Зульм – несправедливость
Как мы знаем, в Коране Аллах учит нас тому, что люди делятся на две категории. Во многих аятах Аллах говорит о том, что люди в этой жизни, и окончательно в жизни будущей будут двух категорий. Первые это те, кого любит Аллах, это те которые близки к Аллаху, это те, кем доволен Аллах, кому Аллах дает свою милость, Свое благословение в этой жизни и жизни будущей. Они будут с Пророками, с праведниками, они будут награждены Аллахом, возможностью смотреть на Аллаха, то есть лицезреть Аллаха. Они будут поселены Аллахом навсегда в райских садах, приготовленных Всевышним Аллахом для своих любимых рабов.
Вторые, это те, над кем гнев Аллаха. Это те, по отношению к кому, есть вражда и ненависть Аллаха. Это не верующие, предатели и изменники, нечестивцы, и тому подобные люди. Конечно же, с этими людьми не будет ни помощи, ни благословения, ни милости Аллаха, ни в этой жизни, ни в жизни будущей.
Чтобы эти слова не оставались для нас теорией, чтобы это не было лишь философскими рассуждениями, о том, что есть люди, которых Аллах любит и которых Аллах не любит, мы должны изучать Коран и сунну Пророка. И должны узнать, какие причины приводят к любви Аллаха, а какие причины отдаляют от Аллаха, и приводят к Его гневу.
Одна из основных причин, и можно сказать главная причина любви или не любви Аллаха, это справедливость и несправедливость.
Вся наша религия построена на справедливости, и весь мир построен на справедливости. Небеса стоят на справедливости. Земля существует и сотворена на справедливости. Вся Вселенная существует, живет на справедливости. И любое нарушение этого порядка является зульмом, то есть несправедливостью. Это приводит к нарушениям, к бедам, приводит к различным разрушениям, катаклизмам, и тому подобному. То же самое и человеческое общество и вся Вселенная. Начиная от нейтрона, протона в молекулах и в атоме, и заканчивая созвездиями и звездными системами, все в мире построено на справедливости Аллаха. Мы иногда творим справедливость и придерживаемся ее, а иногда творим зульм, то есть несправедливость. Совершаем различные притеснения, угнетения, и тем самым нарушаем порядок Аллаха. Это и приводит к разным бедам, несчастьям, катаклизмам и тому подобное.
И здесь должны быть крайне осторожны. Мы должны бояться наказания Аллаха, ведь Аллах настолько могущественен, что никто и ничто не способно остановить его наказания, если Он его пошлет.
Посмотрите сегодня, самые современные страны, имеющие самые лучшие, самые современные технологии предупреждения природных катаклизмов, принимают все меры. Мы видим, как за последние несколько лет прошлись различные потопы, цунами, землетрясения, пожары, как по Соединенным Штатам, западной Европе, Азии и другим странам. И эти самые сильные, самые богатые и развитые страны ничего с ними не смогли поделать. Абсолютно ничего не могли с этим поделать, хотя у них настолько развиты всякие технологии, и накоплено так много знаний, и есть столько техники, средств предупреждения и прогнозирования этих природных катаклизмов, которые посылаются Аллахом. Они не смогли этого не предупредить, не предотвратить, и не смогли предотвратить огромные жертвы, как человеческие, так и материальные разрушения, и тому подобное.
Это было и в Европе, и в Америке, и это повторяется каждый год. Аллах посылает это, показывает человеку, насколько слаб и насколько он беззащитен. И насколько могущественен Аллах, и как человек слаб по сравнению с волей и могуществом Аллаха. И последний пример, это то, что произошло в Японии, одна из самых развитых стран мира. Они не смогли предупредить, предотвратить и тем более остановить все это. Мы видим, что там десятки тысяч погибших, десятки тысяч пропавших без вести, и тому подобное. Насколько человек слаб.
Они строят дома, дороги, инфраструктуру, специально для своего региона. Для региона, в котором очень часто бывают землетрясения. Но мы видим, что это им абсолютно не помогает.
Странно, что когда некоторые читают рассказы из Корана о том, как Аллах губил целые народы и мы удивляемся и думаем, как это возможно? Пример этому то, что Аллах посылает небольшое землетрясение, которое приводит к цунами, и мы видим как целая страна, одна из самых богатых и развитых, ничего с этим не может поделать. Миллионы людей являются беженцами, огромные территории уничтожены, материальные убытки, раненые, травмированные, утерянные, погибшие люди. И где же сила человека? Оказывается, что настолько он слаб?
Является большим глупцом, тот который небрежен по отношению к гневу Аллаха. Является сумасшедшим тот, который считает, что он в безопасности от наказания Аллаха. Но, к сожалению, человек такой, что если какое-то время живет в безопасности и благополучии, он привыкает и думает, что так было всегда и всегда так будет.
Точно так мы видим, что во всем мире никто не ожидал, что через час, или может быть через день, с ним произойдет то, что произошло в Японии.
Одна из главных причин наказания Аллаха, как мы сказали, это зульм, то есть несправедливость. О нем говорилось во многих хутбах. Но это распространенное преступление среди мусульман. Зульм это то, что приводит к гневу Аллаха, это то, что уничтожает барака, благословение, пользу в ризке, который дает Аллах. Зульм это то, что уменьшает срок твоей жизни. Зульм это то, что портит отношения с людьми. Зульм это то, что лишает тебя, как мусульманина, права заступничества Аллаха. Не говоря уже о том, что зульм приводит ко многим несчастьям, бедствиям, гибели и различным бедам в этой жизни, не говоря уже о наказании в Судный день. Зульм, на самом деле, это корень всех преступлений.
Аллах во многих аятах Корана приводит и перечисляет различные виды зульма, различные виды несправедливости, которые приводят нас с вами ко многим бедам.
В одном из аятов Корана Аллах говорит о том, что многобожие самая большая несправедливость. То есть когда человек обожествляет кого-то кроме Аллаха, или не верует в Аллаха, это самая большая несправедливость. Многие люди не верят в Пророков и Посланников, не верят в Судный день, не верят в Книги, не признают знамений Аллаха, нарушают законы Аллаха, все это является несправедливостью. Сколько людей подчиняется, слушается, и следуют за шайтаном. Это также является большой несправедливостью.
Мы должны анализировать, что происходит в нашей жизни. Должны размышлять о том, почему с нами происходит одна беда, вторая беда, одно несчастье, другое несчастье, одно наказание, другое наказание. У этого всего есть причины, и первая самая главная причина – это несправедливость.
К сожалению, мы бываем часто несправедливы по отношению к самим себе. Когда ты совершаешь какой-то грех, ты несправедлив по отношению к себе. Потому что этот грех приведет тебя к наказанию в аду. Когда ты совершаешь какой-то грех, нарушаешь какой-либо запрет Аллаха, или не выполняешь какой-либо из его приказов, ты несправедлив к себе. Потому что ты сам на себя навлекаешь гнев Аллаха, и становишься причиной попадания в ад.
Очень распространена несправедливость по отношению к братьям. Братьям по вере, и по отношению к другим мусульманам, и людям вообще. Можно вспомнить множество аятов Аллаха и хадисов Пророка. Достаточно вспомнить один из важных хадисов. В этом хадисе Пророк говорит: «Аллах сказал: «О Мои рабы, Я запретил несправедливость к себе, и запретил вам несправедливость по отношению друг к другу, не угнетайте и не притесняйте друг друга».
Аллах Господ миров, Творец, Создатель миров, Создатель всех людей, если Аллах будет проявлять несправедливость по отношению к нам, кто Его накажет? Никто. Кто Его остановит? Никто. Кто сможет Ему что-то предъявить? Никто. Кто спросит с Него? Никто. Никто и ничто не может сделать Аллаху.
Аллах скажет, будь, и оно будет, скажет, не будь, и оно не будет. В Судный день Аллах будет спрашивать, и никто не сможет сказать, о Аллах, почему Ты так сделал? Но Аллах даже по отношению к своим рабам, и по отношению к тому, что он сотворил, сказал: «Я запретил несправедливость к себе, и запретил вам несправедливость по отношению друг к другу, не угнетайте и не притесняйте друг друга». Если Аллах запретил несправедливость по отношению к нам, своим рабам, как мы по отношению друг к другу можем позволять себе несправедливость.
В одном из хадисов, Пророк говорит: «Бойтесь несправедливости по отношению друг к другу, потому что несправедливость, это темнота, черная тьма в Судный день». Человек из-за несправедливости окажется в Судный день, в черной тьме, говорит Пророк.
Пророк говорит: «Бойтесь молитвы притесненного, потому что между его мольбой и Аллахом, нет никакой преграды, нет занавеса». То есть того, кого ты притеснял, по отношению к кому ты совершил несправедливость. Бойтесь его мольбы. Другими словами, если ты кого-то обидел, по отношению к кому-то сделал несправедливость, бойся его мольбы. Бойся того, что он подымет руки и скажет: «Этот человек что-то взял из моего права, из моего имущества, из моей чести, из моего физического здоровья, он меня притеснял, он меня угнетал». И поэтому Пророк говорит: «Бойтесь молитвы притесненного, потому что между его мольбой и Аллахом, нет никакой преграды, нет занавеса». Имеется в виду, что иногда мы можем делать дуа, просить у Аллаха что-то, но между нашим дуа и Аллахом есть какая-то преграда, есть препятствие, которое не доводит наше дуа до Аллаха. Такие препятствия это грехи, или когда человек ест харам, и тому подобное. А между мольбой притесняемого, угнетенного и Аллахом, нет никакой преграды, нет никакого занавеса, то есть этот дуа сразу доходит до Аллаха. И как в другом хадисе говорит Аллах: «Ко Мне есть три дуа, на которые, я обязательно отвечу…». Один из этих трех, это притесняемый: «…Если притесняемый попросит у Меня, Я обязательно поддержу его, и дам ему победу над тем, кто его притесняет, даже если и через какое-то время». У всего есть время, определенное Аллахом.
Порою человек проявляет несправедливость, к своему близкому в семье, по отношению к своим гражданам, если это относится к правителю, и по отношению к кому-то другому. И какое- то время, думает, что все нормально, как говорится «камень на голову с неба не упал, молния не ударила», все нормально, Аллах не обратил внимания на мою несправедливость. Нет! Аллах говорит, что обязательно поддержит угнетенного, пусть даже через какое-то время. У каждого залима, у каждого угнетателя есть свое время. Может быть, мы этого времени не знаем, может оно продлится больше. У всего есть мудрый план Аллаха.
В другой версии этого хадиса, в сборнике Ахмада, Пророк говорит: «Бойтесь мольбы угнетенного, потому что между его мольбой и Аллахом нет занавеса, даже если он кафир».
Вспомните хадис, в котором Пророк говорит: «Знаете ли вы кто такой банкрот?» Люди сказали: «Банкрот это тот, у кого сгорела его торговля, он потерял все деньги, потерял все свое имущество, остался без имущества». Пророк ответил: «Нет, банкрот это тот, который придет в Судный день, с горою благих дел, много намаза, много ораза, закят, хадж, чтение Корана, зикр и тому подобное, но он начнет все эти дела раздавать. Потому что придет один, которого он ударил, другой, которого он обозвал. Третий, которого он оскорбил, четвертый против которого лжесвидетельствовал. И все начнут брать из его дел, пока у него ничего не останется, а он будет брать из их грехов, и будет брошен в адский огонь».
В одном из высказываний праведных предков, передается высказывание, что есть три вида несправедливости, и только один из них Аллах простит. Тот, который Аллах простит, это когда ты творишь несправедливость к Аллаху. То есть совершаешь грех, в котором есть несправедливость только к Аллаху, только такую несправедливость Аллах может простить. Потому что это его право. Что касается других проявлений несправедливости, когда ты несправедлив не к Аллаху, а когда ты в своем деле притесняешь кого-то другого, кроме Аллаха. Например, другого человека. Аллах этого не прощает, потому что здесь права других. Аллах Господь, и мог бы решать все Сам. Аллах в суре фатиха говорит, что он Царь в Судный день.
Если я кого-то обидел, взял чье-то имущество, нанес физический вред, Аллах мог бы решать Сам, но были притеснены люди. Поэтому, насколько Аллах справедлив, что учит тому, что прощать он будет только то, что было по отношению к Нему, какой-то грех. А если была несправедливость по отношению к человеку, Аллах не будет прощать до тех пор, пока это человек не простит. Поэтому в Судный день будут разбирательства и тяжбы между людьми. Если человек забрал чье-то имущество, или унизил чью-то честь и достоинство, он не может прийти домой, почитать намаз, истигфар и все будет нормально. Нет. Этого здесь не хватает, потому что Ислам нас учит, что человек, которого ты притеснял, будет решать, прощать тебя или нет или заберет из твоих хороших дел в Судный день, или отдаст тебе из своих грехов. Как мы видим из сунны Пророка, притеснение людей даже если они не мусульмане, это очень большее и опасное дело, одна из самых больших и главных причин, наказания Аллаха, как в этой жизни, так и в Судный день.