10232017Важное:

Плюрализм и монотеизм в Исламе

Ганнуши, Тунис

Ислам — это религия, главным

принципом которой является

абсолютный монотеизм

 

Ислам — это религия, главным принципом которой является абсолютный монотеизм. Ее символ веры заключается в признании Единства Бога и посланнической миссии пророка Мухаммада (мир ему и благословение); его миссия стала завершением и кульминацией всех предыдущих миссий пророков и посланников.

Важно понимать, что Ислам, основанный на строгом монотеизме, не отрицает плюрализм и не вступает в противоречие с этим принципом. Понимание этого факта особенно важно в наше время. От его подлинного осознания как самими мусульманами, так и немусульманами, во многом зависит судьба межрелигиозного диалога и толерантности в мире.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Всех пророков до меня и меня самого можно уподобить человеку, который построил дом, после чего люди посмотрели и сказали: «Какой красивый дом, но в нем недостает одного камня. Я — печать всех пророков и я — тот камень»

Сама суть монотеизма заключается в признании Единства Бога, а также — в отрицании всех видов придания Богу сотоварищей и соучастников в акте творения. Таким образом, Аллах является единственным Создателем и единственным Управителем делами своих созданий, Который через естественные законы управляет материальной вселенной, включая человеческое бытие, интеллектуальную и духовную сферы жизнедеятельности человечества.

Что касается общественной и духовной жизни, то она регулируется посредством законов, которые были принесены посланниками в результате откровения. Важно подчеркнуть ответственность людей за свою судьбу, которая выражается посредством принятия или отрицания посланнической миссии. Люди несут такую ответственность, поскольку наделены свободой воли и выбора.

Кредо монотеизма является стержнем, который пронизывает все аспекты жизни и служит средством объединения на всех уровнях, наилучшим примером чего является умма последнего пророка, члены которой чувствуют единство и общность независимо от своего происхождения.

Поскольку все «верующие — братья», и это превосходит предыдущие монотеистические религии, Ислам является высшей ступенью монотеизма, он устраняет все предыдущие противоречия и несогласованности. Это религия для всего человечества, и Коран обращается к людям Писания: «О, люди Писания! Давайте придем к согласию между вами и нами, и не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не придавая Ему сотоварищей и не делая никого из нас покровителями, помимо Аллаха» (Коран, 3:64)

Поиск монотеизма не ограничен, а выходит дальше за пределы, с целью единства людей, о чем свидетельствуется кораническое обращение ко всем людям, ко всему человечеству.

Последняя сура в Коране называется «ан-Нас» («Люди»). Однако каков же путь достижения этого единства?

Разрешает ли религия откровения, основываясь на принципе монотеизма, устранять все различия и достичь единства даже посредством силы, или же она, наоборот, порицает такой подход?

Не является ли она основой для авторитарных режимов, поскольку Один Бог является Властителем небес и земли и представлен одним правителем, одним имамом, одной властью, одной главой семьи?

Эта статья утверждает, что монотеизм не противоречит разнообразности, плюрализму, свободе, толерантности, или демократии, но это, скорее, основа для них и отрицание для политеизма, диктаторства и всех видов преступления.

Разнообразность — это естественная вселенская норма и признак Величия Господа. Не все различия осуждаются Исламом и признаются заслуживающими искоренения и это не отклонение от нормы, но это — первичная основа и феномен, который подтверждает Величие и Совершенство Божественности Создателя.

В Коране Аллах говорит: «И среди Его знамений – создание небес и земли, и различия в ваших языках и цветах кожи» (Коран, 30:22)

Эти различия в языке и в цвете кожи не вызывают возмущения или желания их устранить, а служат для созерцания Величия Создателя. Подобно тому, когда видите красивый сад, вы переполнены ощущением гармонии разных цветов и благоуханий или красоты разных деревьев, плодов и вкусов; и эти ощущения побуждают к чувству удивления, изумления и радости.

В других местах в Коране повторно упоминаются различные фрукты, цветы и деревья, и напоминается тот факт, что все они поливаются одной водой, питаются из одной почвы и того самого воздуха. Так же, как они созданы одним Творцом.

Коран привлек внимание в своем стремлении озарить небрежные умы и сделать их осведомленными в красоте создания, которое их окружает, гениальности его структуры, а также — практичности их использования для людей.

И подобие различных сообществ муравьев и пчел говорит о том, что они также, как и ангелы, джины и люди различных рас, племен, мужчины и женщины, созданы такими не для того, чтобы бороться в бесполезной попытке изменить Божью Волю и устранить все различия и стать идентичными, но для того, чтобы они могли понять Божественную Славу через разнообразие в созданиях и, следовательно, стремиться познать и дополнять друг друга.

Подобно этому, различия в вере, религии, мысли, этике или политике не оправдывают их насильственного искоренения, поскольку это будет нарушать одну из целей Божественного Творения.

«Но они не перестанут пререкаться и разногласить, кроме тех, кому твой Господь ниспослал свою милость и ради этого Он создал их» (Коран, 11:118-119), — этот примечательный аят из Корана подчеркивает присущие природе различия в структуре вселенной, общества и национальностей, и это будет продолжаться, поскольку является одной из целей создания.

Этот аят стал объектом дискуссий среди толкователей Корана, так как они усматривали некое противоречие между ним и другим аятом («Я создал джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, 51:56)), который подчеркивает, что цель создания заключается в поклонении Богу, тогда как предыдущий аят привлекает внимание к тому, что разнообразие являются целью создания, а это необратимо приводит к признанию существования тех, кто не верит.

Это кажущееся противоречие не может быть подлинным противоречием, поскольку Божье Слово не может содержать никакого противоречия или несогласованности. Следовательно, это противоречие не является настоящим, а только кажущимся, и оно должно быть разъясненным.

Ислам, признавая человеческую свободу и личную ответственность, признал различие и рассматривал это как естественный феномен и знак Божественной Славы и Воли Творца.

Действительно, человечество сначала было одним народом, обладающим простым единством, соответствующим его простым нуждам и интересам. Однако позже, когда оно стало более развитым, нужды стали более комплексными, его количество возросло, так как умножились и различия, войны и конфликты.

Возникла необходимость пришествия посланников для того, чтобы возродить монотеизм в человеческих сердцах и способствовать созданию социальной системы, где должно было утвердить верховенство права и заместить собой несовершенные законы.

Нет противоречия в том, что различие является целью творения и тем фактом, что поклонение Богу является целью творения. В действительности имеет место гармоничное взаимное дополнение этих характеристик, рациональности, комплексной природы и освобождающего духа Ислама.

Это значит, что Ислам является наиболее подходящим выражением человеческой природы, которая вмещает в себе единство и разнообразность, стремление поклоняться Богу и склонность к неверию и мятежу вплоть до притязания на божественность, как это выразил аль-Газали словами: «В душе каждого человека скрыта жажда господства», — тогда как ибн аль-Кайим придерживался мнения, что в сердце каждого человека есть сильнейшая страсть, которая может быть удовлетворена только посредством приближения к Богу.

И то, что различия иногда приводят к противоречиям, как говорит Саид Кутуб, является имманентным замыслом творения. И это присуще природе, как в рамках одного, так и между разными обществами.

Проверкой способностей человека и его критерием успеха является обнаружение постоянной угрозы единству в самой гуще этих процессов. В действительности, это задача ученых — наблюдать разнообразие.

Дети также не различают между разными цветами и свойствами до определенного периода, и это же справедливо для народов на ранних стадиях их развития; постепенно ребенок подрастает и вырабатывает способности, становится способным различать между своей матерью и другими женщинами, между людьми и их отношениями, между полезным и вредным, между добром и злом, между прекрасным и уродливым, между истиной и ложью.

Но наблюдение различий во вселенной, которые обуславливают затруднения и угрозы для единства, является ступенью в открытии единых законов, и множественность законов обуславливает смущение для ума, который ищет дальнейшей унификации законов и преобразования их в единый закон.

Если бы Бог не даровал человеку способность выделять различия и стремление к объединению без помощи посланников и пророков, он не смог бы сопоставлять концепции разнообразия и единства и организовать социальную систему, которая бы признавала их различия и стремилась организовать их так, чтобы трансформировать в фактор силы, а не наоборот.

Это испытание для людей: признавать различия, размышлять над ними и использовать это как путь к открытию единства и монотеизма. Сказано в Коране: «Мы сделали одних из вас как испытание для других, будете ли вы терпеливыми?» (Коран, 25:20)

Таким образом, подчеркивается Воля Господа в создании людей разными и Ислам призывает не спешить в поисках примитивных и иррациональных путей уничтожения различий, а найти соглашения с терпимостью и решительностью для того, чтобы заложить фундамент содействия в праведности и добродетельности.

Перевод: Юрий Косенко, историк, переводчик, востоковед, африканист, журналист

Источник: газета «الفجر الجديد», октябрь, 2004 год

По материалам газеты «الفجر الجديد»

http://islam.com.ua/articles/meet_islam/sense_of_islam/1388/