03192024Важное:

Фидья для тех, кто по состоянию здоровья не может соблюдать пост месяца Рамадан

 

Фидья за каждень день поста месяца Рамадан

Нет сомнений в том, что пост в месяц Рамадан – обязанность каждого совершеннолетнего и здравомыслящего мусульманина. Исключением являются только мусульмане, которые болеют неизлечимой болезнью, или люди в пожилом возрасте, которые по слабости своей уже не могут держать этот пост.

В таком случае, эти люди входят в категорию тех, кто может не соблюдать пост, но обязан за каждый день накормить досыта одного бедняка. Всевышний Аллах сказал в Коране «Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с большим трудом, следует во искупление накормить бедняка», (Корова 184). Ибн Аббас в толковании к этому аяту сказал, что пожилой мужчина или женщина, которые не могут соблюдать пост, должны за каждый день накормить одного бедняка[1]. Куртуби сказал: Ученые единогласны, что пожилые старики, женщины и мужчины, которые не способны соблюдать пост, или могут соблюдать его с большой трудностью, могут разговляться.

Также это приводит в своем тафсире Ибн Касир[2].

Но ученые мазхабов разошлись относительно определения вида и меры кормления бедняка. Маликиты и шафииты сказали, что фидья равняется мудд из той основной пищи, которую употребляют главным образом местное население. Мудд равняется четверть саа. Саа – мера в объеме, вес которой меняется в зависимости от вида пищи. Но можно сказать, что это примерно два с четвертью килограмма пшеницы.

Ханифитский мазхаб говорит, что фидья равняется один саа во всем кроме пшеницы. В пшенице это половина саа. Фидья была определена как два с четвертью киллограмма пшеницы или её стоимость, которая может менятся в зависимости от места и времени .

Мы можем сказать, что определение фидья такими мерами как мудд или саа – вопрос иджтихада -  суждений ученых. Это не обязательные и точные предписания в религиозных текстах. Отсюда, нет строгого предписания соблюдать эти меры, но главное это достичь смысла фидья  – накормить бедняка. Значить, виды пищи и её мера может изменятся в зависимости от времени и места. Например в наших странах и в наше время, будет неуместным давать бедняку два или три килограмма пшеницы. Он ничего с ней не сможет сделать, даже перемолоть в муку будет большим затруднением. Так, вместо пшеницы, может быть использован рис, или что то принятое среди местных  мусульман.

Мы находим, что среди первых мусульман, ученых первых поколений, были такие, кто толковал фидья как кормление бедняка пищей, которая была привычный и обычной для той местности. Например приводится, что они кормили хлебом и мясом. Это достоверно переедается от Анаса бин Малика, сподвижника посланника Аллаха, мир им всем.  В последний год своей жизни, он был очень слаб и кормил тридцать бедняков, досыта кормил хлебом и мясом[3]. Но, в то время, когда жил Анас, хлеб и мясо было лучшей пищей, а не средней. Поэтому, можно сказать, что он по своему желанию, кормил лучшей едой. Но обязательным условием должно быть среднее из того, что принято среди местного населения.

Отсюда, фидья может быть оценена как двухразовый рацион или его стоимость за каждый день. Для этого выбирается обычная пища местного населения. Таким образом, мы исполняем приказ Аллаха в Коране – накормить бедняка так, чтобы он был сыт в течении этого дня.

Конечно такое предписание касается тех, что имеет такую материальную возможность. Если человек не владеет такими средствами, то пусть даст бедняку столько сколько может. Аллах нее возлагает на человека больше его возможности. «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей», (Корова 286).

Здесь важно отметить, что если в области, в которой проживают мусульмане, действуют авторитетные исламские организации и духовные центры, способные определить меру фидья, то мусульманам лучше следовать этим решениям.

Также, разрешается отдать средства для выплаты фидья авторитетным благотворительным  организациям, которые целесообразно направят эти средства.

Аллах лучше знает.



[1] Бухари. 4505.

[2] Ибн Касир. 1/221.

[3] Ибн Хаджр. Тагълику таалик. 4/177-178.

 

 

Print Friendly