Разногласия в исламе
из основ в понимания религии
Другие настаивают на полной свободе мысли и суждений, открывая дверь перед любым мнением, даже если оно противоречит основам Ислама. Это мнение крайне опасно и разрушительно, и ни в ком случае не может быть принято.
Существует еще одно мнение — реалистичное, взвешенное и объективное. Его мы и рассмотрим в нескольких тезисах.
Следует напомнить, что религиозные разногласия бывают двух видов: разногласия, вызывающие порицание и гнев Аллаха, и дозволенные, неизбежные разногласия.
Всевышний Аллах в Коране говорит о разногласиях:
«Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь» (Коран, 11:118—119).
«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения» (Коран, 3:105).
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее» (Коран, 3:103).
Указанные разногласия приводят к вражде, ненависти и разделению. Это разногласия, имеющие причины нравственного характера, такие как зависть, гордыня, выгода, национальные или политические пристрастия.
Обратим внимание на следующий аяты: «Прежде Мы даровали сынам Исраила писание, мудрость и пророчество, наделили их благами и возвысили над обитателями миров. Мы даровали им ясные указания о велениях [веры]. Но в своей преступности и злодействе они впали в противоречия после того, как им даровали ясные учения», (Коран, 45:1617).
Речь в них о разногласии в тех вопросах, которые ясно и недвусмысленно раскрыты в книге Аллаха и учении пророков. Причины этих разногласий — зависть и несправедливое отношение друг к другу.
Всевышний призывает: «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь между собой, а не то лишитесь мужества и успеха. Будьте терпеливы, ибо Аллах — на стороне терпеливых» (Коран, 8:46). В этом аяте говорится о разногласии, которое приводит к препирательствам и розни, лишающих мусульман мужества, силы и успеха. Такие разногласия не только запретны, но и являются одним из наказаний Аллаха, насылаемых на мусульман за их грехи и отступление от праведного пути.
«Скажи: «Он — тот, кто может наслать на вас наказание сверху или снизу, разделить вас на [враждующие] группы и дать одним из вас вкусить жестокость других» (Коран, 6:65).
Однако есть разногласия, не только дозволенные, но, пожалуй, неизбежные и необходимые. Чем это обусловлено? Вопервых, характером источников Ислама: если бы Аллах Всевышний захотел, чтобы мусульмане были едины во мнениях, Он ниспослал бы Коран с однозначными и недвусмысленными ответами на абсолютно все вопросы жизни человека, семьи, общества, государства. Но этого не было. Тексты Корана и сунны не всегда однозначны, полностью ясны и недвусмысленны. Для чего это было сделано? — Это милость Аллаха и проявление Его великодушия и благосклонности. Аллах оставляет человеку поиски смысла, предоставляет право толковать и рассуждать, что, естественно, приводит к разногласиям, но в то же время делает исламское законодательство гибким и универсальным, приспособленным к различным обстоятельствам и временам.
Конечно, толкования неясных мест Корана или сунны не могут противоречить ясным и однозначным положениям этих источников. Даракутни передает слова посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей определенные) обязанности — так не пренебрегайте же ими; и установил границы — так не преступайте же их; и запретил (определенные) вещи — так не нарушайте же (эти запреты); и умолчал о (некоторых) вещах по милости к вам, а не по забывчивости — так не спрашивайте о них!»
Абу Дарда приводит похожее высказывание Пророка (мир ему и благословение): «То, что запрещено в Коране, — харам, то, что разрешено в Коране, — халяль, а что не упомянуто — милость и великодушие Аллаха. Так примите милость Его, ведь Аллах ничего не забывает!»
Омар ибн Абдулазиз говорил: «Меня не радовало бы, если сподвижники Пророка (мир ему и благословение) не разногласили. Ведь ктото может следовать мнению одних из них, а ктото — мнению других, и в этом легкость и широта (религии)».
Такова природа человеческого разума: люди не могут мыслить и рассуждать одинаково. Посланник Аллаха сказал: «Может быть, мой хадис будет передавать человек, выучивший его, и услышит его тот, который лучше первого поймет его смысл».
Кроме того, арабский язык настолько богат и образен, что прийти к единому пониманию всех текстов Корана и сунны невозможно. В Коране есть ясные и неясные, однозначные и многозначные аяты, омонимы, выражения в прямом и переносном смысле.
Аллах призывает нас к единству, но, в первую очередь, к единству духовному, к братству сердец, а также к единогласному следованию всем ясным основам и недвусмысленным предписаниям Ислама.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Рука Аллаха с общиной»; «Остерегайтесь разделения, ведь шайтан бывает с одним человеком, а от двух он дальше»; «Кто вышел из общины хоть на пядь и умер, тот умер смертью джахилии». Эти и многие другие хадисы обязывают мусульман держатся вместе и поддерживать братские узы, даже тогда, когда они следуют разным мнениям.
Если же разногласия в понимании Ислама приводят к фанатизму и вражде, тогда лучше немедленно прекратить такие споры и оставаться при своем мнении. Лучше оставить брата с его неверным мнением и отложить исправление этого на подходящее время, чем пытаться исправить его сейчас же, если такая попытка может привести к конфликту и разделению.
В хадисе передано: «Читайте Коран, пока ваши сердца едины, а если ваши сердца разъединяются при чтении Корана, остановитесь и разойдитесь» — то есть, когда начинаются разногласия в понимании Корана, то в сердцах возникают обиды а в отношениях появляется холод.
Вспомним историю двух братьевпророков — Мусы и Харуна (мир им обоим).
Разногласия неизбежны, они бывали даже между пророками, о чем нам повествует Коран.
«Муса, вернувшись, спросил: «О Харун! Когда ты увидел, что они сошли с пути истины, что помешало тебе следовать моим указаниям?» [Харун] ответил: «О сын моей матери! Не дергай меня за бороду и не тряси головы моей. Воистину, я боялся, что ты станешь обвинять меня и скажешь: «Ты внес раскол меж сынов Исраила и ослушался моего веления» (Коран, 20:92—94).
«Вспомни также Дауда и Сулеймана, когда они судили о ниве, которую потравили чужие овцы. Ведь Мы были свидетелями их суда. Мы подсказали Сулейману это решение, и Мы даровали обоим [пророческую] мудрость и умение [отличать добро от зла]. Мы сделали подвластными Дауду горы и птиц, чтобы они славили [Аллаха], и Мы это свершили» (Коран, 21:78—79).
Пророк (мир ему и благословение) говорил о лучших временах Ислама — его времени и времени двух последующих поколений. При этом мы знаем, что сподвижники Пророка разошлись в доброй сотне религиозных вопросов и следовали разным мнениям, но не допускали фанатизма, вражды или неприязни по отношению друг к другу.
Если мусульмане будут искренни, богобоязненны и справедливы, разногласия не столкнут их — главное не следовать крайностям и излишествам и не увлекаться пустыми спорами.
Ибн Аббас передает слова Посланника (мир ему и благословение): «Остерегайтесь крайностей и излишеств в религии, ведь тех, кто был до вас, погубили излишества в религии».
В Коране сказано: «Он — тот, кто ниспослал тебе Коран. В нем есть ясно изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты требуют толкования. А те, в сердцах которых болезнь, следуют за аятами, которые требуют толкования, стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению]» (Коран, 3:7).
Верующие должны знать существующие мнения ученых, чтобы посвоему невежеству не начинать ненужного спора и не обвинять другого мусульманина в ошибке или заблуждении.
Также необходимо принимать во внимание, что многие разногласия и споры возникают изза простой неразберихи в понятиях и терминах, таких, например, как иман, куфр, нифак, шариат, джахилия, ширк, акыда, харам и халяль. Эти понятия используются иногда не к месту, иногда слишком обобщенно или узко. Может быть, это и будет темой одной из следующих статей.
Сейран АРИФОВ