07252017Важное:

Понимание религии и универсальность Ислама

  Понимание религии и универсальность Ислама

Продолжение. Начало в номере №109.

 

«Неужели они не размышляют над Кораном? Или их сердца запечатаны?» (Коран, 47:24).

Понимание — первый и самый сложный шаг на пути к истине. Проблема правильного понимания Ислама актуальна сегодня, как никогда. Тысячи молодых мусульман, разделяются на группы и течения, разрывая наши ряды.

Посланник Аллах (мир ему и благословение) говорил: «Кому Аллах захочет блага, тому даст понимание религии».

Как нам понимать Ислам? В основе понимания должно лежать осознание универсальности и всеобъемлемости Ислама, о чем неоднократно упоминал в своих трудах шейх Юсуф Кардави и другие богословы.

Вначале хотелось бы рассмотреть разницу между знанием текста и его правильным пониманием.

В Коране в качестве примера приводятся те, кто читает Писание, но не понимает его. И это не означает, что люди не владеют языком текстов, — они не понимают, чего хочет от них Всевышний Аллах, не делают правильных выводов и не следуют ниспосланному им: «Те, кому было поручено придерживаться Торы, но они не придерживались ее, подобны ослу, загруженному книгами» (Коран, 62:5). Как отметил в своем тафсире шейх Сеид Кутб, это сравнение равным образом применимо и к мусульманам.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предупреждал, что придет час, и люди утратят знания: «Поистине, Аллах не станет забирать знание, просто лишая его людей, но Он будет забирать знание, забирая к себе знающих, а когда не оставит Он ни одного знающего, люди начнут выбирать себе невежественных руководителей, к которым будут обращаться с вопросами, а те будут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других».

Знание в Коране и сунне означает именно понимание и способность  делать правильные выводы, а не просто владение информацией. Познание истины  — дар Аллаха и результат стараний в служении Ему и Его религии.

Имам Абу Хамид Газали отмечал следующие причины, мешающие понять истину:

—         недостаток разума, как у ребенка или сумасшедшего;

—         грехи;

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил об этом: «Кто совершил грех, тот лишился части своего разума, который к нему никогда больше не вернется».

—         обращение мысли к другим вещам, как у того, кто занят только своим материальным положением, и не интересуется ничем, кроме денег.

Всевышний говорит: «Они знают о мирской жизни только явное, но они беспечны к Последней жизни» (Коран, 30:7).

—         слепое следование кому­либо и фанатизм;

Например, фанатизм в приверженности традициям предков, своем мнении или мнении партии, учителя: «Но они разорвали свою религию на части, и каждая секта радуется тому, что имеет» (Коран, 23:53).

—         ошибочный выбор направления поиска или источника.

В завершении этого пункта можем сделать один вывод: правильное понимание Ислама — это то понимание, которое мы унаследовали от Посланника Аллаха, его сподвижников и праведных имамов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о верном пути: «Это то, чему следую я и мои сподвижники», «Держитесь моего пути и пути праведных халифов».

Вспомним, что такие известные знатоки Корана и хадисов, как Али ибн Асим, Хафс ибн Гаяс, Яхья ибн Маин, Яхья ибн Саид Куттон, Суфьян ибн Уейна, Абдулла ибн Мубарак, следовали в вопросах религии за имамом Абу Ханифой. Они прекрасно понимали, что способность толковать смысл текстов дана не всякому, и не каждый достиг этой высокой степени знаний.

Абдулла ибн Мубарак, этот великий имам, муджахид и знаток религии, говорил: «Если бы Аллах не позволил мне встретиться с Абу Ханифой и Суфьяном Саурий, я был бы среди последователей нововведений и ереси».

Имам Ахмад ибн Ханбал вспоминал: «Я не знал, что такое общий и конкретный текст, что такое отмененный и отменивший хадис, пока не встретил Шафии». Когда его спросили об учителе, знаменитом собирателе хадисов, имаме Абдурраззаке, он заметил: «Как мало понимания среди знатоков хадисов».

«Хадис, — по словам Ибн Уэйны, — введет человека в заблуждение, если он не из понимающих».

Ибн Уахб, имам и ученик имама Малика, предупреждал: «Каждый, кто знает хадисы, но не имеет наставника в их понимании, будет среди заблудших».

Что касается разногласий в понимании религиозных вопросов, конечно же, они были и будут среди мусульман. Принцип, которым мы руководствуемся, с уверенностью можно назвать наиболее верным и конструктивным: поиск общих позиций и взглядов и сотрудничество на этой основе со всеми мусульманами, и терпимое отношение друг к другу, когда мы расходимся в чем­то во мнениях.

Такой подход станет спасением для мусульман и Ислама, особенно принимая во внимание усиливающиеся вражду и фанатизм, что заметно в Крыму. Дезориентация мусульман, как результат работы различных исламских сект, и противостояние своим братьям не делает чести верующим, ищущим довольства Аллаха.

Универсальность Ислама

Аллах ниспослал нам религию, чтобы объединить верующих, а не для того, чтобы каждый следовал тому, что ему по душе. Искаженное понимание  продолжает быть основной причиной слабости и разобщенности мусульман. Одни занялись вопросами вероубеждения, других привлекает политическая сторона, третьи отдаются поклонению и духовному развитию, четвертые ограничиваются благотворительностью.

Но Ислам это не шведский стол, чтобы брать одно и ставлять другое.

Посланник Аллаха сказал вождям племени Бану Амир: Исламу принесет побуде только лишь тот, охватит её со всех сторон. В своей мольбе к Всевышнему Аллаху, пророк Мухаммад, мир ему, говорил: О, Аллах, исправь мне мою религию,  в которой основа всей моей жизни и моего пути. О, Аллах, исправь мне этот мир, в котором проходит моя жизнь. О, Аллах, исправь мне мою будущую жизнь, в которую я приду, и в которой мое вечное пребывание. (Часть мольбы, переданной в хадисе Муслима от Абу Хурейры). Как  мы видим, Ислам охватывает все, что связано с существованием человека, и религия только часть пути Ислама.

Как можно верующему отделять религию от жизн, если Аллах, Создатель небес и земли — Владыка и Господь всего. Как можно признавать себя рабом Аллаха в мечети, а после быть рабом чего-то другого. «Господь небес и земли и того, что между ними», (Ряды 5).

Когда был ниспослан аят «Те, которые признавали богами помимо Аллаха своих ученых и монахов», (Покаяние 31), Адий ибн Хатим сказал Пророку, что когда он был христианином, они не обожествляли ученых и монахов. Но это Посланник спросил его: они приказывали вам или запрещали, вы подчинялись? Ади сказал: да. Тогда Пророк сказал ему: это и есть обожествление. (Тирмизи). Этот хадис ясно говорит о том, что Ислам не признает принципа: Богу богово, кесарю кесарево.

Многие западные политические деятели, востоковеды и миссионеры не первый год говорят о необходимости изменить понимание мусульманами своей религии. Речь идет, прежде всего, о разделении на общую и особенную (сакральную) сферы, религиозную и государственную, политическую и духовную. Как отмечал ученый Мустафа Таххан, самый большой удар мусульманам был нанесен, когда их врагам удалось расщепить понимание Ислама, разграничив вопросы веры и вопросы общественные, нравственность и экономику, поклонение и повседневную жизнь, науку и служение Творцу.

Религия Аллаха охватывает все стороны жизни человека: это государство и родина, правительство и народ, нравственность и сила, милосердие и справедливость, труд и экономика, призыв и джихад, армия и идея. Ислам усовершенствовал нравы, став средством исправления человеческой личности, общества, предложил методы формирования вероубеждения и раскрыл пути поклонения Творцу.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сбалансировал передачу исламского учения своим сподвижникам. Тринадцать лет в Мекке он учил их вере и поклонению, воспитывал нравственность и обучал способам призыва и исламской работы, принципам соседства с немусульманами.

Коран, хадисы Пророка и его сунна однозначно указывают на то, что нельзя разделять вероубеждение и нравственность, поклонение и благотворительность, политику и просвещение, социальную деятельность и духовность. И все же мы видим сегодня течения и секты, заявляющие о себе как о единственных последователях пути Пророка (мир ему и благословение). Они не отдают себе отчет в том, что провоцируют раскол среди мусульман. Разве не о них сказано в книге Аллаха: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (Коран, 6:159). Только опираясь на Коран и сунну, мы станем на правильный путь.

 

Продолжение следует

Сейран АРИФОВ