Лучшая Книга
Всевышний Аллах лучший из говорящих. Поэтому мы мусульмане верим и знаем, что слова Аллаха, лучшие слова, которые можно говорить, читать и слушать. Это лучшие слова, в каком бы значении мы их не говорили. Будь то порядок, красота, смыслы, мудрости, законы которые говорил Аллах в Коране, или то, как эти слова влияют на человека, чему они учат, какую нравственность воспитывают в человеке. Как бы мы не смотрели на слова Аллаха в Коране, это лучшие слова, которые есть на земле вообще. Конечно же, к большему сожалению, странно, когда эти слова являются наилучшими из всех слов, которые есть на земле, но те люди, которые владеют этими словами, то есть мы мусульмане, не знают эти слова.
Мы этими словами владеем, у нас эти слова есть в Коране. Они есть между двумя обложками. Наверное, есть мало домов из семей мусульман, в которых не было бы Корана. Но мы этими словами не пользуемся, чаще всего мы их не читаем, а если читаем, то не понимаем, а если и понимаем, то мало о них размышляем, а если размышляем, то редко делаем выводы для себя, а большинство этих выводов мы не используем. То есть наше положение очень тяжелое. И это притом, что Коран является наилучшими словами, которые есть на земле. Каждый мусульманин в это верит, а тот, кто в этом сомневается, то он уже не мусульманин.
Человек, который считает себя мусульманином, знает, что эти слова посланы Аллахом. А может ли кто-то сказать что-то лучшее, чем Аллах, конечно же, нет. И эти слова лежат у нас дома, там или тут, а мы ими не пользуемся и даже не пытаемся пользоваться. Подобно тому, как если представить, дикое невежественное племя, у которого стоит современный прибор, который может выполнять много задач. Этот народ из-за своего невежества ходят вокруг этого прибора, и не понимают для чего он. Мусульмане сегодня похожи на этот пример.
У мусульман есть самое лучшее, что только может быть. Книга, в которой есть ответы на все вопросы, Книга, в которой решение всех проблем. Книга, в которой лучший описан путь, по которому можно жить и идти. Но мы, к сожалению, не пользуемся этой Книгой.
Мы хозяева истины, но не пользуемся ею, а хозяева лжи, те которые владеют всякими ложными идеями, ложными проектами, ложными дорогами, они гордятся этим. А мы не гордимся, а чаще всего стесняемся, стыдимся, чувствуем, что в этом есть что-то отсталое, и не пытаемся из нее что-то взять.
Мы не говорим, что нам не нужны такие науки, как политология, социология, психология, экономика, но в них есть что-то правильное, а что-то не правильное. Самое лучшее, что есть у человечества, это книга Коран, мы ею владеем, но мы этим не гордимся, а наоборот стыдимся, и не пытаемся из нее ничего взять. А в то же самое время, владельцы лжи пытаются выжать из своей лжи по максимуму. То есть пытаются разрекламировать свою лож, пропагандировать ее, где только возможно, при любом удобном случае, через СМИ через систему образования, через культуру, науку, искусство. Они владеют ложью и везде ее насаждают, рекламируют, пропагандируют. Везде пытаются показать все хорошее, что в ней есть. Мы же не пытаемся показать, что прекрасного есть в Исламе, мы не пытаемся сами следовать и другим рассказать, о прекрасных вещах которые есть в Исламе. У нас есть прекрасная религия, но мы, к сожалению, ей не пользуемся.
Есть очень мудрые слова Умара Аль-Хаттаба да будет доволен им Аллах, он говорит: «Я удивляюсь, насколько сильны обладатели лжи, в своей лжи, (гордятся ей, борются за нее, жертвуют ради нее, служат ей), и насколько слабы хозяева истины в своей истине (то есть не берегут ее, не предают ей значение, не следуют ей, не распространяют ее)».
Аллах послал нам 114 сур, и каждая сура содержит много полезного для нас. Сегодня я хотел бы вспомнить, о некоторых вещах, которым учит 49-я сура, это сура «Аль-Худжурат». Как мы знаем, название сур давали сахабы, некоторые названия дали при жизни Пророка, а некоторые после смерти, поэтому у сур может быть несколько названий. Эта сура, «Аль-Худжурат», переводится как «Комнаты», она так названа из-за аятов, в которых Аллах говорит о том, что некоторые люди из племени Тамим пришли и стали кричать: «Эй Мухаммад выходи, мы хотим задать тебе вопросы». Они были не воспитанными и грубыми. И Аллах послал аяты этой суры, в которых есть много наставлений. Не каждый сможет изучить весь Коран, но каждый мусульманин должен изучить эту суру. Потому что в ней Аллах учит основам мусульманской культуры, мусульманского поведения, каким должен быть мусульманин в своей жизни, по отношению к людям, к обществу, в котором он живет, к мусульманам и не мусульманам, по отношению к Аллаху, по отношению к Пророку. То есть в этой суре разъясняется культура мусульман, и в этой суре есть более десяти законов, хотя сама сура не большая.
Эту суру также называют сура «Туль Адаб» или сура «Туль Ахляк», сура, в которой разъясняются нормы и основы нравственности мусульманина. В этой суре много законов, но я хотел бы остановиться, на одном из законов, который очень важен в нашей жизни.
И как мы уже говорили, что Коран учит наилучшему, и если мы будем следовать Корану, мы защитим себя от очень многих проблем, которые в нашей жизни возникают. Много проблем межу мусульманами возникают по поводу разных сплетен, лжи, обмана, которая распространяется между ними. Распространяются слухи, сплетни, искаженная информация, и очень часто это приводит, как минимум к плохому мнению и мыслям о другом мусульманине, иногда приводит к ссоре и вражде, а иногда к кровопролитным столкновениям. Тому есть много примеров в мусульманской истории, когда ложные слухи приводили к кровопролитным столкновениям межу мусульманами, приводили к войнам межу странами. Дезинформация, где-то преднамеренная, а где-то из-за недоразумения приводила на индивидуальном уровне к ссорам и вражде. Люди, дружившие 20 лет, были братьями, до одного дошли слухи, что тот сказал так, сделал так, а другой не проверяя, пошел с ним поругался, тот ему ответил, и поругались. После того как 20 лет были друзьями, они стали врагами. Так постоянно происходит между мусульманами, и все это, не говоря уже о кровопролитных войнах, которые случались межу мусульманскими странами. К примеру, даже в нашем 20-ом веке, убивали друг друга, и умирали миллионы мусульман из-за игр, интриг и дезинформации, которой занимались западные, американские или другие спецслужбы.
И все это из-за того, что мы не следовали аяту из Корана. В этом аяте говорится: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном». Если к вам придет нечестивец, человек, который уже был уличен во лжи, пусть это сторона или организация, которая уже проявила себя как лжец, то есть уже было доказано, что они лгали когда-то, то Аллах говорит, сначала разъясните, проверьте, или убедитесь в правдивости и достоверности этой новости или этой информации. Иначе, как говорит Аллах, вы нанесете вред каким-то людям из-за своего незнания. То есть поверите этой новости или этому сообщению, не проверив на достоверность, точность и правильность, а затем начнете совершать какие-то действия, которые приведут к тому, что вы навредите каким-то людям. А потом будете, каяться в том, что вы сделали.
Есть несколько историй о том, как этот аят был ниспослан. Если взять, в общем, смысл этого аята, то Аллах говорит, что мусульманину, запрещается верить информации, сообщению или новости, которая исходит от нечестивого источника, будь это человек, источник или организация или какая-то сторона.
Фасик – это любой нечестивый, который совершает что-либо из запрещенного Аллахом, без уважительной причины. А также не выполняет обязательства, возложенного на него Аллахом, без уважительной причины. Некоторые ученые сказали, что фасик, это тот, который совершает большие грехи. Но в любом случае в контексте аята, речь идет о лжеце, и источнике, который известен как лож. И как сказали толкователи: «Отсюда понятно, что все мусульмане являются достоверными, правдивыми, которым следует доверять, если нет доказательств, что он фасик».
Поэтому если нет оснований, нет доказательств, не доверять или сомневаться в его словах, или нет оснований думать, что он нечестивец или лжец, то мы должны верить мусульманину, и между мусульманами должно быть взаимодоверие, и не должны распространяться различные сомнения, неосновательные подозрения. Поэтому Аллах говорит в этой суре о том, что большинство подозрений и сомнений является грехом, имеется в виду не обоснованные подозрения и сомнения.
Если дальше следовать этой суре, то «наба» – это новость или сообщение. Некоторые сказали, что «наба» – это когда новость важная или сообщение важное, то, что имеет большее значение от принятия или не принятия, которой могут быть очень серьезные последствия.
Как говорится в некоторых толкованиях, этот аят был ниспослан про Валида ибн Ухба, которого Пророк послал в племя мусталак, чтобы взять у них закят. То есть в соседние окружающие Медину племена Пророк посылал людей, чтобы каждый год они собирали там закят, и потом раздавали бедным и нуждающимся. А этот человек Валид ибн Ухба, до Ислама был в ссоре с этим племенем. И он отправился к этому племени за закятом, опасаясь их, по причине старых ссор, хотя мусульмане должны забыть старые ссоры и обиды, которые были до Ислама. Бану Мусталак знали, что к ним едет человек за закятом и собрали закят, чтобы дать и выехали, чтобы его встретить посланника Пророка. Выехала группа с закятом, чтобы передать его Валиду ибн Ухба. А он, увидев эту группу, подумал, что они узнали, что это едет он, и хотят отмстить ему за прошлые обиды. Он испугался, развернулся и ускакал обратно в Медину. Приехав к Пророку, он сказал: «О посланник Аллаха они отошли от веры, отказались платить закят, и выехал целый отряд, чтобы убить меня». Он сказал это не преднамеренно, а просто подумал так в испуге, и так истолковал эту ситуацию, и Пророк послал военный отряд в это племя. Но когда военный отряд туда прибыл, то воины увидели, что там, читается азан и совершается намаз, и что никто там не отошел от веры. И когда они поговорили, Бану Мусталак сказали: «Приехал ваш человек и на половине дороги ускакал обратно». И Аллах посылает аят, в котором говорится, что если к вам придет новость от нечестивца.
Некоторые толкователи разошлись в том, был ли Валид ибн Ухба нечестивцем. Этот закон, учит нас тому, что когда к нам приходит информация от человека или от какой-то стороны известных как нечестивцы, лжецы, мы не должны, ни в коем случае следовать за эмоциями, чувствами гнева или радости и строить на этом действия, пока мы не проверим достоверность и точность информации.
В одном из хадисов приводимый Табарани и Ахмадом говорится, что Пророк сказал: «Торопливость от шайтана, а проверка сообщенной новости от Аллаха».
Говорит Аллах в благородном Коране: «Кайтесь перед Аллахом вы все». В другом аяте Аллах говорит: «Он тот, который принимает покаяния своих рабов». Пророк говорит: «Я каюсь перед Аллахом каждый день сто раз». Конечно же, мы все нуждаемся в этом, как говорит Аллах в другом хадисе:
«Все люди грешны, но лучшие из них те, которые каются».