10232017Важное:

Пятничная проповедь: Денежно-имущественные отношения

Денежно-имущественные отношения

 

Аллах в благородном Коране говорит: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»

Сегодня я хотел бы поговорить об одной из основ той экономической системы, которая на сегодняшний день господствует в большей части современного мира. Эта основа является большим злом, большой несправедливостью, большим обманом, и одним из узаконенных способов кражи и ограбления людей. Это то, что в Коране и в сунне называется риба. Или другими словами рост, ростовщичество.

Аллах во многих аятах запретил такие денежно-имущественные отношения между людьми, и между мусульманами в особенности. Запретил очень строго и обещал за это очень суровое наказание. Это относится к одним из больших грехов, о чем свидетельствуют многие аяты Корана и хадисы Пророка.

В одном из таких аятов суры «Аль-Бакара», с 275 по 276 аят Аллах говорит об этом: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это – потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно. Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников.

К риба единогласно относится получение процентов с долга, с кредита, причем не важно, когда ты даешь или берешь у кого-то процент, долги, займы, кредиты и так далее.

Все толкователи говорят, что слово «есть» в этом аяте означает, что речь не идет только о еде, а подразумевается любое употребление, даже если ты купил на эти деньги одежду, а не еду которую принимаешь в пищу, или купил машину, дом и тому подобное.

И Аллах говорит, те которые употребляют риба, то, что заработали этим ростом, они подобны тем, которых сводит с ума шайтан или управляет шайтан.

Дальше Аллах говорит: «Они сказали, что торговля и рост это одно и то же». То есть здесь мы видим, что игрой слов, или попыткой запутать термины некоторые пытались еще во времена ниспослания Корана, доказать, что рост дозволен, говоря, что это то же самое, что и торговля. Но Аллах опровергает это и говорит: «Нет, дозволил торговлю, но запретил риба».

В этом аяте Аллах говорит, что тому, кому стало известно, что Аллах запретил это, и он прекратил этим заниматься говорит Аллах, дальше в этом аяте, то ему остается то, что он вложил. То есть если он дал кому-то в долг или займ или взял, пусть он заберет себе то, что ему принадлежит и откажется из того, что там накопилось из этих процентов или из того излишка, что называется ростом, говорит Аллах.

И завершает Аллах этот аят словами: «Но кто после этого предостережения или этой угрозы Аллаха, или после того как узнал об этом запрете, продолжает это делать, они обитатели огня». И устрашая от этого греха, Аллах говорит: «В нем они будут вечно». И Аллах не просто говорит, что они обитатели огня, так как обитатели огня, могут быть в огне на время, могут быть навсегда, и могут быть на очень долгое время, здесь же Аллах говорит: «Они обитатели огня, в котором прибудут вечно».

Единогласное убеждения ученых ахли-сунна в том, что верующий не будет вечно в аду, но толкователи разъяснили, почему Аллах сказал вечно. Они сказали, что слово «вечно», как устрашающий дополнительный контекст. Если человек верующий, мусульманин употреблял рост, то он выйдет из ада, после того как получит там наказание. Некоторые толкователи сказали о том, что вечно, это значить очень долго будут в адском огне за то, что совершили это преступление.

В другом аяте, этой же суры Аллах говорит: «О вы, которые уверовали, бойтесь Аллах, и оставьте, откажитесь от того, что осталось у вас от роста». То, что вы накопили через рост, откажитесь от этого, и возьмите только то, что вам принадлежит. И Аллах завершает этот аят словами: «… сообщите им о том, что Аллах объявляет им войну, и посланник Аллах объявляет им войну». То есть тот, кто узнал, что Аллах запретил рост, но будет дальше продолжать, то Аллах говорит, сообщи ему, что Аллах находится с ним в состоянии войны. Как может жить человек, и что с ним может быть, если с ним будет воевать сам Аллах. Мы знаем, что Аллах Сильнейший и Непобедимый, и, конечно же, он победит того, кто будет с ним воевать. Война против Аллаха всегда проиграна изначально.

Если обратится к хадисам, в которых Пророк говорит об этом. В одном из хадисов Пророк говорит: «То тело, которое питалось, одевалось или пользовалось харамом, оно ближе к адскому огню, чем другое». Поэтому человек, который понимает это и знает, что если он ест что-то или употребляет что-то заработанное через рост, пусть знает, что он ближе к адскому огню, как сказал об этом посланник Аллаха.

В одном из хадисов Пророк говорит: «Есть люди, которые употребляют из имущества, которое принадлежит Аллаху, они все будут в адском огне». Здесь подразумевается любое запрещенное имущество. Пророк говорит, что есть люди, которые едят из имущества, которое принадлежит Аллаху, а как мы знаем, что все имущество в мире принадлежит Аллаху. Человек, из того, что есть, в этом мире может взять то, что Аллах ему дозволил. И если мы берем что-то из того, что Аллах запретил, это тоже самое, что без дозволения Аллаха, брать из имущества Аллаха, как будто мы воруем у Аллах, но, конечно же, Аллах это видит и знает. Поэтому Пророк говорит, что есть люди, которые берут из запрещенного имущества, которое принадлежит Аллаху, они все будут в адском огне.

Что такое адский огонь? В одном из хадисов Пророк говорит: «Что самая легкое наказание в аду, это когда человек будет ступнями стоять на раскаленных углях, от чего будет кипеть его мозг». Это самое легкое наказание в адском огне. И естественно, когда Аллах говорит, что риба является большим грехом, за которое есть суровое наказание, то, конечно же, те, которые едят из роста, не будут подвергнуты наименьшему наказанию.

Пророк, предсказывая времена, в которых мы с вами живем, в одном из хадисов говорит: «Придет время, когда человек не будет даже задумываться, о том с чего он ест, с чего он одевается и что он употребляет». И можем наблюдать, как много мусульман не думают, о том, откуда они едят, с чего зарабатывают, с чего одеваются, и вспомним, что Пророк говорит, что тело, которое выращено на хараме ближе к адскому огню. Что мы желаем своим детям, когда мы кормим из харама, и как сказал Пророк: «Придет время, когда люди не будут думать, с чего он кормит себя и свою семью». Кормя детей, мы должны помнить о том, что сказал Пророк.

Приводится в хадисе о том, что однажды Пророк прошел мимо людей, которые занимались процентами, так называемых первооткрывателей банковской системы, которая построена на процентах. Они одним давали под такой процент, другим под другой, и совершали сделки связанные с ростом. Пророк прошел мимо них и сказал: «Я сообщаю вам радостную весть об адском огне». Под радостной вестью имеется в виду издевательство и насмешка над ними.

В одном из хадисов передается, что Пророк говорит: «Аллах имеет право не ввести в рай, и не дать почувствовать какого-либо удовольствия в раю, четырех человек. Первый — это алкоголик. Второй — это тот, который ест из роста. Третий — это тот, который ест из имущества сироты не законным образом. Четвертый — это тот, который плохо относится к своим родителям и не слушается их».

Так же в одном из устрашающих хадисов Пророк говорит: «Один дирхам, который человек потребляет, и попадает в его имущество, из риба, у Аллаха больший грех, чем тридцать прелюбодеяний, которые он мог бы совершить». В одном из хадисов Пророк говорит: «У риба есть 73 двери. Самая легкая форма, это — то же самое, что совершить прелюбодеяние с матерью».

В одном из хадисов Пророк говорит: «Наихудший способ заработка денег — это риба».

Нормы шариата, которые говорят о торговле или о денежных отношениях между людьми, в общем, между мусульманами или не мусульманами, это тема фикха, которая называется «фикхуль муамалят». Есть отдельная тема, посвященная риба, с достаточно ясным и подробным разъяснением законов Аллаха, законов шариата и толкований, ученых в этой теме.

Риба бывает не только в деньгах, как некоторые думают. Риба в процентах, это только один из видов риба, то есть, когда даешь или берешь в заем под проценты. Это вид риба, который единогласно запрещен, но есть другие виды риба в других способах заработка, обмен товаров, торговли и тому подобных вещах. Мы должны быть осторожны, увидев из аятов какой это большей грех. И в то же самое время мы должны быть точными. Мы должны обращаться к ученым и к тому, что они говорят. Не все, что делают современные банки это харам, не все, что они делают это риба. Нужно подробно ознакомиться, с той или иной формой сотрудничества, операциями, которые проводятся банками. Бывают разные формы и разные виды операций и договоров. Мы не должны говорить, что все это харам, но в то же самое время, мы не должны вести себя так, как ведут себя большинство мусульман, не задумываясь, ведут любые способы этих отношений, будь-то с банком, в бизнесе и в других формах экономических отношений.

Очень важно понимать и знать, что мы должны быть в этом осторожны, должны проверять свои действия, сравнивать их с тем, что говорит Коран, сунна и как это толкуют наши ученые.

Небольшим дополнением можно подчеркнуть, что, конечно же, мы знаем, что Пророк говорит, что крайняя нужда и необходимость может запрещенное сделать дозволенным. Но здесь эта дверь не открыта. Эта дверь не широка и не открыта для кого угодно. Даже если ученые когда-то и где-то давали какие-то фетвы и заключения, которые дозволяли брать кредит под процент или что-то такое запрещенное и аятами и хадисами. Мы должны помнить, что это фетва, и фетва иногда бывает общей, а иногда бывает индивидуальной. Фетва бывает общей, когда говорится, что это дозволено всем мусульманам в такой-то стране в таких-то обстоятельствах. Но бывают фетвы индивидуальные, когда человек приходит к тому или иному ученому, и разъясняет личные, узкие, подробные и конкретные обстоятельства и условия, и затем ему дают ту или иную фетву. К примеру, дозволение взять в кредит, чтобы купить дом, или что-то подобное. И здесь некоторые мусульмане находят для себя дверь, когда находят, что такой-то ученый в индивидуальном порядке, в узких, особенных условиях, конкретному человеку что-то разрешил. Мы знаем, что Аллах в Коране даже разрешает, есть свинину и пить вино, но это в очень узких условиях, при очень конкретных обстоятельствах, когда перед человеком стоит жизненная нужда, необходимость, угроза жизни, угроза остаться на улице с семьей или тому подобные другие обстоятельства. Поэтому мы должны понимать, когда мы находим в какой-то книге или в интернете какую-то фетву, мы не должны бежать и говорить что разрешил, значит можно. Мы должны помнить, что есть фетвы общие и есть индивидуальные, и эта дверь не открыта когда и кому угодно. Здесь нужно обращаться к ученым советам, которые рассматривают каждый индивидуальный и особенный случай.

Мы не должны оправдывать себя тем трудным положением, и так далее и тому подобное. Интересен тот факт, что люди, которые отличаются трудным материальным положением, мало этим занимаются, а у людей, у которых довольно хорошее материальное положение, хороший бизнес и достаточно много денег, почему-то считают, что у них есть какая-то крайняя необходимость и нужда заниматься процентами. Что, конечно же, является самообманом. Одно дело, когда человек умирает с голоду, ему можно это разрешить, а другое дело, когда у тебя достаточное материальное положение, конечно же, тебе нет никакого оправдания, заниматься и богатеть таким запрещенным способом, который однозначно и единогласно запрещен.

И здесь мы должны вспомнить аят, где говорится, что тот, кто боится Аллаха, Аллах откроет ему двери, то есть даст ему выход из тяжелого положения. Если вдруг мы оказались в тяжелом положении мы не должны сразу же бежать и искать возможность, лазейку или уловку, чтобы обойти запреты Аллаха, и каким-то образом дозволить его себе. Мы должны искать другие дозволенные пути. Но меньший доход и меньший заработок и выгода, не являются оправданием, и не являются крайней необходимостью, которая делает запрещенное дозволенным.

Как мы знаем, крайняя необходимость, которая делает запрещенное дозволенным, это действительно крайняя необходимость, из-за которой у тебя будет оправдание у Аллаха.

И Аллах знает лучше, что в наших сердцах