Пророчество и посланничество
Пророчество и посланничество являются связующим звеном между физическим и метафизическим, духовным и материальным, этой жизнью и жизнью после Судного дня, между временным и вечным.
Аллах Всевышний, создав мир и поселив в нем человека, устроил для него экзамен. Изначально, когда первые люди, Адам и Хавва, жили в Райском саду, они говорили с Аллахом и не знали трудностей и греха. Ослушавшись Всевышнего, они были изгнаны на Землю, и с тех пор познали смерть, боль, стыд, голод и трудности. Познали и радости этой жизни. «Мы сказали: «Низвергнитесь отсюда все!» Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены». (Коран, 2:38)
С того момента началось испытание человека. Поставив человека наместником, Аллах дал ему инструкцию, книгу наставлений. Эта книга – приказы, советы и запреты, все, что нужно человеку для успешной сдачи жизненного экзамена. «Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий». (Коран, 67:12)
Человек – существо, способное думать и понимать, чувствовать и желать. Человек обладает разумом, но разум его ограничен временем и местом в этой Вселенной. «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу». (Коран, 17:36)
Человек имеет силу желать и ненавидеть, но ее следует контролировать. «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил ее». (Коран, 91:710)
Человек имеет дух от Аллаха, находящийся в постоянном поиске Истины, истинного Бога. Но дух необходимо укреплять и направлять. Человек в Истине тогда, когда каждый получает то, на что имеет право, когда ни одна из сторон не перешла границы другой стороны. «Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах». (Коран, 55:78)
Со временем потомки первых людей нарушили традицию, испортили свою природу, нарушили ценности этой Истины. Это случилось уже тогда, когда один из сыновей Адама убил своего брата. Когда были испорчены весы ценностей и жизненных целей, люди стали убивать друг друга изза богатств, женщин, зависти. Люди стали красть и обманывать, клеветать и оскорблять, завидовать и высокомерничать.
Именно тогда Аллах дает человечеству инструкцию по возвращению к истине, к первозданной природе, к Традиции: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого». (Коран, 30:30)
Посланники и пророки – своего рода учителя, контролеры, ревизоры, руководители.
Потомки Адама уже не говорили с Создателем и не жили в Саду, где нет греха. Теперь они проходят испытание, и им нужен посредник для получения указаний от Аллаха.
Посланники, их учение, книги, служат цели возвращения человека к Истине, сбалансирования человеческих сторон. Ведь заблуждение – это крайность, когда одна из сторон посягает на то, что принадлежит другой стороне.
Многобожие и атеизм, монашество и секуляризм, абсолютный материализм и полный аскетизм – различные крайности, нарушение весов. Слепая вера или неверие во все, не ощущаемое физически, индивидуализм и коллективизм и т.д. Много всего, к чему привели нас наши умы и страсти без руководства учением пророков.
Ни философы, ни гении, ни компьютеры не смогут заменить пророков Аллаха. И инопланетяне тоже не смогут. За тысячи лет те, кто присвоил себе звание учителей человечества, только еще больше его запутали, внесли еще больше смятения в умы людей, создали еще больше выдуманных представлений.
Они, после тысяч лет поисков без Бога и миллионов написанных книг, не приблизились ни на шаг к Истине.
«У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь за предположением, хотя предположение не может заменить истину. Отвернись же от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни. Таков предел их познаний. Воистину, твоему Господу лучше знать тех, кто сбился с Его пути, и лучше знать тех, кто последовал прямым путем». (Коран, 53:2830)
Человек обладает свободой выбора. Это уникальный дар, и именно в этой свободе и состоит экзамен, который должен пройти каждый. Глядя на уникальный и удивительный мир, одни видят в нем лишь силы природы и законы материи, образовавшиеся «сами собой», другие же видят за всем власть и управление Всевышнего, Его Мудрость и знания. Одни считают человека отпрыском обезьяны, другие уверены, что он – создание Господа.
Когда пророки и посланники приносили знамения и творили чудеса, которые доказывали, что они от Всемогущего, неверующие находили, хоть и ложные, но причины не верить.
Это и есть экзамен. В Судный день не будет экзамена. Пусть попробует неверующий сказать Аллаху, что Аллаха нет. Пусть попробует сказать, что воскрешения не будет. Когда он окажется в Аду, пусть скажет, что посланники Аллаха лгали об Аде. «Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдете». (Коран, 21:98)
«Тогда вы, о заблудшие, считающие лжецами посланников, непременно вкусите от дерева заккум. Вы будете набивать ими животы и запивать их кипятком, как пьют больные верблюды, которые не могут спастись от жажды. Таким для них будет угощение в День воздаяния. Мы сотворили вас. Почему же вы не признаете воскрешения?» (Коран, 56: 5157).
В чем суть
посланничества?
Суть заключается в следующих словах: «Чтобы не было у людей довода».
«Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый» (Коран, 4:165). «Разве на посланников было возложено чтолибо, кроме ясной передачи откровения?» (Коран, 16:36).
Когда пророк Аллаха не оставляет довода и оправдания? Когда не остается обоснованного сомнения.
Изучая Ислам, мы находим, что посланники и пророки имеют те качества, которые действительно позволяют верить в их правдивость. Пороки были из людей, иначе они создали бы больше вопросов, чем решений. Пророки были мужчинами, ибо они были руководителями в религии и мире для всех, а женщине этого бы не дали в силу ее особенностей и другого предназначения. Пророки были избраны Аллахом, а не сами выбирали эту миссию, иначе встало бы много вопросов и сомнений о заслуженности этого звания. Пророки были лучшими в нравственности и превосходили остальных умом, иначе вызвали бы сомнения в их здравомыслии или честности те, кто не верит.
«Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный». (Коран, 18:110)
«Мы не ниспосылали до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам». (Коран, 25:20)
«Мы и до тебя отправляли только мужей, которым внушали откровение. Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого. Мы не сотворили их (посланников) телами, которые не потребляют пищу, и они не были бессмертными». (Коран, 21:7)
Именно поэтому верующие с презрением относятся к сомнениям неверующих. Тот, кто знал одного из пророков Аллаха и имел здравый рассудок, был искренен и чист намерениями, не находил причин сомневаться в правдивости его призыва.
Мы мусульмане верим во всех пророков, о которых рассказал Коран и о которых умолчал.
Но самым великим и почитаемым для мусульман является посланник Аллаха, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).
В религии Ислам Мухаммад – последний пророк и посланник. «Мухаммад не является отцом коголибо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и печатью пророков (или последним из пророков). Аллах знает обо всякой вещи». (Коран, 33:40)
Его религия завершена и усовершенствована, так как она предназначена для всех народов и на все времена. «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам». (Коран, 5:3)
Это значит, что знамения, дарованные ему Аллахом, – самые ясные и великие.
Вспомним некоторые из знамений посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
1. Знамения в основных характеристиках, физических и внутренних, таких как внешний вид, здоровье, правдивость, принципиальность, соблюдение учения своего призыва, донесение своего послания, ум и мудрость.
2. Знамение в том, что он – лучший пример для подражания, как учитель, муж, отец, полководец, правитель. Знамение в его нравственном превосходстве.
3. Знамения в чудесах – физических, духовных, смысловых.
4. Знамения в правдивости его предсказаний будущих событий.
5. Знамения в плодах и результатах его деятельности.
6. Знамения в прошлых пророчествах, что сообщали о нем.
В этой статье мы уже не успеем раскрыть всех этих знамений. Поэтому, инша Аллах, сделаем это в следующей.
Сейран Арифов