понимание религии
Причиной всех бед, конечно же, является незнание собственной религии. Религиозная безграмотность является почвой для возникновения различных искажений, распространения нелепых представлений и лживых идей. В первую очередь это касается различных верований в потусторонние силы, тайные средства познания или достижения какихлибо целей. Человеку, вообще, присуще верить в мистику. «А человек взывает ко злу так же, как он взывает к добру; ведь человек тороплив» (Коран, 17:11).
Ислам говорит о потустороннем, но предостерегает от суеверий. Человеку надлежит верить только в то, что известно из авторитетных источников, самый достоверный из которых — Откровение Всевышнего — Коран.
Прибегать к помощи астрологов, магов, колдунов и гадалок Ислам категорически запрещает —
это является большим грехом. Таким образом Ислам стремится очистить человека ото лжи и обмана, заблуждений и иллюзий.
Очень распространены суеверия, некоторые из них сохранились с доисламских времен, некоторые были переняты у соседних народов. Вера в приметы порицается в Коране и сунне. Аллах Всевышний предостерегал верить в то, чем шайтан обманывает человека, чем сводит его с пути Аллаха: «Скажи: «Неужели мы станем призывать помимо Аллаха то, что не помогает нам и не вредит, и будем обращены вспять после того, как Аллах вывел нас на прямой путь, подобно тому, кого соблазнили шайтаны на земле, и он растерян; у него — товарищи, которые зовут его к прямому пути: «Иди к нам!» Скажи: «Поистине, путь Аллаха есть настоящий путь, и нам повелено предаться Господу миров» (Коран, 6:71).
Аллаха — первопричина всего. Только Он решает что, когда и как произойдет, поэтому, уповать на приметы глупо. Никто, кроме Всевышнего, не знает будущего, и никто не сможет ничего предсказать.
Сколько девушек не вышли замуж изза какойто приметы, сколько сделок не состоялось, сколько путников не решились отправиться в дорогу, сколько больных отказалось от спасительной операции — и все это по причине ложных представлений и суеверий.
Так, на приметы ссылался народ Мусы: «Когда приходит к ним добро, они говорят: «Это —
нам», — а когда постигнет их зло, они по птицам приписывают его Мусе и тем, кто с ним. О да! Птицы их — у Аллаха, но большая часть их не разумеет! (Коран, 7:131).
Самудиты, народ Салиха, тоже сказали: «Мы видим дурное предзнаменование в тебе и тех, кто с тобой». Он сказал: «Ваше дурное предзнаменование — у Аллаха, но вы являетесь народом, который подвергают искушению» (Коран, 27:47).
И люди погубленного поселения, о котором рассказывает Коран: «Они сказали: «Воистину, мы увидели в вас дурное предзнаменование. Если вы не прекратите, то мы непременно побьем вас камнями и вас коснутся мучительные страдания от нас» (Коран, 36:18). Ответ же был им таков: «Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого» (Коран, 7:131).
Мусульманин верит в тайное и сокровенное так, как этому учит Коран, и не обращается к сомнительным источникам знания, ведь никто не ведает будущего и скрытого, кроме Аллаха. «Воистину, только Аллах обладает знанием о часе; Он низводит дождь и знает, что в утробах. Но не знает душа, что она приобретет завтра, и не знает душа, в какой земле она умрет. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий (Коран, 31:34).
Удивительно, что даже сами джинны, обманывающие людей своим всезнанием, признают собственное неведение: «Мы не знаем, зло ли задумано для тех, кто на земле, или Господь пожелал направить их на прямой путь» (Коран, 72:10).
Вспомним, что джинны трудились в царстве Сулеймана и после его смерти, думая, что он спит. И только когда посох его надломился, они поняли, что он давно уже умер: «Когда же Мы предписали ему умереть, они узнали об этом лишь благодаря земляному червю, который источил его посох. Когда же он упал, джинны уяснили, что если бы они знали сокровенное, то не оставались бы в унизительных мучениях. (Коран, 34:14).
Тайного не знает никто, кроме тех, кому это было открыто Аллахом: «Он – Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен и к которым Он приставляет спереди и сзади стражей» (Коран, 72:26—27).
Сам пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Я не могу принести себе пользы или вреда, кроме того, что пожелает Аллах, и если бы я знал тайное, я разбогател бы, и не коснулось бы меня зло».
То же предостережение распространяется и на использование различных предметов для защиты, удачи, забывая, что все это приходит и уходит только по воле Аллаха. Нет ничего глупее и безосновательнее, чем мысль, что подкова, надпись, или талисман могут уберечь или принести успех.
Как часто человек обманывает себя: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие» (Коран, 39:38).
Как известно, Посланник (мир ему и благословение) советовал читать больным, или тем, кого сглазили, суры из Книги Аллаха, особенно «Альфатиху» и три последние суры, а также учил просить защиты и помощи у Всевышнего искренним обращением.
Единственное, что может помочь нам, — молитва, обращенная к Аллаху, упование только на Него и страх перед Ним. Поэтому мусульманин должен использовать слова, известные нам из Корана и сунны.
продолжение следует
Сейран Арифов