12162017Важное:

Пятничная проповедь: Обновление имана

Обновление имана

Вся хвала одному Аллаху, мир и благословение Его рабу и посланнику Мухаммаду,

его сподвижникам и его семье и всем верующим до конца этого мира.

 

Говорит всевышний Аллах в благородном Коране: «О вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха достойным образом, и если умираете, умирайте мусульманами».

Темой сегодняшней хутбы является обязательность обновления имана. Сколько бы мы не говорили на эту тему, это никогда не будет лишним. Потому что иман, если его разделить на две части в его мыслях и его чувствах. Если иман в мыслях остается низменным, то иман в чувствах постоянно меняется. Иман в чувствах с его духовной стороны не может быть неизменным. Потому что иман человека подвергается влиянию различных факторов. Из этих факторов, самыми основными являются три фактора. Первый фактор — это нафс, человеческое эго, это наши инстинкты, наши страсти. Второй фактор — это шайтан, который постоянно пытается повлиять на иман. И третий фактор — это мирская жизнь, дунья. Эти три фактора никогда не отдыхают, никогда не спят, никогда не отключаются, и ежеминутно и ежесекундно действуют на наш иман. И естественно действуют на него в уменьшительную сторону, то есть всегда бьют по иману и ослабевают его. Бьют постоянно без остановки, и если не противодействовать этим факторам, то иман обязательно будет слабеть и слабеть.

Основы вероубеждения мусульманина, конечно же, не меняются, то есть мы всегда верим в единого Аллаха, в Его книги, в Его посланников, мы верим в Судный день, мы верим в предопределение добра и зла от Аллаха. Но духовная сторона, крепость и сила имана она не может быть стабильной. Она меняется, либо в сторону усиления, либо в сторону ослабевания.

Для мусульманина является обязательным, изучить, какие факторы воздействуют на иман и ослабевают его, а какие действия влияют на усиление имана. Это большой раздел в исламской религии, но, к сожалению, мы мало уделяем этому разделу в исламских знаниях. И является недостаточным, лишь выучить основы имана. Потому что это лишь одна его сторона. Вторая его сторона, это духовная сторона, которую нужно постоянно поддерживать.

Если посмотреть на сподвижников Пророка, то мы увидим, что они не ограничивались в своем понимании имана лишь на мыслительной стороне, но они видели, что у имана есть очень большая его духовная, чувственная сторона. Мы найдем, что передается от некоторых сахаба такое выражение как: «Пойдем, поверим один час». Что значит, пойдем, поверим один час? То есть пойдем, обновим свой иман. И тогда сахабы собирались, занимались поклонением Аллаху, размышляли о Судном дне, размышляли о рае и аде, либо совершали какие-то другие дела, которые обновляют, усиляют и укрепляют иман.

Есть наставление от мусульманских наставников, что каждый мусульманин должен обязательно выделять время для обновления имана. Как делается обновление имана, как усиливается и укрепляется иман?

В некоторых из хадисов Пророка, сказал о вкусе имана. Также Всевышний Аллах в суре «Худжурат», в седьмом аяте говорит: «…Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем». Поэтому мы должны, также как ухаживаем за мысленной, также ухаживать за духовной, чувственной стороной имана, за правильностью нашего имана с духовной стороны. Ведь в этом аяте Аллах говорит о том, что мусульманин любит иман, а не только понимает его, и ненавидит неверие, а не только понимает его виды и разновидности.

И как сказал посланник Аллаха в одном из своих хадисов: «Тот, у кого соберутся три качества, тот почувствует сладость веры». Первое, о чем сказал посланник Аллаха, это любить Аллаха и Его посланника больше чем все остальное. Мысленно, каждый мусульманин понимает, что он должен любить Аллаха и Его посланника больше чем все остальное. Но если взять чувственную сторону, и спросить, на самом ли ты деле ты любишь Аллаха и Его посланника, больше чем все остальное? Нет, и это далеко не так, ведь здесь недостаточно словами сказать, что ты любишь Аллаха и Его посланника больше, чем все остальное. И здесь можно вспомнить о том, как посланник Аллаха спросил Умара о том, любит ли он Пророка больше чем самого себя. Он ответил, что себя он любит больше. И только после того как Умар пересмотрел и обновил свой иман, ответил, что любит посланника Аллаха больше чем самого себя.

Второе — это любить человека только ради Аллаха. Любить человека за то, что он верующий, за то, что он богобоязненный, из-за его праведных дел, из-за его служению религии Аллаха. В одной из версий говорится также, если ты кого- то ненавидишь, то делаешь это тоже ради Аллаха, то есть из-за его неверия, нечестия и тому подобное.

И третье, это бояться возвращения к неверию, также как ты боишься быть брошенным в огонь. И опять же, если нас спросить, боимся ли мы быть брошенным в огонь? Конечно же, мы ответим да. Но насколько будет отличаться наше состояние, если нас подвести к реальному пламени огня?

Дорогие братья, мы должны знать, когда мы приводим некоторые аяты и хадисы, что понимание этого вопроса не ограничивается, только этими аятами и хадисами. Эти аяты и хадисы всего лишь примеры. А чтобы понять этот вопрос полностью, нужно охватить Коран и сунну полностью. И если в хадисе говорится о трех вещах, это не значит, что кроме этих трех вещей больше нет.

В другом хадисе, который приводится в сборнике имама Муслима, посланник Аллаха говорит: «Почувствует сладость веры тот, кто будет доволен Аллахом как Господом, Исламом как своей религией, и Мухуммадом, как своим посланником». И здесь говорится об истинном довольстве, которое глубоко в твоем сердце, а не просто о каких-то словах, которые очень легко произносить.

Вспомним о том, что говорит Пророк, также о сладости веры, в другом хадисе: «Я удивляюсь положению верующего. Если с ним случается благо, то он всегда восхваляет Аллаха, а когда с ним случается беда, он терпелив, и в обоих случаях его ждет награда от Аллаха». Ведь это тот уровень и та степень имана, при котором чувствуется ее вкус. И каждый из нас должен посмотреть, сколь раз к нам приходило благо, и мы были благодарны Аллаху, и сколько раз нам приходило испытание, и мы при этом проявляли терпение.

Посланник Аллаха учит различным способам, увеличения и обновления имана. Но один из самых сильных, это размышление о Судном дне, размышление об аде и рае, представление себя после смерти, пребывание в могиле, то, как мы предстанем перед Аллахом. Размышление над тем, как Аллах описывает ад и рай в Коране. Особенно хорошо, это делать в уединении.

 

Просим Аллаха сделать нас из тех, кто слушает слова, и берут из них наилучшее.