12172017Важное:

Пятничная проповедь: Человек – наместник на земле

Человек – наместник на земле

В одном из аятов Аллах говорит: «И говорит твой Господь ангелам, Я поставлю себе наместника на земле». В другом аяте Аллах говорит: «И Мы послали тебя только, как милость для миров». И в другом аяте Аллах говорит: «1. Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь. 2. Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий». Аллах в Коране разъясняет нам, для чего Аллах послал эту религию, конечно, в первую очередь, что бы мы знали нашего Создателя и Творца, и верили в единственность Аллаха, поклонялись одному Аллаху и не обожествляли никого другого и не поклонялись ни кому и ни чему другому. И так же Аллах послал эту религию для того, чтобы мы знали, как нам жить и для чего мы живем. Ислам Аллах послал нам через пророка Мухаммада, так же как через предыдущих Пророков. Аллах послал эту религию для того, чтобы люди знали, кто их господь и никого больше не обожествляли. И вторая цель для чего был послан Ислам, чтобы люди знали, как им жить, знали, как им строить человечество и по какому пути развивать человеческое общество во всем мире. Поэтому Аллах говорит: «И говорит твой Господь ангелам, Я поставлю себе наместника на земле». Аллах поселил человека на этой земле, чтобы человек созидал, строил и развивался и чтобы был управляющим в этом мире, чтобы человеческое общество развивалось. По какому пути идти человечеству, чтобы действительно быть достойным наместником Аллаха на земле, для этого Аллах дал религию и смысл этой религии. Аллах говорит в Коране: «И мы послали тебя как милость для миров». То есть Аллах поставил человека хозяином в этом мире, хотя мы видим, что в этом мире есть вещи, которые больше, чем человек и намного сильнее и могущественнее, чем человек. Есть вещи, которые за секунду могут уничтожить все человечество, но Аллах по своей воле сделал человека главным в этом мире. И как говорит Аллах в Коране, что все подчинил человеку: солнце, луну, горы, землю и многое другое для того, чтобы человек был хозяином на земле и строил человеческую цивилизацию, основанную на милости. Из жизни Пророка и из его хадисов, мы видим что пророк Мухаммад словами и делами учил мусульман проявлять милость и милосердие по отношению к всему. Пророк учил хорошо обращаться с животными и растениями и это есть основа исламской цивилизации.

Передается в сборнике Ахмада, что Пророк после намаза произносил дуа и говорил:

«О Аллах, мой Господь и наш Господь, Господь каждой вещи, я свидетельствую что ты мой Господь и нет Господа кроме Тебя, и я свидетельствую, что Мухаммад твой раб и посланник, и свидетельствую что все Твои рабы братья. О Аллах, сделай меня и мою семью искренними по отношению к Тебе. И чтобы я был искренним каждый час, как в этой жизни, и каждый час в будущий жизни».

После этого Пророк стал восхвалять Аллаха и говорить: «Аллах свет небес и земли, Аллах Великий, достаточно мне Аллаха, как защитника и опекуна». Мы видим, что в этом хадисе Пророк затронул три основных принципа, на котором строится Ислам и исламская религия. Первый принцип — это «единобожие». Второй принцип заключается в том, что пророк Мухаммад «раб и посланник Аллаха». А третья основа — это та основа, на которой строится исламская цивилизация, это то, что «мусульмане — братья».

Мусульмане не смотрят на других людей исповедующих другую веру как на врагов. И это ясно выражено в словах Пророка: «О Аллах, я свидетельствую, что все твои рабы братья». Поэтому в исламской цивилизации, даже если скажем основы вера убеждении или обряды поклонения ограниченны только мусульманами. Если обратить внимание и всесторонне изучить Ислам мы увидим, что в Исламе две части: 1) акыды, 2) ибадат. Только эти части ограниченны мусульманами, а все остальное это учение о том, как мусульмане должны обращаться к остальным людям. То есть это вся остальная часть исламской религии кроме акыды и ибадата, все остальное это для людей. Это то, что выражено в словах Пророка и словах Аллаха, который говорит: «Мы послали тебя, как милость для миров». Если исламская религия была бы для мусульман и то, чему учит Ислам только для мусульман, то каким образом Пророк может быть милостью для миров, то каким образом Ислам может быть милостью для миров. И тогда зачем Пророк говорит, что все люди братья. А значить, надо относиться к людям как братьям, не смотря на то, что они исповедуют другую религию. Конечно, мы с вами знаем, что у братства есть свои степени, и братство есть разных видов. Конечно, есть и исламское братство, то есть мусульмане братья друг другу в религии и это особое братство в более узком смысле. Мы не говорим, что все люди вне зависимости от их религии являются нашими братьями по вере, конечно же, нет, по вере и религии братья для мусульман только мусульмане. Но это не значить, что Ислам говорит только об одном виде братства. Есть братство в религии, но есть и общее человеческое братство, о чем свидетельствует многие другие хадисы и аяты Корана. Аллах говорит: «Давайте придем к слову, которое будет для нас объединяющим (не поклоняться никому, кроме Аллаха и не делали друг друга рабами)». Вспомним слова пророков, которые Аллах в Коране приводит: «Скажи я воистину такой же человек, как и вы, но мне только приходит откровение, в котором говорится: «Что нет Бога кроме Аллаха». Приводится один из хадисов, что однажды пришли сподвижники к пророку Мухаммаду и начали его восхвалять и говорить: «Ты наш господин». Пророк предостерег их и сказал: «Говорите свои слова, но будьте осторожны и не повторите то, что сделали последователи Исы, но говорите: «Я раб и посланник Аллаха». Как мы знаем, их восхваление Исы постепенно перешло к обожествлению Исы и таким образом многие люди заблудились. И Пророк предостерегает мусульман, чтобы они не впали в такое заблуждение. В другом хадисе, где Пророк говорит: «Будьте осторожны, чтобы шайтан вас не привел к тому, к чему привел последователей Исы». Рассказывается, что однажды к Пророку пришел дрожащий человек, и Пророк сказал ему: «Успокойся и присядь, я всего лишь человек и я сын женщины, которая ела черствый хлеб». Несмотря на то, что он величайший из людей, и он никогда не забывал, что он всего лишь раб.

Если обратиться к сунне Пророка мы найдем много хадисов, в которых идет или содержится разъяснение, что мы послали тебя как милость для миров. Множество хадисов, в которых Пророк учит нас, как относиться к родителям и эти хадисы показывают, что нет разницы мусульмане родители или не мусульмане. Множество хадисов, в которых Пророк учит нас, как относиться к маленьким детям или пожилым людям, и множество хадисов не различают между тем эти дети и пожилые люди мусульмане или не мусульмане. Множество хадисов, в которых Пророк учит, как относиться к соседям и в этих хадисах не различаются они мусульмане или нет. Мы не можем оставить в стороне сотни хадисов, в которых Пророк учит добру, помощи и совершению хороших дел по отношению ко всем людям.

Вспомним, как Пророк учил людей с добром и милосердием относиться к животным и запрещал проявлять жестокость по отношению к животным. В другом хадисе Пророк говорит: «Все рабы братья, о рабы Аллаха будьте братьями». Самые важные части Ислама это Акыда и Ибада, они являются основными. Для чего Аллах учит мусульман этим двум частям? Для того, чтобы Акыда и Ибадат воспитали и сформировали такую умму, которая смогла бы построить мировую цивилизацию, которая действительно являлась милостью и благом для всего остального человечества, потому что все человечество есть братья. Это тот смысл, который входит в дуа который он читал каждый раз после намаза. Аллах говорит: «И мы сделали вас серединной общиной, чтобы вы были свидетелями на земле людьми». Аллах говорит в Коране: «Аллах не запрещает вам дружить и относиться наилучшим образом по отношению к тем, кто не воюет с вами и кто не изгоняет вас из ваших жилищ».

Мы всегда должны помнить Аллах не учит нас вражде по отношению к другим людям и Ислам не призывает к войне с другими концессиями.