
Во главе второй делегации были как ученые люди, так и вожди. Среди них был Шурахбиль бин Видаа Хамадани, Абдулла бин Шурахбиль Асбахи, Джаббар бин Файд Харисий.[7]
Они пришли в шелковых одеждах, с золотыми украшениями и богатым убранством. Пророк Мухаммад не захотел общаться с ним. Они спросили у Османа ибн Аффана: может быть нам уехать, и нет смысла ждать. Ведь когда мы пришли к нему, он не захотел с нами говорить. Осман спросил Али бин Талиба, что он об этом думает. Али посоветовал им надеть скромную одежду, в которой они совершали свой путь. Очевидно, что пророк Мухаммад не захотел говорить с ними, потому что видел высокомерие, упрямство и бахвальство в настроении делегатов. В таком случае не было смысла вести диалог и обсуждать вопросы веры и признания пророка.
На встрече между ними завязался горячий спор. Они привели свои аргументы, на которые пророк Мухаммад дал ответы.
Тогда сказали: ты оскорбляешь нашего господина (т.е. Иса), потому что говоришь, что он раб. На это Мухаммад сказал: да, так и есть, он раб и посланник Аллаха, и слово, которое Аллах дал невинной и девственной Марии. Тогда они разгневались и сказали: Как может родиться человек без отца, если ты правдив, то покажи нам подобное. Тогда был ниспослан аят:
“Поистине, подобием Исы пред Аллахом (являлся) Адам: Он создал его из праха, после чего сказал ему: “Будь”, – и он возник. ~ Истина – от Господа твоего, так не будь же (одним) из сомневающихся, а тому, кто станет спорить с тобой о нем после того, как пришло к тебе знание, скажи: “Давайте позовем наших сыновей и ваших, ваших женщин и наших женщин, нас самих и вас самих, а потом обратимся (к Аллаху) с мольбами и призовем проклятие Аллаха на лжецов!” (“Семейство Имрана”, 59-61).
Утром Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им, кем был Иса, сын Марйам, с учетом того, что говорилось в ниспосланных ему священных аятах, и больше в этот день с ними не встречался, предоставив им возможность поразмыслить о том, что он сказал им, однако они отказались согласиться с тем, что им было сказано относительно Исы.[8]
Когда же они отвергли и это, Мухаммад призывал их к последнему аргументу: мубахаля. (совместная мольба, в которой все стороны проклинают несправедливую сторону в этом споре)
Сам Мухаммад вышел вперед, прикрыв аль-Хасана и аль-Хусайна полами своей одежды, тогда как Фатима, да будет доволен ею Аллах, шла сзади. Увидев, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, настроен весьма серьезно и готов сделать то, о чем говорит, они отошли в сторону и стали совещаться, и все акибы и сеййиды говорили друг другу: “Не делай этого, ибо, клянусь Аллахом, если он действительно пророк, а мы станем призывать друг на друга проклятия, то не преуспеем ни мы, ни наши потомки, и не останется на земле от нас ничего!” В конце концов они решили, что следует принять условия Мухаммада, после чего пришли к нему и сказали: “Поистине, мы дадим тебе то, чего ты требуешь”, – и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, договорился с ними о том, что они будут выплачивать джизью, и заключил с ними мир, по условиям которого они должны были доставлять ему две тысячи одежд в год, одну из которых в месяце раджаб, а другую – в месяце сафар, присовокупляя к каждой одежде одну укийю золота. Взамен посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, гарантировал им защиту Аллаха и защиту Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и предоставил полную свободу вероисповедания, вручив им грамоту, где все это было зафиксировано письменно. Кроме того, они попросили, чтобы Мухаммад, послал с ними надежного человека, и он отправил с ними доверенного этой общины Абу Убайду бин аль-Джарраха, да будет доволен им Аллах, чтобы он собирал денежные средства в соответствии с заключенным договором.[9]
Происходившее было первым случаем мирного диалога между мусульманами и христианами, и впервые христиане молились в священной мечети Пророка, в Медине.[10]
После этого ислам стал распространяться среди жителей Наджрана. Сообщается, что сеййид и акиб приняли ислам после возвращения в Наджран и что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к ним Али, да будет доволен им Аллах, для того, чтобы он доставил ему собранные закят и джизья, между тем известно, что закят взимается только с мусульман.
Христиане из Наджрана были первым христианским сообществом, с которым Пророк заключил соглашение о подушном налоге – джизья. Эта договоренность стала начальным шагом на пути к дальнейшему развитию взаимоотношений.
[1] «Сира набавия», Ибн Касир. Том 4, стр. 89-95. Изд. Китаб араби. Бейрут. 1999.”Фатх аль-Бари”, 8/94-95; “Зад аль-ма‘ад”, 3/38-41.
Сообщения о посещении Медины делегацией из Наджрана во многом отличаются друг от друга, и некоторые исследователи даже склоняются к тому, что делегация оттуда приезжала к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, дважды.
[2] «Тербия сиясия фи сира набавия», Мунир Гадбан. Стр. 543.
[3] Акиб – наместник.
[4] Сеййид – господин.
[5] Житие Пророка, Сафир ар-Рахман аль-Мубаракфури. Стр. 579. Изд. Умма. 2008. «Сира набавия», Абу Шухба. 2 том, стр. 547. «Сира набавия», Ибн Хишам. 1 том, стр. 162-164.
[6] «Бидая уа нихая», Ибн Касир. 5 том, стр. 48. «Даляиль набавия», Байхаки. 5/383.
[7] «Сира набавия», Ибн Хишам. 1/22.
[8] Тафсир Кураниль азим. Ибн Касир. 1 том, стр. 368-369.
[9] Сборник Бухари. Раздел Достоинства сподвижников. Номер хадиса 3745. «Сира набавия», Абу Шухба. 2 том, стр. 547.
[10] На основании этого примера многие ученые исламского фикха считают разрешенным впускать христиан в мечети и проводить им свою молитву в мечети.